Врубель Михаил Александрович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВРА
ВРБ
ВРЕ
ВРН
ВРО
ВРУ
ВРХ
ВРШ

Врубель Михаил Александрович [5 (17).3.1856, Омск, — 1 (14).4.1910, Петербург], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880—84) у П. П. Чистякова. Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Врубель Михаил Александрович в своём творчестве обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире. Но в условиях сложного и противоречивого развития русской художественной культуры конца 19 — начала 20 вв. стремление решить эти вопросы приводило Врубель Михаил Александрович, стоявшего в стороне от общественной борьбы своей эпохи и не видевшего реальных путей преодоления острых противоречий буржуазной действительности, к мучительным поискам выхода лишь во внутренней, духовной жизни человека. Это придаёт творчеству Врубель Михаил Александрович, как и творчеству ряда других русских художников конца 19 — начала 20 вв., субъективные, индивидуалистические, а порой и мистически-болезненные черты, что вызывало ожесточённую полемику по поводу его произведений в различных кругах русского общества. Врубель Михаил Александрович обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности, таинственности, характерные и для поэзии раннего русского символизма. Разносторонность художественного творчества как выражение мечты соединить искусство с жизнью, поиски высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве, приверженность к орнаментальным ритмически усложнённым решениям придают произведениям Врубель Михаил Александрович характерные черты стиля «модерн». Это особенно свойственно некоторым панно (например, триптих «Фауст» для дома А. Врубель Михаил Александрович Морозова в Москве, 1856, Третьяковская галерея; «Утро», 1897, Русский музей, Ленинград). Однако творчество Врубель Михаил Александрович гораздо шире и символизма, и стиля «модерн». Стремление создать сложную картину мира, в котором всё взаимосвязано и одушевлено, а за привычным обликом предметов таится своя особая и напряжённая жизнь, приводит к органическому слиянию в произведениях Врубель Михаил Александрович мира человеческих чувств и мира природы («Пан», 1899, «К ночи», 1900, «Сирень», 1900, — все в Третьяковской галерее.).

<a target=<a target=М. А. Врубель. «Демон». 1890. Третьяковская галерея. Москва. Врубель Михаил Александрович." alt="М. А. Врубель. «Демон». 1890. Третьяковская галерея. Москва." Врубель Михаил Александрович." alt="М. А. Врубель. «Пан». 1899. Третьяковская галерея. Москва."

М. А. Врубель. «Демон». 1890. Третьяковская галерея. Москва. Врубель Михаил Александрович.

М. А. Врубель. «Демон». 1890. Третьяковская галерея. Москва.

М. А. Врубель. Портрет Врубель Михаил Александрович Я. Брюсова. Уголь, сангина, мел. 1906. Третьяковская галерея. Москва. Врубель Михаил Александрович.

М. А. Врубель. Портрет Врубель Михаил Александрович Я. Брюсова. Уголь, сангина, мел. 1906. Третьяковская галерея. Москва.

М. А. Врубель. Автопортрет (фрагмент). Уголь, сангина. 1904. Третьяковская галерея. Москва. Врубель Михаил Александрович.

М. А. Врубель. Автопортрет (фрагмент). Уголь, сангина. 1904. Третьяковская галерея. Москва.

М. А. Врубель. «Пляска Тамары». Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Чёрная акварель, белила. 1890—91. Третьяковская галерея. Москва. Врубель Михаил Александрович.

М. А. Врубель. «Пляска Тамары». Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Чёрная акварель, белила. 1890—91. Третьяковская галерея. Москва.

М. А. Врубель. «Пан». 1899. Третьяковская галерея. Москва.

М. А. Врубель. «К ночи». 1900. Третьяковская галерея. Москва. Врубель Михаил Александрович.

М. А. Врубель. «К ночи». 1900. Третьяковская галерея. Москва.

  В 1884—89 Врубель Михаил Александрович жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей (в том числе композицию над хорами «Сошествие святого духа», масло, 1884) в Кирилловской церкви, эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (в том числе четыре варианта композиции «Надгробный плач» — все акварель, графитный карандаш, Киевский музей русского искусства), портрет-картину «Девочка на фоне персидского ковра» (1886, там же). В поисках большей духовности, монументальности и пластической выразительности произведений Врубель Михаил Александрович обращается к опыту классического искусства. Однако он далёк от стилизации или подражания. В характерной манере Врубель Михаил Александрович, живописца и рисовальщика, творчески преломились декоративность и обострённая экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Резкий, ломающийся штрих, сопоставление нескольких планов в изображении предмета, расчленение объёма на множество взаимосвязанных пересекающихся граней и плоскостей, широкий мозаичный мазок, лепящий форму, напоминающее витраж горение красок и эмоциональные цветовые сочетания становятся в творчестве Врубель Михаил Александрович (окончательно манера Врубель Михаил Александрович сложилась в начале 1890-х гг.) пластическими средствами выражения того тревожного и драматического восприятия мира, которое во многом определяет своеобразие его творчества.

  В творчестве Врубель Михаил Александрович киевского периода впервые проявилось характерное для Врубель Михаил Александрович противоречие между мечтой о художественном преображении мира, о воплощении высокого и прекрасного в человеке в величавых образах монументального искусства и буржуазной действительностью, которая не давала Врубель Михаил Александрович возможности средствами своего искусства утверждать гуманистические идеалы (величественные монументальные замыслы Врубель Михаил Александрович не были осуществлены, он выполнял лишь панно для буржуазных особняков). С тягой Врубель Михаил Александрович к монументальному искусству связаны декоративные поиски, которые определяют его творчество в 1890-е гг., когда Врубель Михаил Александрович, переселившись в Москву (в конце 1889), вошёл в абрамцевский художественный кружок мецената С. И. Мамонтова (см. Абрамцево). В эти годы Врубель Михаил Александрович выполняет панно и станковые произведения («Венеция», 1893, Русский музей; «Испания», около 1894 и «Гадалка», 1895, — оба в Третьяковской галерее), участвует в оформлении спектаклей (опер Н. А. Римского-Корсакова «Садко», 1897, «Царская невеста», 1899, «Сказка о царе Салтане», 1900, — все в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова), создаёт эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской («Египтянка», «Мизгирь», «Купава» — все 1899—1900, Третьяковская галерея), выступает в роли архитектора (проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве, 1891) и мастера прикладного искусства. В эти же годы Врубель Михаил Александрович работает над иллюстрациями к произведениям М. Ю. Лермонтова («Измаил-бей», акварель, белила, тушь, сепия, Третьяковская галерея и Литературный музей, Москва, и «Герой нашего времени», акварель, белила, Третьяковская галерея, — все 1890—91). Главной темой творчества Врубель Михаил Александрович в московский период стала тема Демона. В «Демоне» (1890, Третьяковская галерея) и иллюстрациях к одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова (акварель, белила, 1890—91, Третьяковская галерея, Русский музей и другие собрания) Врубель Михаил Александрович в символической форме ставит «вечные» вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё одиночество. Эпоха тяжёлых социальных противоречий и общественного разлада, бунтарские настроения предреволюционной поры — всё это оказывало воздействие на работу Врубель Михаил Александрович над темой Демона, которая завершилась «Демоном поверженным» (1902, Третьяковская галерея). Необычность изломанных форм «Демона поверженного» подчёркивает его гибель, обречённость, а также отражает огромное внутреннее напряжение художника, его лихорадочные поиски образа подлинно трагедийной силы. Врубель Михаил Александрович исполнил ряд портретов, отличающихся философской глубиной образа, стремлением подчеркнуть необычное в модели (портреты С. И. Мамонтова, 1897, К. Д. Арцыбушева, 1897, Н. И. Забелы-Врубель, 1898, — все в Третьяковской галерее.: портрет сына, акварель, белила, графитный карандаш, 1902, Русский музей). В 1900-е гг. творчество Врубель Михаил Александрович приобретает характер трагической исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а порой и черты болезненного надлома (с 1902 Врубель Михаил Александрович страдал тяжёлой душевной болезнью и в 1906 ослеп). В эти годы лучшими произведениями. Врубель Михаил Александрович становятся графические портреты, замечательные острой проницательностью характеристик и конструктивной чёткостью построения форм (портрет Ф. А. Усольцева, карандаш, 1904, частное собрание, Москва; «После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель», пастель, уголь, 1905, портрет Врубель Михаил Александрович Я. Брюсова, уголь, сангина, мел, 1906, — оба в Третьяковской галерее). Человеческая одухотворённость свойственна и сравнительно немногочисленным у Врубель Михаил Александрович пейзажным работам («Дерево у забора», графитный карандаш, 1903—04, Третьяковская галерея), натюрмортам («Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан», графитный карандаш, Русский музей, Ленинград).

 

  Лит.: Яремич С. П., М. А. Врубель, М., [1911]; Иванов А. П., Врубель, 2 изд., П., 1916; М. А. Врубель, Выставка произведений. Каталог, М., 1957; Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Вступ. ст. Э. П. Гомберг-Вержбинской, Л. — М., 1963]; Врубель. Рисунки к произведениям М. Ю. Лермонтова. Ред.-составитель М. И. Флекель. Автор текста А. А. Сидоров, Л., 1964; М. А. Врубель. 1856—1910. [Альбом. Вступ. ст. («Природа и человек в искусстве Врубеля») — А. А. Фёдорова-Давыдова]. М., 1968.

  Врубель Михаил Александрович И. Ракитин, Врубель Михаил Александрович М. Петюшенко.

Так же Вы можете узнать о...


Денежный капитал, деньги, функционирующие в качестве капитала — стоимости, приносящей прибавочную стоимость и используемой в целях эксплуатации наёмного труда.
Дорнбирн (Dornbirn), город на З. Австрии, в земле Форарльберг.
Забойка при взрывных работах, 1) процесс заполнения свободной части зарядной камеры (например, шпура, скважины) инертным забоечным материалом (песок, глина и т.
Иерусалимское королевство, государство, основанное участниками 1-го крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099.
Йокосука, Екосука, город и порт в Японии, на острове Хонсю, на полуострове Миура.
Карпоспоры (от греч. karpos — плод и spora — посев, семя), споры, образующиеся из оплодотворённой яйцеклетки у красных водорослей.
Клебер Жан Батист Клебер (Kleber) Жан Батист (9.3.1753, Страсбург, — 14.
Контингент (от лат. contingens, родительный падеж contingentis — достающийся на долю), 1) совокупность людей, образующих однородную в каком-либо отношении группу, категорию.
Критика (от греч. kritikē — искусство разбирать, судить), 1) разбор (анализ) чего-нибудь с целью дать оценку.
Лапласа уравнение, дифференциальное уравнение с частными производными