Дейнека Александр Александрович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЕА
ДЕБ
ДЕВ
ДЕГ
ДЕД
ДЕЕ
ДЕЖ
ДЕЗ
ДЕИ
ДЕЙ
ДЕК
ДЕЛ
ДЕМ
ДЕН
ДЕО
ДЕП
ДЕР
ДЕС
ДЕТ
ДЕУ
ДЕФ
ДЕХ
ДЕЦ
ДЕЧ
ДЕШ
ДЕЭ
ДЕЯ

Дейнека Александр Александрович [8(20).5.1899, Курск, — 12.6.1969, Москва], советский живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947; вице-президент в 1962—1966), Герой Социалистического Труда (1969). Член КПСС с 1960. Учился в московском Вхутемасе (1920—25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Член-учредитель общества ОСТ. В ранний период (20-е гг.) работал главным образом в области журнальной графики. Уже в это время в живописи и графике Дейнека Александр Александрович сложился круг тем и образов, определивших характер его творчества в целом; обращаясь к мотивам индустриального труда, техники, городской жизни, спорта, Дейнека Александр Александрович стремился выразить мироощущение нового, советского человека. Его почти монохромные произведения 20-х гг. отличаются выразительностью монументальных форм, динамичной композицией, построенной на контрастном сопоставлении плоскостей, объёмов и различных пространственных планов, графически чёткой манерой письма; обобщённые образы рабочих, подчинённых то торжественно-напряжённому, то бурному ритму труда, инженерная логика ажурных строительных конструкций и сама техника становятся воплощением новой эпохи в жизни страны («На стройке новых цехов»). В этот же период Дейнека Александр Александрович создал своё лучшее произведение на историко-революционную тему — картину «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил СССР, Москва), в которой нашла выражение суровая героика Гражданской войны 1918—20. В 30-е гг. в творчестве художника нередко появляются лирические мотивы («Мать», 1932, Третьяковская галерея). Сюжеты, динамичный ритм и живописное решение наполненных солнцем и светом произведений Дейнека Александр Александрович этого времени передают энтузиазм первых пятилеток, ощущение радости жизни и созидательного труда советских людей; произведения, посвящённые теме спорта, приобретают большую социальную конкретность, олицетворяя силу, физическое и духовное здоровье советского общества и советского человека («Донбасс. Обеденный перерыв», 1935, Художественный музей Латвийской ССР, Рига; «Будущие лётчики», 1938, Третьяковская галерея). Остротой наблюдений и социальных характеристик отличаются произведения, выполненные Дейнека Александр Александрович на основе впечатлений от поездок по США, Франции, Италии в 1934—35 («Улица в Риме», 1935, Третьяковская галерея). В годы Великой Отечественной войны Дейнека Александр Александрович создал проникнутую героическим пафосом картину «Оборона Севастополя» (1942, Русский музей, Ленинград) и суровые, драматические пейзажи («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», 1941, Третьяковская галерея). В послевоенный период Дейнека Александр Александрович вновь обращается к темам и образам, найденным в 1920—30-е гг. («У моря», 1956—57, Русский музей). Монументальная живопись Дейнека Александр Александрович по своей тематике и образному строю тесно связана с его станковыми работами (панно и росписи в Центральном театре Советской Армии, 1940, и на ВДНХ, 1957; мозаики — плафоны станций московского метрополитена «Маяковская», 1938—39, и «Новокузнецкая», 1943, фриз в фойе Дворца съездов в Московском Кремле, 1960—61; мозаики «Хорошее утро», «Хоккеисты», 1959—60, «Красногвардеец», «Доярка», 1962, — Ленинская премия, 1964). Дейнека Александр Александрович много работал в области станковой графики (серии — «Севастополь», 1932—34, Третьяковская галерея и Русский музей, «Москва военная», 1946, Третьяковская галерея, — обе акварель, гуашь; и др.), создавал плакаты («Физкультурница», 1933), иллюстрации, а также скульптурные работы. Преподавал (профессор с 1940) в московском Вхутеине (1928—30), Московском полиграфическом институте (1928—34), Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1934—46 и 1957—63), Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1952, директор в 1945—48), Московском архитектурном институте (1953—57). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

<a target=<a target=А. А. Дейнека. Дейнека Александр Александрович." alt="А. А. Дейнека." Дейнека Александр Александрович." alt="А. А. Дейнека. «У моря». 1956—57. Русский музей. Ленинград."

А. А. Дейнека. Дейнека Александр Александрович.

А. А. Дейнека.

А. А. Дейнека. «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года.». 1941. Третьяковская галерея. Москва. Дейнека Александр Александрович.

А. А. Дейнека. «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года.». 1941. Третьяковская галерея. Москва.

А. А. Дейнека. «Дорога в Маунт-Вернон». 1935. Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева. Дейнека Александр Александрович.

А. А. Дейнека. «Дорога в Маунт-Вернон». 1935. Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева.

А. А. Дейнека. «В Донбассе». Рисунок для обложки журнала «У станка». Тушь, гуашь. 1925. Третьяковская галерея. Москва. Дейнека Александр Александрович.

А. А. Дейнека. «В Донбассе». Рисунок для обложки журнала «У станка». Тушь, гуашь. 1925. Третьяковская галерея. Москва.

А. А. Дейнека. «Бег». 1934. Русский музей. Ленинград. Дейнека Александр Александрович.

А. А. Дейнека. «Бег». 1934. Русский музей. Ленинград.

А. А. Дейнека. «Футболист». 1934. Дейнека Александр Александрович.

А. А. Дейнека. «Футболист». 1934.

А. А. Дейнека. «Механизируем Донбасс!». Плакат. 1930. Дейнека Александр Александрович.

А. А. Дейнека. «Механизируем Донбасс!». Плакат. 1930.

А. А. Дейнека. «На балконе». 1931. Частное собрание. Москва. Дейнека Александр Александрович.

А. А. Дейнека. «На балконе». 1931. Частное собрание. Москва.

А. А. Дейнека. «У моря». 1956—57. Русский музей. Ленинград.

Батальный жанр. А. А. Дейнека. «Оборона Севастополя». 1942. Русский музей. Ленинград. Дейнека Александр Александрович.

Батальный жанр. А. А. Дейнека. «Оборона Севастополя». 1942. Русский музей. Ленинград.

А. А. Дейнека. «На стройке новых цехов». 1926. Третьяковская галерея. Москва. Дейнека Александр Александрович.

А. А. Дейнека. «На стройке новых цехов». 1926. Третьяковская галерея. Москва.

А. А. Дейнека. «Донбасс. Обеденный перерыв». 1935. Художественный музей Латвийской ССР. Рига. Дейнека Александр Александрович.

А. А. Дейнека. «Донбасс. Обеденный перерыв». 1935. Художественный музей Латвийской ССР. Рига.

 

  Соч.: Из моей рабочей практики, M., 1961; Учитесь рисовать, [сост. при участии К. А. Александрова, Л. В. Гудскова, и др.], M., 1961.

 

  Лит.: Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959; А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 1969; Konečnу D., A. Dejneka, Praha, 1961.

  M. H. Яблонская.

Так же Вы можете узнать о...


Геодезическая астрономия, раздел практической астрономии, наиболее тесно связанный с геодезией и картографией; изучает теорию и методы определения широты j и долготы l места, а также азимута а направления на земной предмет и местного звёздного времени s из астрономических наблюдений при геодезических и картографических работах.
Желтов Алексей Сергеевич [р. 15(28).8. 1904, Харьков], советский военачальник, генерал-полковник (1944).
Китайский ясень, дерево семейства симарубовых, один из видов айланта.
Локаята (санскр. — «имеющее хождение в народе»), древнеиндийское материалистическое учение.
Неделимые фонды колхозов, основная часть производственных и непроизводственных фондов колхозов, не подлежащая распределению между членами колхоза (неделимая) и планомерно используемая для расширенного воспроизводства и повышения уровня культурно-бытового обслуживания колхозников.
Подопечные территории, зависимые территории, управление которыми передано Организацией Объединённых Наций какому-либо государству.
Сац Наталия Ильинична [р. 14(27).8.1903, Иркутск], советский режиссёр, театральный деятель, народная артистка СССР (1975).
Телятевскиий Андрей Андреевич Телятевский Андрей Андреевич (умер 1612), русский политический и военный деятель начала 17 в.
Хлоруксусные кислоты, моно-, дии трихлоруксусные кислоты, CH2ClCOOH, CHCl2COOH, CCl3COOH.
Абрашевич Коста Абрашевич (Абрашевић) Коста (29.5.1879, Охрид, — 20.
Бисмалит (от греч. bysma — пробка и lithos — камень), магматическое тело, имеющее коническую или цилиндрическую форму.
Гелиофизика (от гелио... и физика), раздел астрофизики, изучающий проблемы физики Солнца.
Есперсен Кнуд Есперсен (Jespersen) Кнуд (р. 12.4. 1926, м.
Кинетосома (от греч. kinetos — движущийся, подвижный и soma — тело), клеточная органелла, базальное зерно ресничек инфузорий.
Литовский язык, язык литовцев, распространён главным образом в Литовской.
Наутилоидеи (Nautiloidea), надотряд беспозвоночных класса головоногих моллюсков.