Ассириология

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АСА
АСБ
АСВ
АСД
АСЕ
АСИ
АСК
АСЛ
АСМ
АСН
АСО
АСП
АСР
АСС
АСТ
АСУ
АСФ
АСЦ
АСЫ
АСЬ

Ассириология, наука о языках, письменности, культуре и истории Вавилонии и Ассирии, в широком смысле — весь комплекс наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинообразной письменностью (клинописью), в этом смысле Ассириология охватывает и шумерологию, а также урартологию, хеттологию, хурритологию и эламитологию. К Ассириология теперь обычно не относят угаритоведение, а также историко-филологическое изучение Др. Ирана (хотя угаритская и древнеперсидская цивилизации тоже пользовались особыми разновидностями клинообразных письменных знаков, однако, по-видимому, они генетически прямо не связаны с вавилоно-ассирийской клинописью).

  Базу Ассириология заложили в середине 19 в. археологические исследования О. Г. Лейарда (Англия) и П. Э. Ботта (Франция), обнаруживших на городищах Куюнджик, Нимруд и Хорсабад в Ираке многочисленные ассирийские письменные и художественные памятники 9—7 вв. до н. э., а также открытие Г. Роулинсоном (Англия) в Иране трёхъязычной (древнеперсидско-эламско-вавилонской) Бехистунской (Бисутунской) наскальной клинописной надписи персидского царя Дария I (около 521 до н. э.). Нередко основание Ассириология ошибочно приписывают немецкому филологу Г. ф. Гротефенду, который в 1802 произвёл частичную расшифровку древнеперсидского текста начальных строк двух трёхъязычных надписей Дария I и его сына Ксеркса (определив правильно 9 знаков). Но работа Гротефенда прошла почти незамеченной, и древнеперсидская клинопись была, в основном, независимо от Гротефенда, успешно дешифрована в 20—30-х гг. 19 в. усилиями Р. Раска (Дания), Э. Бюрнуфа (Франция), К. Лассена (Германия) и Г. Роулинсона (Англия); дешифровка же вавилоно-ассирийской клинописи удалась благодаря исследованиям, начатым в 40-х гг. П. Э. Ботта и др. во Франции и далеко продвинутым Э. Хинксом, а также Г. Роулинсоном и др. в Великобритании. Первое признание новая наука получила в 1857, когда был дешифрован текст ещё неизвестной ассирийской надписи: прорисовки этой надписи британское королевское Азиатское общество вручило одновременно в запечатанных пакетах французскому учёному Ж. Опперту, английским учёным Г. Роулинсону и У. Г. Фокс-Толботу и ирландскому учёному Э. Хинксу, переводы, сделанные этими учёными независимо друг от друга, совпали во всех главнейших моментах. Дальнейшие успехи Ассириология в 19 в. (ещё вызывавшие ожесточённые споры) связаны с именами Дж. Смита (Англия), Ф. Ленормана и Ж. Менана (Франция), Ассириология Г. Сейса (Англия), П. Хаупта (США), Т. Пинчеса (Англия) и Э. Шрадера (Германия).

  Ещё Э. Хинксом было обнаружено, что вавилоно-ассирийской клинописью записывались тексты на двух разных языках, из которых один (собственно вавилоно-ассирийский — в современной терминологии аккадский) принадлежал к семитской семье, а другой (ранее ошибочно называвшийся в науке аккадским — в современной терминологии шумерский) являлся языком неизвестного происхождения. На научную основу изучение аккадского (вавилоно-ассирийского) языка было поставлено немецким учёным Ф. Деличем (грамматика 1889, словарь 1896). Первые работы по изучению шумерского языка принадлежали П. Хаупту (США) и Ж. Опперту (Франция), однако долгое время само существование такого языка подвергалось сомнению. Ж. Галеви (Франция) и др. утверждали, что шумерские тексты — лишь особая тайнопись жрецов на том же вавилоно-ассирийском языке. Находка многочисленных подлинных шумерских надписей и хозяйств, документов 3-го тыс. до н. э. Э. де Сарзеком (Франция) на городище Телло (древний Лагаш) и блестящее прочтение их в 1884—1905 французскими исследователями Ассириология Амьо и гениальным ассириологом-универсалом Ф. Тюро-Данженом положили основание шумерологии как отдельной отрасли Ассириология; было доказано шумерское происхождение вавилоно-ассирийской клинописи и всей культуры Вавилонии. Первая строго научная грамматика шумерского языка была опубликована Ассириология Пёбелем (Германия) в 1923. Дальнейшие успехи Ассириология в её узком смысле связаны в особенности с работами немецких учёных Г. Циммерна, Б. Мейснера, Ассириология Унгнада, Б. Ландсбергера, В. фон Зодена, шумерологии — с именами немецких учёных Ассириология Деймеля (сводный словарь шумерских идеограмм, применяемых в клинописи), Ассириология Фалькенштейна, датского учёного Т. Якобсена, американского учёного С. Н. Крамера и др.

  В России первые ассириологические публикации принадлежали египтологам В. С. Голенищеву и Б. Ассириология Тураеву (90-е гг. 19 в.). Первым русским ассириологом и шумерологом-профессионалом был М. В. Никольский, образцово издавший шумерские документы, собранные выдающимся палеографом Н. П. Лихачевым. Преподавание аккадского яз. было начато в Петербургском университете П. К. Коковцовым. К числу русских и советских ассириологов, шумерологов и хеттологов мирового масштаба принадлежал В. К. Шилейко, занимавшийся особенно проблемами клинописной литературы.

  Находки в течение 19—1-й пол. 20 вв. урартских надписей на Армянском нагорье и в Закавказье, эламских надписей и документов на Ю.-З. Ирана, клинописного дипломатического архива фараонов в Амарне в Египте (см. Тель-эль-Амарнский архив) и многоязычного архива Хеттского царства на городище Богазкёй в Турции (см. Богазкёйский архив) включили в число языков, изучаемых Ассириология, урартский [крупнейшие урартологи Ассириология Г. Сейс (Англия), И. Фридрих (Германия), Ассириология Гётце (Германия, США), И. И. Мещанинов, Г. Ассириология Меликишвили (СССР), Ф. В. Кёниг (Австрия)], хеттский [Б. Грозный (Чехословакия), Э. Форрер (Швейцария), Ф. Зоммер (Германия), Э. Стёртевант (США), Ассириология Гётце (Германия, США), Х. Эелольф, И. Фридрих, Ассириология Камменхубер (Германия) и Др.], хурритский [Э. Ассириология Спайзер (США) и др.], лувийский [Э. Ларош (Франция) и др.], палайский, хаттский и эламский.

  В 19 в. Ассириология развивалась главным образом как подсобная отрасль в научно-критическом изучении Библии. В начале 20 в., особенно в Германии, получил распространение панвавилонизм, безмерно преувеличивавший мировое значение вавилонской культуры и объявлявший Вавилонию местом происхождения едва ли не всех культурных достижений человечества (немецкий историк Г. Винклер, литературовед П. Йензен и др.). Повышенный интерес к Ассириология в кайзеровской Германии был связан с попытками германского империализма проникнуть а Ирак. С 20 в. Ассириология становится одной из важнейших востоковедных дисциплин, в комплексе изучающей языки, культуру и историю древнего Бл. Востока. Значение Ассириология обусловливается тем, что её задача — исследование первой в мире (наряду с Египтом) области классовой цивилизации и возникновения цивилизации вообще. Однако ввиду исключительной сложности письменных источников и большого их жанрового разнообразия (хозяйственные и юридические документы, письма, эпос, религиозная лирика, басни, пословицы, царские надписи, хроники, учебные и научные тексты, ритуалы, гадания и многие др.), а также ввиду значительных изменений, которые в течение 4—1-го тыс. до н. э. претерпевали языки Бл. Востока и самые знаки клинописи, до недавнего времени за рубежом развивались преимущественно текстологические, лексикологические и т. п. аспекты Ассириология при большой дробной специализации внутри этой науки.

  В СССР Ассириология П. Рифтин, ученик В. К. Шилейко, в 1933 возобновил преподавание Ассириология в Ленинграде и явился основателем самостоятельной школы советских ассириологов-филологов. Позже традиция преподавания клинописи была введена в Тбилиси Г. В. Церетели, учеником П. К. Коковцова. Историю материальной культуры Бл. Востока преподавала в Ленинграде Н. Д. Флиттнер.

В начале 1930-х гг., в ходе дискуссий о марксистской периодизации мирового исторического процесса, выдвинулся своими работами В. В. Струве, на ассириологическом и шумерологическом материале приведший аргументы в пользу преобладания рабовладельческого способа производства на Др. Востоке и положивший начало советскому направлению социально-экономических исследований в Ассириология Полемизируя с В. В. Струве, значительный вклад в социально-экономическую историю Шумера внёс Ассириология И. Тюменев. Ныне советская школа историков занимает ведущее место в мировой Ассириология Советские шумерологи и собственно ассириологи разрабатывают социально-экономические и правовые проблемы (М. Ассириология Дандамаев, И. М. Дьяконов, Г. Х. Саркисян. В. Ассириология Якобсон, Н. Б. Янковская и др.), а также проблемы языков (И. М. Дьяконов, И. Т. Канева, Л. Ассириология Липин), литературы, искусства и фольклора (И. Х. Левин, В. К. Афанасьева). Большое значение имеет работа Ассириология Ассириология Ваймана по дешифровке архаических шумерских текстов конца 4 — начала 3-го тыс. до н. э. Успешно развивается советская хеттология (лингвисты Т. В. Гамкрелидзе, И. М. Дунаевская, В. В. Иванов, историки Г. Г. Гиоргадзе, Г. И. Довгяло, Э. Ассириология Менабде и др.) и эламитология (Ю. Б. Юсифов). Ведущее место в мировой науке занимают советские урартологи. Большое значение имела публикация урартских памятников Закавказья ещё до Великой Октябрьской социалистической революции М. В. Никольским; впервые преподавание урартологии было начато в Баку, а потом в Ленинграде И. И. Мещаниновым, выдающихся достижений достигли советские урартологи как в области археологии (Б. Б. Пиотровский и др.), так и в области истории и филологии (Г. Ассириология Меликишвили и др.).

  Центрами преподавания ассириологических дисциплин в СССР являются университеты в Ленинграде, Тбилиси и Ереване; небольшие, но очень интересные клинописные коллекции, собранные Н. П. Лихачевым и В. С. Голенищевым, имеются в Ленинграде (Эрмитаж) и Москве (Государственный музей изобразительных искусств им. Ассириология С. Пушкина); важны урартологические коллекции Еревана (Музей Армении) и Тбилиси (Музей Грузии). Исследования по Ассириология в широком смысле ведутся в Ленинграде, Тбилиси, Ереване, Москве, Баку, Минске и Вильнюсе. Статьи по Ассириология помещаются в журнале «Вестник древней истории» (с 1937), в непериодических изданиях «Переднеазиатский сборник» (М., с 1961) и «Кавказско-ближневосточный сборник» (т. 1 вышел под названием «Восточный сборник», Тб., с 1960) и в других различных сборниках и учёных записках.

  Основными центрами Ассириология за рубежом являются: Чикаго (Восточный институт), Багдад (Багдадский музей), Париж (Лувр), Лондон (Британский музей), Филадельфия (Пенсильванский музей), Рим (Папский библейский институт), Стамбул (Стамбульский музей), а также Прага, Берлин, Гейдельберг, Мюнхен, Лейден, Анкара, ряд университетских городов США и др. За последние годы в Ассириология всё более видное место начинают занимать учёные Ирака, для которых изучение Вавилонии и Ассирии — это изучение великого прошлого их страны. Специальные журналы., посвященные исключительно или преимущественно A.: «Journal of Cuneiform Studies» (New Haven, с 1947), «Zeitschrift für Assyriologie...» (В., с 1886),»Revue d'assyriologie...» (P., с 1884), «Revue hittite et asianique» (P., с 1930), «Archiv für Orientforschung» (В., с 1923), «Orientalia» (Roma, с 1920), «Iraq» (I., с 1934), «Sumer» (Baghdad, с 1945), большое место уделяется Ассириология в ряде общевостоковедческих журналов различных стран.

 

  Лит.: Бузескул В. П., Открытия XIX и начала ХХ века в области истории древнего мира, ч. 1— Восток, СПБ, 1923; его же, Открытия и научные достижения за последние годы в области изучения древнего Востока, К., 1927; Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М., 1961; Постовская Н. М., Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917—1959 гг.), М., 1961; Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, М., 1967; Pallis S. A., The antiquity of Iraq, Copenhagen, 1956.

  И. М. Дьяконов.

Так же Вы можете узнать о...


Колошение, выколашивание, вымётывание, фаза развития злаковых растений, характеризующаяся выходом соцветия из влагалища верхнего листа: колоса — у пшеницы, ржи, ячменя и др.
Люцерновая совка, льняная совка (Chloridea dipsacea), бабочка семейства совок, вредитель сельскохозяйственных культур.
Неравенства (в астрономии) Неравенства в астрономии, то же, что возмущения небесных тел.
Подладанник (Cytinus), род растений семейства раффлезиевых, лишённых зелёной окраски и паразитирующих на корнях др.
Сандрик, декоративная архитектурная деталь обычно в виде карниза или фронтончика (иногда опирающихся на кронштейны), расположенных над оконным или дверным проёмом на фасадах зданий (реже в интерьерах).
Таллий (лат. Thallium), Tl, химический элемент III группы периодической системы Менделеева, атомный номер 81, атомная масса 204,37; на свежем разрезе серый блестящий металл; относится к редким рассеянным элементам.
Фузариум (Fusarium), род грибов из класса несовершенных.
Эратосфен Киренский (Eratosthenes) (около 276—194 до н.
Бара-бодо, группа народов Северо-Восточной Индии (преимущественно Ассама).
«Война мышей и лягушек», «Батрахомиомахия», древнегреческая поэма — пародия (конец 6 или начало 5 вв.
Десницкий Василий Алексеевич (псевдоним — Строев В.