Тунис (государство) XIV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство Древнейшие памятники искусства на территории Тунис (государство) восходят к капсийской культуре. От финикийской эпохи сохранились развалины храмов и др. зданий, некрополи, надгробные стелы и т.д., от римского времени — руины регулярно распланированных городов (Дугга, Тубурбо-Майус и др.) с многочисленными храмами и общественными сооружениями. В первые века н. э. особого расцвета достигло искусство мозаики. Средневековая мусульманская архитектура Тунис (государство) формируется, сочетая влияние зодчества Ближнего Востока с элементами древнеримской строительной культуры (возводятся мечети с внутренними дворами, молитвенными залами, разделёнными рядами колонн и арок и перекрытыми плоской балочной крышей, минареты, квадратные в плане дворцы и др. здания). Вокруг замков (рабатов) и на месте древнеримских портов растут города, в застройке которых доминирует цитадель («касба»). С 10 в. сложнее и красочнее становится архитектурный декор. В 11—15 вв. зодчество развивается преимущественно в русле испано-магрибского, а в 16—19 вв.— турецкого искусства. Для искусства средних веков Тунис (государство) характерны резьба по стуку, изготовление неполивной и глазурованной керамики, художественного стекла, строгих по форме ювелирных изделий, ковров, инкрустированного серебром и золотом оружия. Римский амфитеатр в г. Тисдрус (ныне Эль-Джем). В 1-й половине 20 в. вплоть до 1956 городское строительство в Тунис (государство) велось преимущественно французскими архитекторами, которые (в особенности Б. Зерфюсс) стремились творчески сочетать местные строительные традиции и принципы европейского рационализма. С получением независимости выдвигаются зодчие-тунисцы (К. О. Какуб, Х. Амара и др.), развёртываются работы по благоустройству городов, создаются новые с.-х. посёлки, застраиваемые 1-этажными типовыми домами. В 50—60-х гг. особенно интенсивно развивается и национальная школа изобразительного искусства, где противоречиво сосуществуют реалистическое (живописцы А. бен Салем и Х. Турки, монументалист и график Х. аль-Мекки, график Б. Дахак) и модернистское (скульптор Х. Селми, живописец и график З. Турки, живописец и керамист А. Горджи) направления. Главные виды декоративно-прикладного искусства современного Тунис (государство) — ковроделие (преимущественно ворсовые ковры яркой контрастной расцветки, с геометрическим, реже растительным узором), вышивка (полихромная и белая по тюлю), плетение кружев, изготовление керамики и ювелирных изделий, чеканка и инкрустация по металлу.
Лит.: Zbiss S. М., Les monuments de Tunis, Tunis, 1971. Тунис, Тунисская Республика (арабское — Аль-Джумхурия ат-Тунисия). Государственный герб Туниса. Флаг государственный. Тунис. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк IX. Медико-географическая характеристика Х. Просвещение XII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|