Ясперс Карл

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЯБ ЯВ ЯГ ЯД ЯЁ ЯЗ ЯИ ЯЙ ЯК ЯЛ ЯМ ЯН ЯО ЯП ЯР ЯС ЯТ ЯУ ЯФ ЯХ ЯЦ ЯЧ ЯШ ЯЩ ЯЯ
ЯСА
ЯСБ
ЯСЕ
ЯСИ
ЯСК
ЯСЛ
ЯСМ
ЯСН
ЯСО
ЯСП
ЯСР
ЯСС
ЯСТ
ЯСУ
ЯСЫ

Ясперс (Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург, — 26.2.1969, Базель), немецкий философ-экзистенциалист и психиатр. Медицинское образование получил в университетах Берлина, Гёттингена и Гейдельберга (1902—08). С 1908 ассистент психиатрической клиники в Гейдельберге; с 1916 профессор психологии, а с 1921 профессор философии Гейдельбергского университета (в 1937 был отстранён от преподавательской деятельности, к которой он вернулся в 1945); с 1948 — в Базельском университете. Медицинские труды Ясперс Карл посвящены преимущественно проблемам общей психопатологии: различию между психопатологическим процессом (психическим заболеванием) и патологическим развитием личности, понятию деменции (1910); анализу обманов восприятия (1911); феноменологическому направлению исследования в психиатрии (1912) и др. В «Общей психопатологии» (1913) Ясперс Карл на основе анализа переживаний психически больных предложил пересмотр и уточнение понятий, применяемых в психиатрии; противопоставлял психопатологии как научной дисциплине психиатрию — дисциплину прикладную. После 1915 отошёл от исследования проблем психиатрии; в последующем ряд работ посвятил патографии (анализу развития личности и её творчества в психопатологическом аспекте) А. Стриндберга и В. ван Гога (1922), Ф. Ницше (1936).

  После разгрома фашизма Ясперс Карл получил большую популярность в кругах либеральной интеллигенции ФРГ; в ряде работ, написанных для широкого читателя, начиная с нашумевшего трактата о «немецкой вине» («Die Schuldfrage», 1946), выступал как политический моралист. Если в 50-е гг. консервативный либерализм Ясперс Карл имел антикоммунистическую направленность, то в конце 60-х гг. Ясперс Карл выступил с резкой критикой антидемократических и реваншистских тенденций в боннской политической жизни (см. «Куда движется ФРГ?», М., 1969).

  Место Ясперс Карл в истории мысли двойственно. Его исходный идеал — «бюргерский» гуманизм; идею интеллектуальной честности для него символизирует имя И. Канта, идею культурной широты — имя И. В. Гёте. С этой установкой, резко отличающей его от М. Хайдеггера, связаны и преклонение Ясперс Карл перед гражданским и умственным свободолюбием античной Греции, и его симпатии к Б. Спинозе, и его выпады против клерикализма. Однако важнейшее интеллектуальное переживание Ясперс Карл в начале его философского пути — ощущение кризиса «бюргерской» культурной традиции. Несмотря на антипатию к «мрачному фанатизму» С. Кьеркегора и к «экстремизму и неистовству» Ф. Ницше, Ясперс Карл испытал влияние их идей. Свой труд мыслителя Ясперс Карл называл не «философией», а «философствованием», делая акцент на незавершённости, открытости умственного процесса, в котором вопросы преобладают над ответами. По мнению Ясперс Карл, наше время, уже не обладающее духовной мощью, позволявшей Платону, Спинозе или Гегелю выводить стройные системы «из истока», вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями; но, с другой стороны, только в «философствовании» Ясперс Карл видит возможность постижения реальности человека кризисной эпохи.

  Бытие в концепции Ясперс Карл имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или «бытие-в-мире»; 2) экзистенция, т. е. необъективируемая человеческая самость; 3) трансценденция как «объемлющее» — непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом «бытия-в-мире» есть «ориентация-в-мире»; мышление перед лицом экзистенции — «высветление экзистенции»; мышление перед лицом трансценденции — «метафизика», выражающая свой невыразимый предмет при посредстве «шифров» (Ясперс Карл избегает понятия символа, связывая его с отвергаемой им традиционно-религиозной практикой опредмечивания трансценденции). Несмотря на конфликт Ясперс Карл с теологией (которой он противопоставляет идеал «философской веры»), очевидна близость его онтологии к традиции теизма. Согласно Ясперс Карл, соотнесенность экзистенции с другой экзистенцией осуществляется в акте «коммуникации», т. е. глубоко интимного и личностного общения в «истине». «Коммуникация» — центральное понятие миропонимания Ясперс Карл— возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Ясперс Карл прежде всего глухота к чужой экзистенции, неспособность к «дискуссии», принимающая облик фанатизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис равнозначен с совершенно определённой политической позицией индивидуалистического либерализма. Смысл философии, по Ясперс Карл, — в создании путей общечеловеческой «коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов. Возможность этой связи времён обеспечена достижениями «осевого времени» (8—3 вв. до н. э.), когда одновременно действовали первые греческие философы и основатели важнейших религиозно-философских традиций Азии. «Осевое время», как полагает Ясперс Карл, создало для всех времён общечеловеческий завет личной ответственности, послужив общим истоком для культур Востока и Запада; поэтому необходимо обновлять свою связь с этим заветом, подыскивая для утрачиваемой и вновь обретаемой старой истины новые «шифры».

  В целом философия Ясперс Карл — выражение кризиса традиционного либерально-индивидуалистического гуманизма и вместе с тем — попытка осмысления этого кризиса и осознание невозможности выхода из него.

 

  Соч.: Die geistige Situation der Zeit, 3 Aufl., В. — Lpz., 1932; Philosophic, Bd 1—3, В., 1932; Vernunft und Existenz, Groningen, 1935; Vom Ursprung und Zici der Geschichte, 3 Aufl., Münch., 1952; Rechenschaft und Ausbiick, Münch., 1951; Die groben Philosophen, Bd 1—-2, Münch., 1957; Die Atombornbe und die Zukunft des Menschen, Münch., 1962; Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung, Münch., 1962; Gesammelte Schriften zur Psychopathologie, B. — [u. a.], 1963; Chiffren der Transzendenz, Münch., 1970.

 

  Лит.: Гайденко П., Философия культуры К. Ясперса, «Вопросы литературы», 1972, № 9; Karl Jaspers, hrsg. v. P. A. Schilpp, Stuttg., 1957; Karl Jaspers, Werk und Wirkung, hrsg. v. K. Piper, Münch., 1963; Karl Jaspers in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Reinbek bei Harnb., 1970.

  С. С. Аверинцев.

Так же Вы можете узнать о...


Кондамин Шарль Мари де ла Кондамин (La Condamine) Шарль Мари де ла (28.
Кунгурская летопись, Кунгурский летописец, Летопись сибирская краткая Кунгурская, одна из Сибирских летописей, написанная в конце 16 в.
Лозаннская конференция 1922 - 23 Лозаннская конференция 1922—23, международная конференция, созванная для урегулирования положения на Ближнем Востоке после провала империалистической интервенции в Турции и победы Кемалистской революции; происходила в Лозанне (Швейцария) с 20 ноября 1922 по 24 июля 1923.
Медиолан (Mediolanum), латинское название ряда древних городов.
Московский Художественный академический театр им.
Новокручининский, посёлок городского типа в Читинском районе Читинской области РСФСР.
Охинский перешеек, низменный, равнинный перешеек, соединяющий полуостров Шмидта с основной частью о.
Пластиды (греч. plastides — создающие, образующие, от plastos — вылепленный, оформленный), внутриклеточные органеллы цитоплазмы автотрофных растений, содержащие пигменты и осуществляющие синтез органических веществ.
Промысловое судно, рыбопромышленное судно для добычи и обработки рыбы, а также китов, морского зверя и др.
Рио-Негро (провинция в Аргентине) Рио-Негро (Rio Negro), провинция в Аргентине, в Патагонии.
Седергольм Якоб Иоханнес Седергольм, Седерхольм (Sederholm) Якоб Иоханнес (20.
Соляноколосник (Halostachys), род растений семейства маревых.
Сьюдад-Трухильо (Ciudad Trujillo), с 1936 до 1961 название г.
«Трезвенное движение», массовый протест в 1858—59 податного населения России против откупной системы в связи с повышением косвенного налога на водку.
Фенидон, 1-фенилпиразолидон-3, белые, желтоватые или сероватые игольчатые tпл 121°C (по др.
Хоакин Никомедес Хоакин (Joaquin) Никомедес (р. 1917, Манила), филиппинский писатель и публицист.