Гейне ГенрихБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Гейне Генрих Гейне. Гейне (Heine) Генрих (13.12.1797, Дюссельдорф, — 17.2.1856, Париж), немецкий поэт, публицист, критик. Родился в небогатой еврейской семье. В университете Гейне Генрих числился на юридическом факультете, но охотнее посещал занятия по филологии и философии. В 1821—1823 слушал лекции Гейне Генрих Гегеля. Лучшие стихи этого периода вошли в «Книгу песен» (1-е полное изд. 1827). Поэт-новатор, Гейне Генрих тонко уловил склад и певучую интонацию немецкой народной лирики, избавив её от архаизмов и длиннот. Народная песня у него прочно соединилась с идеями политического и социального освобождения. В «Путевых картинах» (ч. 1—4, 1826—1831) представлена современная поэту Германия с её отсталостью, бесплодной учёностью, бесправием и филистерством. В «Книге Легран» возникают воспоминания о Великой французской революции, о Наполеоне, в котором Гейне Генрих хочет видеть её продолжателя. Рассказ о барабанщике Легране, о красных маршах гильотины звучит революционным призывом, предвестием конца Реставрации и владычества Священного союза. Гейне Генрих Гейне. «Два гренадера». Рис. И. Грота (1893). В мае 1831 Гейне Генрих выезжает во Францию и становится политическим эмигрантом до конца своих дней. Немцев он увлекает политическим опытом французов, их примером активной политической борьбы. Его сочинения «Французские дела» (1832) и «Лютеция» (1840—47, отдельное изд. 1854) — хроника и анализ французской политической жизни. В очерках «Французские художники» (1831), письмах «О французской сцене» (1837) Гейне Генрих проявил себя как первоклассный художественный критик. Ознакомлению французов с жизнью и культурой Германии служили соч. Гейне Генрих «Романтическая школа» (нем. изд. 1833, более полное 1836), «К истории религии и философии в Германии» (нем. изд. 1834, франц. изд. 1835). В первом из них Гейне Генрих порицал немецких романтиков за тяготение к союзу с феодальными силами, с католической церковью, но и отмечал их заслуги как знатоков и пропагандистов народной художеств. культуры. Величайшим представителем немецкой литературы был для Гейне Генрих убеждённый реалист, поклонник природы И. В. Гёте. Однако Гейне Генрих осуждал примирительное отношение Гёте к немецкой буржуазии филистерству. Гейне Генрих сумел усмотреть революционный характер диалектики Гегеля, что было мало доступно его современникам; Ф. Энгельс высоко оценил философскую проницательность Гейне Генрих, хотя собственное философское кредо Гейне Генрих ограничивалось пантеизмом, через который он хотел примирить идеалистическую философию с материалистической. В Париже Гейне Генрих изучал доктрины французских социалистов. При этом он не верил в мирное водворение социализма. Утописты исключали политическую борьбу, Гейне Генрих же был её сторонником. В памфлете «Людвиг Берне» (1840) Гейне Генрих подверг критике группу «Молодая Германия» и прежде всего ограниченность политических взглядов Л. Берне. В 1843—44 написаны «Современные стихотворения». В 1843 опубликована поэма «Атта Тролль», в 1844 — «Германия, зимняя сказка». Первая направлена против нем. мещан, выдающих карикатуру на социализм за истинный, причём в его национальном, нем. виде. Вторая — смотр силам, которые могли бы совершить нем. революцию, призыв к тому, чтобы эта революция прошла в наиболее радикальных формах. Национализм, милитаризм обличаются у Гейне Генрих как злейшие враги демократии. Политические стихи Гейне Генрих — образец реализма в поэзии, сочетающего острую злободневность с далёкими идейными перспективами. Важное значение для творчества Гейне Генрих в этот период имела завязавшаяся в декабре 1843 в Париже дружба с молодым К. Марксом. Главы «Германии, зимней сказки» печатались в 1844 в парижской газете немецких эмигрантов «Форвертс» («Vorwärts»), в редактировании которой участвовал Маркс. С 1846 Гейне Генрих становится жертвой мучительной болезни, приковавшей его к постели и лишившей возможности участвовать в Революции 1848: его стихи лишь изредка появлялись в печати. В 1851 выходит «Романсеро» — книга стихов, знаменующая особый этап в творчестве Гейне Генрих Скорбь и ирония этой книги подсказаны и личными мотивами, и поражением буржуазной революции в Европе. В 1853—54 публикуются «Признания». Гейне Генрих объявляет в этом произведении о своём обращении к религии, но с насмешкой по собственному адресу; Гейне Генрих и в последние годы жизни возвращался к политической поэзии, бичуя ошибки революционного движения, с надеждой, что движение возродится в новом, более высоком виде. Уже при жизни Гейне Генрих был окружен всеевропейской славой. В России его стихи переводили М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, М. Л. Михайлов, И. Ф. Анненский, А. А. Блок. С глубокой симпатией к Гейне Генрих относились Н. Гейне Генрих Чернышевский, Н. А. Добролюбов, М. Е. Салтыков-Щедрин. Очень популярным в 40-е гг. 19 в. было стихотворение «Доктрина», первую строку которого («Бей в барабан и не бойся... «) Н. А. Добролюбов поставил эпиграфом к статье «Когда же придёт настоящий день?» (1860). Интересную статью о Гейне Генрих написал Д. И. Писарев. В СССР творчество Гейне Генрих вызвало множество новых интерпретаций и переводов (Ю. Н. Тынянов, В. В. Левик, В. А. Зоргенфрей и др.). В гитлеровской Германии соч. Гейне Генрих сжигались на кострах. После разгрома фашизма наследие Гейне Генрих возродилось в ГДР и ФРГ. С 1969 в ГДР выходит полное собрание соч. Гейне Генрих, рассчитанное на 50 томов.
Соч.: Samtliche Werke, hrsg. von Е. Elster, Bd 1—4, Lpz,, 1924; Werke, Bd 1—5, [9 Aufl.], B. — Weimar, 1967; Briefe, hrsg. von F. Hirth, Bd 1—6, Mainz, 1950—56; в рус. пер. — Полн. собр. соч., вступ. статьи Гейне Генрих Лукача (т. 1), А. И. Дейча (т. 2), А. З. Лежнева (т. 4), Н. Я. Берковского (т. 8), т. 1—12, М. — Л., 1935—49; Собр. соч., вступит, ст. Д. И. Заславского, т. 1—10, Л., 1956—59.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 2, М., 1967; Писарев Д. И., Генрих Гейне, Соч., т. 4, М., 1956; Меринг Ф., Литературно-критические статьи, [М. — Л.], 1964; Луначарский А. В., Гейне — мыслитель, в его кн.: Статьи о литературе, М., 1957; Хавтаси Гейне Генрих, Теория искусства Гейне Генрих Гейне, Тб., 1956 (на груз. яз.); Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1, М., 1959, гл. 7; Рейман П., Основные течения в немецкой литературе 1750—1848, М., 1959; Берковский Н. Я., Генрих Гейне, писатель народной Германии, «Звезда», 1956, № 2; Шиллер Ф. П., Генрих Гейне, М., 1962; Дейч А. И., Поэтический мир Гейне, М., 1963; Гиждеу С., Гейне Генрих Гейне, М,, 1964; История немецкой литературы, т. 3, М., 1966; Генрих Гейне. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, [сост. А. Гейне Генрих Левинтон, ред. Я. М. Металлов], М., 1958; Hirth Fr., Heinrich Heine. Bausteine zu einer Biographie, Mainz, [1950]: Victor W., Marx und Heine, [3Aufl.], B., 1953; Wadepuhl W., Heine-Studien, Weimar, 1956: Kaufmann H., Politisches Gedicht und klassische Dichtung. Heinrich Heine, B., 1958; Hofrichter L., Heinrich Heine. Biographie seiner Dichtung, Gött,, [1966]: Wilhelm G., Heine Bibliographie Tl 1—2, Weimar, 1960; Seifert S., Heine-Bibliographie. 1954—1964, B. — Weimar, 1968; Mende F., Heinrich Heine. Chronik seines Lebens und Werkes, B., 1970. H. Я. Берковский.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|