Учебное кино

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
УА УБ УВ УГ УД УЕ УЖ УЗ УИ УЙ УК УЛ УМ УН УО УП УР УС УТ УФ УХ УЦ УЧ УШ УЩ УЭ УЮ УЯ
УЧА
УЧЕ
УЧЁ
УЧЖ
УЧИ
УЧК
УЧР
УЧТ
УЧУ
УЧЧ

Учебное кино, один из видов научного кино, использующийся в качестве вспомогательного средства в учебном процессе. Применяется, как правило, в тех случаях, когда учебный материал недоступен для восприятия в обычных условиях занятий. С помощью кинематографа можно замедлить быстрые процессы и благодаря этому сделать их видимыми, проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз, увеличить мельчайший предмет, перенести зрителя в др. страны, сделать зримыми обобщения и абстракции посредством движущегося рисунка (мультипликации). Учебные фильмы классифицируются в зависимости от предмета учебной дисциплины и её частной методики, возраста учащихся, степени научной подготовленности (если это взрослый зритель) и дидактического назначения. В связи с последним различают: фильмы, выполняющие функцию коротких киносправок; целостные фильмы, задача которых объяснить тот или иной вопрос учебной программы; фильмы, помогающие усвоить производственные навыки (для демонстрации на специальных тренировочных стендах); инструктивные фильмы, разъясняющие смысл и значение производственных правил; вводные, или вступительные, – для ознакомления с основными проблемами учебной дисциплины, её целями и задачами; заключительные (по всей дисциплине или её разделу), – применяющиеся для повторения пройденного материала и касающиеся главным образом наиболее трудных для усвоения вопросов. Цикл учебных фильмов (кинокурс) применяется для освещения всех основных вопросов учебной дисциплины. Каждый вид кинопособия отвечает задачам наиболее полного изложения темы при минимальной затрате учебного времени. Учебные фильмы отличаются жанровым разнообразием, которое определяется главным образом методом кинематографического решения. Деятели сов. Учебное кино при создании кинолент руководствуются коммунистической идейной направленностью, стремятся к научной точности фильма, соответствию его современному уровню науки, а также требованиям учебной программы.

  Учебное кино стало развиваться сразу после изобретения кинематографа братьев Л. и О. Люмьер (1895). В 1898 во Франции снят первый учебный фильм. Начальный этап становления Учебное кино характеризовался случайностью тематики и научного поиска. В 1908 производство учебных фильмов началось в США, где Т. А. Эдисон снял киноленты «Домик мухи» и «Лягушка». Новый этап в истории Учебное кино связан с созданием кинопроекционного аппарата для узкоплёночного кино; в 20–30-е гг. проводились экспериментальные исследования, организовывались специальные центры – центральное бюро педагогических картин (Великобритания), «Люче» (Италия) и др. В начале 20-х гг. в Норвегии, Франции, Венгрии проводились исследования закономерностей восприятия и структуры фильмов; в Йельском университете (США) путём массового эксперимента (1922), давшего благоприятные результаты, изучалось воздействие цикла фильмов на знания учащихся. С конца 40-х гг. учебные фильмы создаются по всем курсам средней и высшей школы, многотысячными тиражами производятся 8-мм киноленты для кассетного кино в США, ФРГ, Чехословакии, ГДР и др.

  Первые сведения об Учебное кино в России относятся к 1897, в этом же году в Петербурге показывались учебные киноленты. С 1907 картины, снятые на русских кинофабриках, – «Электрический телеграф», «Кровообращение», «Глаз» – демонстрировались на экранах. В фильме «Инфузория» впервые использовалась микрокиносъёмка, в «Опытах с жидким воздухом» – натурная съёмка в научной лаборатории. После Октябрьской революции 1917 сов. Учебное кино развивалось под влиянием идей Н. К. Крупской, А. В. Луначарского. В 30-е гг. было организовано массовое производство учебных картин, регулярно выходили сборники «Учебное кино» (1933–36), где публиковались статьи А. М. Гельмонта, М. М. Полонского, Ц. Киселева, Б. Х. Толля и др. о методике применения Учебное кино Ряд статей Н. И. Жинкина посвящен исследованиям восприятия учебных фильмов. В конце 30-х гг. в Москве были созданы кинолаборатории «Школфильм» и «Вузфильм», освоившие выпуск монтажных кинолент. С середины 30-х гг. производство учебных фильмов осуществляется в Москве, Ленинграде, Свердловске и Киеве. Учебные кинокартины снимаются также на студиях документальных и научно-популярных фильмов союзных республик. В министерстве просвещения СССР создана сеть фильмотек (свыше 1500), через которые школы получают кинокартины. С 1967 проводится Всесоюзный фестиваль учебных фильмов. Организуются семинары творческих работников и педагогов. В Академии педагогических наук СССР и НИИ высшей школы работают научно-исследовательские лаборатории Учебное кино и телевидения.

 

  Лит.: Корецкий К., Зарубежная учебная кинематография, в сборнике: Учебное кино, в. 5, М., 1936; Учебный фильм. Сб. ст., М., 1961; Шахмаев Н. М,, Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе, М., 1973; Wittich W., Schuller C., Audio-visual materials, N. Y., 1957.

  Б. А. Альтшулер, Л. П. Прессман.

 

Так же Вы можете узнать о...


Костоусов Анатолий Иванович [р. 6(19).10.1906, деревня Нофринское, ныне Первомайского района Ярославской области], советский государственный деятель.
Куала-Тренгану (Kuala Trengganu), город и порт в Западной Малайзии, на восточном побережье полуострова Малакка, в устье р.
Ландвер (нем. Landwehr, от Land — земля, страна и Wehr — защита, оборона), категория военнообязанных запаса 2-й очереди и второочередные войсковые формирования в Пруссии, Германии, Австро-Венгрии и Швейцарии в 19 — начале 20 вв.
Ликург (Lykurgos), легендарный спартанский законодатель (9—8 вв.
Люблинский Юлиан Казимирович [6(17).11.1798, село Люблинец, близ Новоград-Волынского, — 26.
Маргелов Василий Филиппович [родился 14(27).
Мельгар Мариано Мельгар (Melgar) Мариано (8.9.1791, Арекипа, — 12.
Митчел Джон Митчел (Mitchel) Джон (3.11.1815, Дангивен, графство Лондондерри, — 20.
Мочевино-формальдегидные клеи, клеи на основе мочевино-формальдегидных смол; см.
«Наука и религия», ежемесячный научно-популярный атеистический журнал, орган Всесоюзного общества «Знание».