Технические средства обучения

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТЕА
ТЕБ
ТЕВ
ТЕГ
ТЕД
ТЕЖ
ТЕЗ
ТЕИ
ТЕЙ
ТЕК
ТЕЛ
ТЕМ
ТЕН
ТЕО
ТЕП
ТЕР
ТЕС
ТЕТ
ТЕУ
ТЕФ
ТЕХ
ТЕЧ
ТЕШ
ТЕЯ

Технические средства обучения, системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. По функциональному назначению Технические средства обучения обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.

  К информационным относятся в основном аудиовизуальные Технические средства обучения: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция (см. Диаскоп, Эпидиаскоп), лингафонное оборудование (см. Лингафонный кабинет). Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные Технические средства обучения могут быть успешно использованы также и при самостоятельном обучении. В качестве информационных Технические средства обучения могут применяться электронные вычислительные устройства.

  Контролирующие Технические средства обучения предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Такие устройства используются во всех фазах учебного цикла. Контроль — неотъемлемая часть процесса обучения, он выполняет функции обратной связи между обучаемым и преподавателем. Основные формы контроля, реализуемые с помощью контролирующих Технические средства обучения, — текущий контроль усвоения учащимися некоторого объёма учебного материала и итоговый контроль на определённой стадии учебного процесса. Контролирующие Технические средства обучения бывают индивидуальные и групповые и различаются по типу обучающих программ и методам ввода ответа обучаемого. Такие Технические средства обучения бывают различной сложности: от простейших карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных электронных контролирующих автоматов и ЭВМ включительно. В наиболее совершенных контролирующих устройствах используются разветвленные обучающие программы с конструируемым ответом. При автоматизированном контроле качества усвоения материала преподаватель в значит. степени освобождается от трудоёмких операций, присущих обычным методам опроса, что даёт ему возможность уделять больше внимания творческим аспектам обучения и индивидуальной работе с учащимися. Контроль становится более регулярным, достоверным, экономным (с точки зрения затрат времени). В высших и средних учебных заведениях используются классы или аудитории, оснащенные контролирующими устройствами (см. Автоматизированного обучения класс), с помощью которых преподаватель имеет возможность управлять процессом контроля и получать необходимые статистические данные о качестве усвоения учебного материала.

  Дидактические возможности обучающих, так же как и контролирующих Технические средства обучения, определяются степенью совершенства программ, которые в них реализуются. Программа и Технические средства обучения органически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Какими бы совершенными ни были Технические средства обучения, без соответствующей программы, разработанной на основе принципов теории обучения и с учётом достижений в области изучаемого предмета, они утрачивают свою ценность в дидактическом плане и становятся малоэффективными при контроле знаний. В то же время любая совершенная обучающая программа требует для своей реализации устройства с высокими техническими данными. Наиболее полно требованиям, предъявляемым к Технические средства обучения, удовлетворяют автоматизированные обучающие системы (АОС). АОС — функционально взаимосвязанный набор подсистем учебно-методического, информационного, математического и инженерно-технического обеспечения на базе средств вычислительной техники, предназначенный для оптимизации процессов обучения в различных его формах и работающий в диалоговом режиме коллективного пользования. АОС дают возможность использовать быстродействие ЭВМ, её способность хранить большое количество информации, логической возможности, дистанционный доступ к информационным массивам, возможность накапливать и обрабатывать статистический материал об учебном процессе с требуемым уровнем обобщения. Применение АОС в учебном процессе позволяет решить ряд фундаментальных проблем педагогики, основные из которых — индивидуализация обучения в условиях массовости образования; развитие творческой активности и способностей учащихся к познавательной деятельности; унификация учебно-методического материала в связи с открывшейся возможностью «тиражирования» опыта лучших преподавателей. Оснащение учебного рабочего места устройством отображения информации (см. Отображения информации устройство) на электроннолучевой трубке (дисплеем) позволяет организовать диалог с ЭВМ, близкий к естественной форме общения учащихся с преподавателем .

  Комплексное использование Технические средства обучения всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения — улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса (см. также Учебное оборудование).

 

  Лит.: Молибог А. Г., Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе, М., 1971; Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.

  Н. Ф. Красное.

Так же Вы можете узнать о...


Гребной спорт . Различают два вида Г. с.: на судах с уключинами (уключинный Г.
Держава (от др.-рус. дьржа — владычество, могущество), 1) термин, которым обозначается независимое, самостоятельное государство.
Дуадастанон, осетинский музыкальный инструмент типа арфы.
Засечка геодезическая, способ определения положения точки (опорного пункта в геодезии, орудия или цели в артиллерии) путём измерения длин отрезков, соединяющих эту точку с некоторыми заданными точками, или углов между направлениями этих отрезков.
Индуктивность взаимная, величина, характеризующая магнитную связь двух или более электрических цепей (контуров).
Кампече (город в Мексике) Кампече (Campeche), город в Мексике, административный центр штат Кампече.
Ки Хаджар Деванторо (Ki Hadjar Dewantara), псевдоним деятеля индонезийского национального движения Суварди Сурьянинграта (1889—1959).
Коммутация (экономич.) Коммутация (от лат. commutatio — перемена) замена барщинных повинностей и натуральных оброков феодально-эксплуатируемых крестьян денежной рентой, происходившая в результате и по мере проникновения товарно-денежных отношений в феодальную деревню.
Крейзер Яков Григорьевич [22.10(4.11).1905, Воронеж, — 29.
Ландо (франц. landau), кузов легкового автомобиля закрытого типа с верхом, открывающимся только над задними пассажирскими сиденьями.