Августин Блаженный АврелийБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Августин Блаженный Аврелий Августин. Августин Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Северная Африка, Нумидия, — 28.8.430, Гиппон, Северная Африка), христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. Прошёл через увлечения манихейством и скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Духовному миру Августин Блаженный Аврелий свойствен ряд противоречий: уникальная умственная восприимчивость и устремление к связующей догме, развитое индивидуалистическое самосознание и мистика сверхличной церковности. Онтология Августин Блаженный Аврелий и его учение о боге как абсолютном бытии следуют неоплатонизму, но Августин Блаженный Аврелий пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеческого мышления (предвосхищение основной идеи Декарта). Бытие бога, по Августин Блаженный Аврелий, можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей — нет (ход мысли, близкий Ансельму Кентерберийскому и противоположный подходу Фомы Аквинского). Психологизм Августин Блаженный Аврелий выявляется в его учении о времени как корелляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Новой чертой мышления Августин Блаженный Аврелий было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из них посвящена «Исповедь» — лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие Августин Блаженный Аврелий от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом Августин Блаженный Аврелий сумел показать противоречивость становления личности. При этом личностные тенденции философии Августин Блаженный Аврелий сочетаются с теологической доктриной предопределения; от констатации тёмных «бездн» души Августин Блаженный Аврелий пришёл к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает». Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде божием», который написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410. Августин Блаженный Аврелий усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т. е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведённой до презрения к богу», и «град божий» — духовную общность, которая основана «на любви к богу, доведённой до презрения к себе». «Град божий» никак не тождествен идеалу теократии, в духе которого истолковывали в средние века идеологи католицизма учение Августин Блаженный Аврелий (он подчёркивал «бездомность» «града божьего», невозможность его приспособления к политической реальности). Августин Блаженный Аврелий находил меткие слова для критики «каиновского» духа империи, потребительски организованной позднеантичной цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собственным городом. Однако всякое насилие — от насилия над ребёнком в школе, выразительно описанного в «Исповеди», до государственного насилия — для Августин Блаженный Аврелий есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому Августин Блаженный Аврелий признавал необходимость государственной власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка». Влияние Августин Блаженный Аврелий было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья Августин Блаженный Аврелий был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной эмоции, ранний протестантизм — переживание им благодати. Мотивы «исповеди» в литературе сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения Августин Блаженный Аврелий В современной католической неосхоластике к Августин Блаженный Аврелий апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма, экзистенциалисты видят в Августин Блаженный Аврелий одного из своих предшественников.
Соч.: Opera omnia, t. 1—11, P., 1864—65 (Patrologiae cursus compl., ser. latina..., accur., J.-P. Migne, t. 32—47); в рус. пер. — Творения Блаженного Августина, 2 изд., ч. 1—7, К., 1901—12.
Лит.: Трубецкой Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке, ч. 1, М., 1892; Герье В., Бл. Августин, М., 1910; Попов И. В., Личность и учение Бл. Августина, т. 1, ч. 1—2, Сергиев Посад, 1916; Баскин М., Августин как теоретик католицизма, «Тр. Моск. ин-та истории, философии и литературы», 1937, т. 1; История философии, т. 1, М., 1940, с. 391— 96; Maier F. G., Augustin und das antike Rom, [Stuttg. — Kоln], 1955; Jaspers K., Die groben Philosophen, Bd I, Münch., 1957; Hessen J., Augustins Metaphysik der Erkenntnis, Leiden, 1960; Deane H. A., The political and social ideas of St. Augustine, N. Y.—L., 1963. С. С.Аверинцев. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|