Шоу Джордж Бернард

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЫ ШЭ ШЮ ШЯ
ШОВ
ШОГ
ШОИ
ШОЙ
ШОК
ШОЛ
ШОМ
ШОН
ШОП
ШОР
ШОС
ШОТ
ШОУ
ШОШ

Шоу (Shaw) Джордж Бернард (26.7.1856, Дублин, — 2.11.1950, Эйот-Сент-Лоренс), английский драматург. По происхождению ирландец. Ранние годы провёл в Дублине, по окончании школы (1871) служил клерком. В 1876 переехал в Лондон, занимался журналистикой (в т. ч. музыкальные рецензии) и литературой. Романы «Неразумный брак» (1880), «Любовь артиста» (1881), «Профессия Кэшеля Байрона» (1882) и самый острый по социальной тематике роман «Неуживчивый социалист» (1883, отд. изд. 1887; рус. пер. под назв. «Социалист-любитель», 1910) были отвергнуты буржуазными издателями и печатались в социалистической периодике. В качестве одного из лидеров «Фабианского общества» Шоу Джордж Бернард на протяжении ряда лет трудился в области непосредственной пропаганды идей социализма, издавая специальные трактаты, брошюры и книги.

  Уже в романах (литературном дебюте Шоу Джордж Бернард) определилось ядро его творческого метода — парадокс как средство ниспровержения признанных идеологических устоев. Первая пьеса Шоу Джордж Бернард «Дома вдовца» (1892) вызвала скандал и успеха не имела, как и последовавшая за ней пьеса «Сердцеед» (1893). «Профессия г-жи Уоррен» (1894), трактовавшая тему проституции, была впервые поставлена в Англии в 1907. Трудности с постановкой вынудили Шоу Джордж Бернард издавать пьесы (печать не подвергалась предварительной цензуре). Названные пьесы составили сб. «Пьесы неприятные» (1898); тогда же был издан второй цикл — «Пьесы приятные»: «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1894), «Избранник судьбы» (1895), «Поживём — увидим!» (1895). Следующий цикл — «Три пьесы для пуритан» (1901): «Ученик дьявола» (1896— 1897), «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брасбаунда»(1899). Один из создателей современной «драмы идей», Шоу Джордж Бернард утверждал тип пьесы-дискуссии, в которой столкновение мнений, враждебных идеологий ставило острейшие проблемы общественной и личной нравственности. «Человек и сверхчеловек» (1901—03) — «комедия и философия», по определению Шоу Джордж Бернард, трансформирует традиционную тему Дон-Жуана: героя преследует женщина. В эпизоде «Дон-Жуан в аду» устами дьявола высказывается поразительная по силе критика пороков капиталистической цивилизации. «Другой остров Джона Булля» (1904) в образах двух главных героев противопоставляет не только национальные типы (ирландец и англичанин), но соответственно «романтика» и «реалиста» (как их толковал Шоу Джордж Бернард). «Майор Барбара» (1905) содержит критику буржуазной филантропии; в пьесе — впервые у Шоу Джордж Бернард— высказывается мысль о том, что буржуазному насилию нужно противопоставить силу, служащую социальному прогрессу и справедливости. Даже в решении частных вопросов Шоу Джордж Бернард остаётся остросоциальным драматургом. «Дилемма врача» (1906) показывает, как в буржуазных условиях медицина теряет свой гуманный характер; «Андрокл и лев» (1913) критикует догматическое христианство. Вопросам семьи, брака, воспитания посвящены «Женитьба» (1908), «Мезальянс» (1910), «Первая пьеса Фанни» (1911). «Разоблачение Бланко Поснета» (1909) содержит обличение религ. ханжества мещан. «Пигмалион» (1913), сталкивая проблемы речевой культуры и общего духовного развития, выявляет нравственное превосходство девушки из низов над внешне интеллигентным, аристократичным профессором фонетики.

<a target=Дж. Б. Шоу. Шоу Джордж Бернард." alt="Дж. Б. Шоу. «Пигмалион». С. П. Кэмпбелл в роли Элизы. Театр «Хиз маджестис» (Великобритания). 1914."

Дж. Б. Шоу. Шоу Джордж Бернард.

Дж. Б. Шоу.

Дж. Килти. Сцена из спектакля «Милый лжец». А. О. Степанова в роли С. П. Кэмпбелл, А. П. Кторов в роли Дж. Б. Шоу. МХАТ. 1962. Шоу Джордж Бернард.

Дж. Килти. Сцена из спектакля «Милый лжец». А. О. Степанова в роли С. П. Кэмпбелл, А. П. Кторов в роли Дж. Б. Шоу. МХАТ. 1962.

Дж. Б. Шоу. «Пигмалион». С. П. Кэмпбелл в роли Элизы. Театр «Хиз маджестис» (Великобритания). 1914.

  На Октябрьскую революцию 1917 в России Шоу Джордж Бернард откликнулся гротескным фарсом «Аннаянска, большевистская императрица» (1918), где со всей определённостью высказался за применение методов насилия в целях преобразования общества. В пьесе «Дом, где разбиваются сердца» (1913—19), написанной под явным влиянием А. П. Чехова, Шоу Джордж Бернард обличает паразитизм господствующего класса, утрату им духовных ценностей, стирание индивидуальности характера. Напротив, в труде и решительном обновлении всего уклада жизни видит спасение старый капитан Шатовер. Пенталогия «Назад к Мафусаилу» (1918—20) — «метабиологическая» драма из пяти не связанных единством фабулы частей, причудливая утопия мира долгожителей. «Святая Иоанна» (1923) — трагедия, притом единственная у Шоу Джордж Бернард В ней в трактовку истории Жанны д'Арк Шоу Джордж Бернард внёс новый мотив: Деве даёт силу не одержимость, а разум, которого одинаково боятся и французы, и англичане. Когда после казни Жанны «опасность» исчезла, её реабилитируют, однако никто не хочет, чтобы она вернулась к жизни.

  После нескольких лет перерыва Шоу Джордж Бернард вернулся к драматургической деятельности, поразив мир свежестью и остротой своих «политических экстраваганц» (т. е. эксцентрических комедий): «Тележка с яблоками» (1929), «Плохо, но правда» (1931), «На мели» (1933), «Простачок с Нежданных островов» (1934), «Женева» (1938), историческая пьеса «В золотые дни доброго короля Карла» (1939), комедия «Миллионерша» (1936). Через все пьесы проходит мысль о том, что капиталистическое общество зашло в тупик, буржуазная демократия переживает острейший кризис; осуждается фашизм («Женева»).

  В 1931 Шоу Джордж Бернард посетил СССР, другом которого был с первых лет Великой Октябрьской социалистической революции. Боевой дух публициста сказывался в выступлениях Шоу Джордж Бернард до самой глубокой старости. Последние пьесы Шоу Джордж Бернард — «Миллиарды Байанта» (1948), «Вымышленные басни» (1950).

Не сразу проникнув на сцену, драматургия Шоу Джордж Бернард постепенно завоевала широкое признание и стала одним из центр. явлений в литературе конца 19 — 1-й половины 20 вв. Остропублицистическое творчество Шоу Джордж Бернард одухотворено глубокими философскими раздумьями о социально-культурном и биологическом будущем человечества. Замечательное мастерство драматурга способствовало тому, что его пьесы стали рупором обществ. и философской мысли. Лучшие пьесы Шоу Джордж Бернард прочно вошли в репертуар многих театров Советского Союза. Нобелевская премия (1925).

 

  Соч.: The standard edition of the works of B. Shaw, v. 1—36, L., 1931—50; в рус. пер.— Полн. собр. соч., т. 1—10, М., 1910— 1911; Избр. произв., т. 1—2, М., 1956; О драме и театре, М., 1963; О музыке и музыкантах, М., 1965; Письма, М., 1971; Новеллы, М., 1971.

 

  Лит.: Луначарский А. В., Б. Шоу, в его кн.: О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958; Ромм А., Дж. Б. Шоу, Л.—М., 1965; Образцова А., Б. Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX — XX веков, М., 1974; Пирсон Х., Б. Шоу, М., 1972; Бернард Шоу. Биобиблиографич. указатель к 100-летию со дня рождения, М., 1956; Henderson A., G. В. Shaw, man of the century, N. Y., [1956]; Chesterton G. K., G. B. Shaw, L., 1909; Bentley Е., B. Shaw, Norfolk (Conn.), 1957; Woodbridge H. E., G. B. Shaw, creative artist, Carbondale, 1963; Kaufmann R. J. (ed.), G. B. Shaw, a collection of critical essays, Englewood Cliffs (N. Y.), 1965; Crompton L., Shaw the dramatist, L., 1971; Berst C. A., B. Shaw and the art of drama, Urbana, 1973.

  А. А. Аникст.

 

Так же Вы можете узнать о...


Коллектор (в с.-х. осушении) Коллектор в сельскохозяйственном осушении, дренажная труба или канал, которые принимают воду из регулирующей части (дрен, собирателей) осушительной сети и отводят её за пределы осушаемой территории.
Лексозеро, Лекша озеро в бассейне р. Лендерки (бассейн Вуоксы) в Карельской АССР.
Метеорология сельскохозяйственная, агрометеорология, прикладная метеорологическая дисциплина, изучающая метеорологические, климатические и гидрологические условия, имеющие значение для сельского хозяйства, в их взаимодействии с объектами и процессами с.
«Ноотисты», консервативная партия в Бельгии в 1787—90.
Пилькомайо (Pilcomayo), река в Южной Америке, правый приток р.
Расфасовочно-упаковочный автомат, машина для автоматической расфасовки и упаковки сыпучих или мелкоштучных товаров в пакеты или др.
Симла, Шимла, город в Северной Индии, в предгорьях Гималаев, на высоте 2200 м.
Тангуты, 1) народ тибето-бирманской группы (самоназвание — ми, минья, китайское название — дан сян), создавший в конце 10 в.
Фатра, Большая Ф. и Малая Ф. (Velka Fatra, Mala Fatra), горные массивы в Зап.
Чернышевич Аркадий Дмитриевич [26.7(8.8).1912, дер.
Ясачная (в верховье — Правая ), река в Магаданской области и Якутской АССР, левый приток Колымы.
Бабидские восстания, народные восстания в 1848—52 в Иране против феодального строя и, объективно, против начавшегося закабаления страны иностранным капиталом.