Бельгия Литература на фламандском языке.Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Литература на фламандском языке. Фламандская литература до начала 18 в. была частью нидерландской (см. Нидерландская литература). С конца 16 в. центр нидерландской культуры переместился на север, но в Южных Нидерландах, на территории современной Бельгия, продолжала, развиваться литература на нидерландском (голландском) языке, который с 17 в. стал называться фламандским. Й. Хардёйн, автор любовных сонетов «Подлинная любовь к Розамунде» (1613), в цикле духовных стихов «Хвалебные песни богу» (1620) сочетал религиозные мотивы с ренессансными. Проповедник контрреформации А. Пойртерс выразил религиозные и политические идеи в романе «Маска сорвана перед всем миром» (1644), в котором дидактическая проза перемежается стихотворными вставками. В. Огир писал злободневные фарсы «Семь смертных грехов» в форме моралите; юмор, живой диалог и занимательная интрига сделали их любимым народным зрелищем в 17 в. Весёлые фастнахтшпили создавал М. де Сван («Прекрасная сапожница, или Вознагражденное усердие» и др.). Большинство его религиозных стихов имеет мистический подтекст. По мере утверждения в Бельгия французской культуры национальная фламандская культура приходит в 18 в. в упадок. Её традиции сохранялись в фольклоре, легендах, исторических преданиях. Национально-демократический подъём вызвал движение за возрождение фламандской культуры, очагом которого становится Гент. Фламандские романтики были одновременно и просветителями; ревнителями развития национального литературного языка. Поэт, историк и филолог Я. Ф. Виллемс, возглавивший движение за возрождение национальной культуры, в патриотических стихах («К бельгийцам», 1818) воспевал героическое прошлое фламандского народа. Романтик Х. Консианс в исторических и социально-бытовых романах («Лев Фландрии», 1838, и др.) выступил зачинателем реалистического направления. К. Л. Ледеганк — автор стихов, близких народным фламандским песням. Во 2-й половине 19 в. получила развитие демократическая литература, близкая к критическому реализму. Возникают попытки создать социальный роман: романы Д. Слекса, А. Бергмана, В. Ловелинг, А. Вазенара. Свободолюбивые мотивы звучат в стихах Ю. де Гейтера. Поэзия католического священника Г. Гезелле выражает мистико-религиозные настроения. П. де Монт, начав с реалистических стихов, эволюционировал в поздних стихах к символизму. Сторонником «чистого искусства» выступил поэт А. Роденбах. Демократическое движение «восьмидесятников», возникшее в 80-е гг., ставило своей целью внести во фламандскую литературу широкие общественные темы, поднять значение фламандской литературы. Творчество С. Бёйссе и С. Стрёвелса (роман «По дорогам», 1902, и др.) посвящено жизни фламандского крестьянства. Э. де Бом — автор первого психологического романа «Обломки» (1898). В направлении натурализма развивалось творчество Л. Бакелманса, автора романов о капиталистическом городе. В начале 20 в. ведущую роль начинают играть декадентские школы. Реализм раннего творчества Стрёвелса сменился декадансом; Х. Тейрлинк рисует болезненную психологию интеллигентов-индивидуалистов («Иоганн Докса», 1917). Кумиром фламандских декадентов стал поэт-символист К. ван де Вустейне. А. Вермейлен — автор мистико-символистского романа «Вечный жид» (1906). Вернуть литературе былой жизнерадостный дух нидерландского Возрождения стремился Ф. Тиммерманс, автор романа «Паллитер» (1916). Под влиянием идей социализма находился поэт Р. де Клерк, в стихах которого отражена борьба фламандского пролетариата. На демократических позициях стоял также поэт и романист В. Элехот («Танкер», 1942), обличавший империализм и воспевавший в сонетах и балладах радость жизни. Зачинатель фламандского экспрессионизма П. ван Остаиен в своей поэзии выразил анархический бунт против капитализма. В начале 30-х гг. против экспрессионизма выступили: М. Рулантс, позднее примкнувший к лагерю реакции, М. Гейсен, Г. Валсхап. Бельгия. И. Опсомер. Портрет А. Вермейлена. 1943. Королевский музей изящных искусств. Антверпен. После 2-й мировой войны группа прогрессивных писателей выступает за мир и демократию. Л. П. Бон ищет своих героев в рабочих кварталах, М. Дейзе написал книгу о героическом сопротивлении бельгийского народа гитлеровским оккупантам («Священный гнев», 1952). П. ван Акен в романе «Только мёртвые могут спастись» (1947) обличает фашизм. Г. Валсхап в романе «Восстание в Конго» (1953) выступил против колониализма. Гейсен в новеллах («Мой друг убийца», 1958, и др.) резко осудил американский образ жизни. Участник бельгийского Сопротивления поэт-коммунист М. Брат призывает к борьбе за мир и социальную справедливость. В. Рёйслинк показал губительное воздействие на людей военного психоза. Х. Клаус в модернистской форме говорит о пороках империализма (пьеса «Невеста на рассвете», 1955, и др.). Лит.: Стихи бельгийских поэтов, пер. с франц., сост. М. Ваксмахер и В. Чесноков, М., 1959; Мицкевич Бельгия, Шарль де Костер и становление реализма в бельгийской литературе, Минск, 1960; Из современной бельгийской поэзии, пер. с франц., флам., валлонского, сост. М. Ваксмахер и В. Чесноков, М., 1965; Андреев Л. Г., Сто лет бельгийской литературы, [М.], 1967 (имеется библ.); Рассказы бельгийских писателей, пер. с флам. и франц., сост. и предисл. И. Шкунаевой, М., 1968; Liebrecht Н. et Rency G., Histoire illustree de la litterature beige de langue françaises, Brux., 1926; Histoire illustree des lettres française de Belgique, Brux., 1958; Anthologie poetique de l'exposition 88 poétes beiges de langue française, Brux., 1958; Anthologie des jeunes poétes beiges d'aujourd'hui, [Courtral, 1959]; Le roman contemporain en Belgique, Brux., 1965; Mallinson V., Modern Belgian literature: 1830—1960, L., [1966] (имеется библ.); Lissens R. F., De vlaamse letterkunde, 4 druk., Amst.— Brussel, 1967; Culot J.-M., Bibliographic des écrivains français de Belgique (1881—1950), v. I, Brux., 1958. М. Н. Ваксмахер (лит-ра на франц. яз.), И. В. Волевич (лит-ра на флам. яз.). Бельгия, Королевство Бельгия (Koninkrijk van Belgie, Royaume de Belgique). Государственный герб Бельгии. Флаг государственный. Бельгия. I. Общиесведения Б. — государство в Западной Европе. Граничит на Ю.-З. с Францией, на С. с Нидерландами, на В. с ФРГ и Люксембургом. На С.-З. омывается Северным морем. Б. расположена на перекрёстке важных транспортных магистралей, связывающих многие западноевропейские страны. Площадь 30,5 тыс. км2. Население 9631,9 тыс. чел. (на 1 января 1969). Столица — г. Брюссель. В административном отношении страна разделена на 9 провинций (см. табл. 1). II. Государственный стройIII. Природа IV. Население V. Исторический очерк IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература Литература на французском языке. Литература на фламандском языке. XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|