Эль Греко ДоменикоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Эль Греко (El Greco; собств. Теотокопули, Teotocopuli) Доменико (1541, о. Крит, — 7.4.1614, Толедо), испанский живописец. По происхождению грек. Первоначально учился, по-видимому, на о. Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 работал в Риме. Испытал воздействия маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана, Я. Бассано, Тинторетто). Эль Греко. «Апостолы Пётр и Павел». 1614. Эрмитаж. Ленинград. Эль Греко. «Моление о чаше». Национальная галерея. Лондон. Эль Греко. «Поэт О. Парависино». 1609. Музей изящных искусств. Бостон. Эль Греко. «Св. Иероним». Собрание Мелона. Вашингтон. Эль Греко. «Вознесение». Прадо. Мадрид. Расцвет таланта Эль Греко Доменико наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо). В зрелом творчестве Эль Греко Доменико, родственном религиозной поэзии испанских мистиков 16 в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом; резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине («Мученичество св. Маврикия», 1580—1582, Эскориал; «Погребение графа Оргаса», 1586—88, церковь Санто-Томе, Толедо; «Святое Семейство», около 1590—95, Музей искусств, Кливленд). Но ведущее значение в этих произведений получает колорит, основанный на обилии неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании. Эль Греко. «Мученичество св. Маврикия». 1580—82. Эскориал. Фрагмент. Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586—88. Церковь Санто-Томе. Толедо. Фрагмент. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко Доменико, порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью («Инквизитор Ниньо де Гевара»). Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко Доменико («Снятие пятой печати», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Лаокоон», Национальная галерея искусства, Вашингтон; оба — 1610—14), где фигуры напоминают языки пламени, мятущиеся в пепельно-сером, взвихренном пространстве. Глубоким трагизмом овеян «Вид Толедо» (1610—14, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Эль Греко. «Снятие пятой печати». 1610—14. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. Эль Греко. «Вид Толедо». 1610—14. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. Проникнутое острым субъективизмом и вместе с тем напряжённым вниманием к возвышенно-драматическим порывам человеческого духа, творчество Эль Греко Доменико в 17—19 вв. было забыто и заново открыто лишь в начале 20 в.
Лит.: Валлантен А., Эль Греко (Доменико Теотокопули), [пер. с франц.], М., 1962; Каптерева Т. П., Эль Греко, М., 1965; Малицкая К. М., Истоки творчества Эль Греко, в сборнике: Сообщения Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, т. 5, М., 1975; Wethey Н. Е., El Greco and his school, v. 1—2, Princeton, 1962; Cossio M. B., El Greco, Barcelona, 1972. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|