Тормоз

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТОА
ТОБ
ТОВ
ТОГ
ТОД
ТОЁ
ТОЖ
ТОЗ
ТОИ
ТОЙ
ТОК
ТОЛ
ТОМ
ТОН
ТОО
ТОП
ТОР
ТОС
ТОТ
ТОУ
ТОФ
ТОХ
ТОЦ
ТОЧ
ТОШ
ТОЩ
ТОЯ

Тормоз (от греч. tоrmos — отверстие для вставки гвоздя, задерживающего вращение колеса), комплекс устройств для снижения скорости движения или для осуществления полной остановки машины или механизма, а в подъёмно-транспортных машинах также для удержания груза в подвешенном состоянии.

  Тормоз подразделяются по принципу действия на механические (фрикционные), гидравлические и электрические (электромагнитные, индукционные и т.д.). По конструктивному выполнению рабочих элементов различают Тормоз колодочные, ленточные, дисковые, конические и др.

  Наибольшее применение в машинах и механизмах (подъёмно-транспортные машины, механизмы станков, железнодорожные поезда) находят колодочные Тормоз с внешними колодками, расположенными на качающихся рычагах, обычно диаметрально по отношению к тормозному барабану. В автомобилях применяются колодочные Тормоз с внутренними колодками (рис. 1).

Рис. 1. Схема колодочного тормоза: 1 — барабан; 2 и 4 — колодки; 3 — шарнир; 5 — стяжная пружина. Тормоз.

Рис. 1. Схема колодочного тормоза: 1 — барабан; 2 и 4 — колодки; 3 — шарнир; 5 — стяжная пружина.

Рис. 2. Трансмиссионный тормоз автомобиля: 1 — тормозная накладка; 2 — тормозной барабан; 3 — стяжная пружина; 4 — фланец вторичного вала коробки передач; 5 — колодка; 6 — разжимной кулак; 7 — тормозной щит; 8 — рычаг привода ручного тормоза; 9 — коробка передач. Тормоз.

Рис. 2. Трансмиссионный тормоз автомобиля: 1 — тормозная накладка; 2 — тормозной барабан; 3 — стяжная пружина; 4 — фланец вторичного вала коробки передач; 5 — колодка; 6 — разжимной кулак; 7 — тормозной щит; 8 — рычаг привода ручного тормоза; 9 — коробка передач.

  Конструктивные разновидности колодочных Тормоз (рис. 2) определяются главным образом рычажной системой и типом привода. В механизмах передвижения некоторых транспортных машин, железнодорожных вагонов и локомотивов применяются колодочные рельсовые Тормоз, действие которых основано на прижатии тормозных колодок к рельсам. Эти Тормоз особенно эффективны при экстренном торможении.

  В ленточном Тормоз вместо колодок используется гибкая лента, охватывающая барабан, что позволяет повысить момент трения, возрастающий с увеличением угла обхвата. Ленточные Тормоз находят применение в механизмах подъёма, передвижения и поворота подъёмно-транспортных машин. К недостаткам ленточных Тормоз относятся значительное усилие, изгибающее вал тормозного барабана, неравномерность распределения давления и износа фрикционного материала по дуге обхвата, большее по сравнению с др. Тормоз влияние изменения коэффициента трения на тормозной момент.

  В дисковых Тормоз момент трения создаётся в результате прижатия дисков, вращающихся вместе с валом механизма, к закрепленным дискам. Дисковыми Тормоз можно получать высокие значения момента трения, возрастающего с увеличением числа дисков. Кроме того, эти Тормоз отличаются компактностью, возможностью относительно лёгкой защиты их от окружающей среды (вплоть до герметизации). Недостатки — плохой отвод тепла от поверхностей трения, особенно в многодисковых Тормоз Дисковые Тормоз находят применение в различных механизмах транспортных машин, металлообрабатывающих станков.

  Перспективны дисково-колодочные Тормоз, в которых трение создаётся между торцевыми поверхностями диска и прижимаемыми к диску с обоих торцов фрикционными колодками, перекрывающими только небольшую часть поверхности трения диска, что обеспечивает улучшение теплоотвода и повышение срока службы колодок. Существенное достоинство дисково-колодочного Тормоз — относительно малый момент инерции диска (по сравнению с моментом инерции тормозного барабана колодочного или ленточного Тормоз), что уменьшает нагрузку на двигатель при пуске механизма и кинетическую энергию, переходящую в теплоту при торможении. Такие Тормоз особенно эффективны в системах торможения тяжёлых транспортных машин, например грузовых автомобилей.

  В механизмах подъёмно-транспортных машин применяются грузоупорные Тормоз, в которых тормозной момент создаётся под действием транспортируемого груза. Эти Тормоз применяются в качестве спускных Тормоз в подъёмных и стреловых лебёдках, а также как аварийные Тормоз в эскалаторах. В грузоподъёмных машинах с ручным приводом используют так называемые безопасные рукоятки (грузоупорные Тормоз с храповым механизмом), предотвращающие вращение (раскручивание) приводных рукояток под действием поднимаемого груза. По условиям безопасности работ в некоторых машинах и механизмах необходимо применение так называемых скоростных Тормоз (ограничителей скорости), которые не допускают увеличения скорости движения механизма сверх заданной, но остановить механизм и груз не могут. Их используют для регулирования скорости спуска тяжёлых грузов в приводах различных подъёмников, конвейеров, в испытательных установках и т.п. Различают несколько типов скоростных Тормоз: центробежные, динамические (гидравлические), вихревые (индукционные), порошковые. Например, в центробежном Тормоз при увеличении скорости движения сверх заданной возрастает центробежная сила вращающихся элементов Тормоз, создающая давление на неподвижную часть тормозного устройства, в результате чего возникает необходимый тормозной момент.

  Момент трения, создаваемый Тормоз, зависит от усилия, с которым фрикционные элементы Тормоз (колодки, лента, диски) прижимаются к поверхности трения элемента, связанного с механизмом (барабан, диск), и от свойств материалов трущейся пары. Для увеличения усилия прижатия в некоторых Тормоз используется эффект самоторможения, при котором сила трения, возникающая между трущимися поверхностями, способствует дополнительному сжатию этих поверхностей. Для обеспечения малых габаритных размеров Тормоз и меньшей мощности его привода с одновременным получением больших тормозных моментов применяют фрикционные материалы, которые приклеивают или приклёпывают к рабочим элементам Тормоз

  Для управления Тормоз служит привод, который может быть механическим, гидравлическим, пневматическим, вакуумным, электромагнитным, электрогидравлическим, электромеханическим и т.п. При механическом управлении Тормоз (обычно ручные Тормоз автомобилей и др. транспортных машин) усилие управления передаётся от рычага или педали управления к рабочим элементам Тормоз через систему тяг, рычагов, шарниров. При значительном удалении Тормоз от места управления механический привод становится громоздким. Более совершенны гидравлическая система управления Тормоз (например, в легковых автомобилях и подъёмных кранах) и пневматическая система (например, в грузовых автомобилях, автобусах, трамваях, железнодорожных поездах, шасси самолётов). Пневматические и электропневматические системы привода Тормоз (рис. 3), в которых основными силовыми органами являются тормозные силовые цилиндры, связанные воздушной магистралью с компрессором через кран машиниста, а системой рычагов с фрикционными колодками, применяются на железнодорожном подвижном составе (см. Казанцева тормоз, Матросова тормоз). При электрическом приводе Тормоз используют специальные тормозные электромагниты постоянного или переменного тока, воздействующие на рычажную систему Тормоз, а также электрогидравлические или электромеханические толкатели, которые представляют собой устройства, состоящие из преобразователя энергии с самостоятельным двигателем и собственно толкателя со штоком, движущимся поступательно и соединённым с рычажной системой Тормоз Толкатели Тормоз нечувствительны к перегрузкам (позволяют ограничить ход штока в обоих направлениях без опасности перегрузки двигателя и элементов толкателя), дают возможность работать с большой частотой включений, благодаря чему их можно использовать в системах регулирования скорости движения рабочих органов машины. В некоторых конструкциях Тормоз находят применение приводы от короткозамкнутого серводвигателя, соединённого с рычажной системой Тормоз через зубчатую или кривошипную передачи.

Рис. 3. Схема тормозной системы железнодорожного поезда: 1 — воздушный компрессор; 2 — главный воздушный резервуар; 3 — воздухопровод; 4 — кран машиниста; 5 — воздушная магистраль; 6 — тормозная колодка; 7 — обратный клапан; 8 — воздухораспределитель; 9 — запасной воздушный резервуар; 10 — тормозной цилиндр; А, В, С — основные положения рукоятки крана машиниста (отпуск тормозов, нейтральное положение, торможение). Тормоз.

Рис. 3. Схема тормозной системы железнодорожного поезда: 1 — воздушный компрессор; 2 — главный воздушный резервуар; 3 — воздухопровод; 4 — кран машиниста; 5 — воздушная магистраль; 6 — тормозная колодка; 7 — обратный клапан; 8 — воздухораспределитель; 9 — запасной воздушный резервуар; 10 — тормозной цилиндр; А, В, С — основные положения рукоятки крана машиниста (отпуск тормозов, нейтральное положение, торможение).

  Кроме торможения, осуществляемого описанными Тормоз, применяют торможение электрическое и аэродинамическое (например, с помощью тормозных парашютов и элементов механизации крыла самолёта), а также торможение, производимое в результате изменения режима работы двигателя машины (например, тормоз-замедлитель в автомобиле).

 

  Лит.: Александров М. П., Тормозные устройства в машиностроении, М., 1965; Мащенко А. Ф., Розанов В. Г., Тормозные системы автотранспортных средств, М., 1972; Борисов С. М., Фрикционные муфты и тормоза строительных и дорожных машин, М., 1973; Крылов В. И., Клыков Е. В., Ясенцев В. Ф., Автоматические тормоза, М., 1973; Казаринов В. М., Иноземцев В. Г., Ясенцев В. Ф., Теоретические основы проектирования и эксплуатации автотормозов, М., 1968; Гавриленко Б. А., Минин В. А., Словников Л. С., Гидравлические тормоза, М., 1961; Иогансон Р. А., Индукторные тормоза, М. — Л., 1966.

  М. П. Александров, Ю. К. Есеновский-Лашков, В. Г. Иноземцев, Е. В. Клыков. Под общей редакцией М. П. Александрова.

Так же Вы можете узнать о...


Хусейн Таха (14.11.1889, Килу, близ г. Магага в Верхнем Египте, — 28.
Чамбал, река в Индии, правый приток р. Джамна.
Чувашский университет имени И. Н. Ульянова, основан в 1967 в г.
Шишак, вид русского шлема с украшением в виде суживающейся кверху трубки с шишкой на острие.
Эйвбери (Avebury), комплекс мегалитических святилищ и гробниц эпохи неолита — ранней бронзы (2100—1650 до н.
Энергетический барьер, см. в ст. Энергия активации.
Ямато-э, одна из школ японской живописи, сложившаяся в 10—11 вв.
Азербайджан, см. ская Советская Социалистическая Республика.
Амилопласты, бесцветные пластиды — крахмалообразователи.
Арест дисциплинарный см Дисциплинарный арест.