Бельгия XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БЕА
БЕБ
БЕВ
БЕГ
БЕД
БЕЕ
БЕЖ
БЕЗ
БЕЙ
БЕК
БЕЛ
БЕМ
БЕН
БЕО
БЕП
БЕР
БЕС
БЕТ
БЕХ
БЕЦ
БЕЧ
БЕШ
БЕЩ
БЕЭ
БЕЯ

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На территории Бельгия сохранились памятники кельтского и древнеримского искусства. В средние века быстро богатевшие торгово-промышленные города раздроблённой на феодальные владения Бельгия стали крупными центрами развития художественной культуры: в 11—12 вв. — романского стиля (церкви в Льеже и Турне, замок графов Фландрских в Генте; искусство бронзового литья и ювелирное дело, процветавшие в долине Мааса), а в 13—14 вв. — готики, достигшей высокого подъёма во Фландрии и Брабанте (соборы в Брюгге, Генте, Брюсселе, Антверпене, Мехелене, городские укрепления, городские башни«бефруа», суконные ряды в Ипре и Брюгге, дома горожан; скульптура порталов и надгробий, стенная и станковая живопись, миниатюра). С объединением (на рубеже 14—15 вв.) Южых и Северных Нидерландов под властью Бургундии формируется единая нидерландская художественная школа, в которой искусство более развитых Южных Нидерландов (нынешней Бельгия) играет ведущую роль. В 15 — 1-й трети 16 вв. в Бельгия, особенно в Брабанте, расцвела светская по духу архитектура поздней («пламенеющей») готики (великолепные памятники независимости и богатства городов — ратуши в Брюсселе, Кортрейке, Генте, Лёвене, Ауденарде). Одновременно в Бельгия сложились основные центры развития нидерландской живописи Возрождения, основоположником которой был Ян ван Эйк. В 16 в. ренессансные принципы восторжествовали в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве; в живописи развернулась борьба между итальянизирующим эклектическим искусством «романистов» и национальным реалистическим направлением, достигшим вершины в творчестве П. Брейгеля. В 13—16 вв. сложились архитектурные ансамбли центров Брюсселя, Антверпена, Гента, Брюгге с просторными площадями и живописной застройкой улиц и набережных. (Подробнее см. в ст. Нидерландское искусство.)

Бельгия. Плантация бегоний в окрестностях г. Гент. Бельгия.

Бельгия. Плантация бегоний в окрестностях г. Гент.

После Нидерландской буржуазной революции 1566—1609 искусство Бельгия выделилось в самостоятельную школу, которая до конца 18 в. называлась фламандской. Во фламандском искусстве барокко 17 в. парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся католической церковью и знатью) сочетались с традициями старой нидерландской культуры и с пробужденными революцией самобытными народно-реалистическими тенденциями. Архитектуре 17 в. присущи торжественность праздничность, свободная живописность, обилие сочного пластичного декора (узкие, высокие городские дома со ступенчатыми и фигурными фронтонами; церкви — трёхнефные базилики и ротонды, монастыри, госпитали, ломбарды и т.д. — архитекторы В. Кубергер, Ж. Франкарт, П. Хёйсенс, В. Хесиус, Л. Файдхербе). Итальянские влияния ощутимы в доме П. П. Рубенса в Антверпене, французские — в фортификационных и гражданских постройках южных городов. Во фламандской живописи 17 в. определяющую роль сыграл Рубенс, в чьих произведениях, проникнутых горячей любовью к своей стране и её народу, размах и бурная динамика соединяются с мощной и полнокровной жизненностью образов. Среди его многочисленных помощников и последователей выделялись А. ван Дейк — мастер одухотворённых изящных портретов, Я. Йорданс, черпавший свои грубовато-плебейские образы в крестьянской и бюргерской среде, Ф. Снейдерс — автор динамичных, полных жизненной сочности натюрмортов крупного размера, пейзажист Л. ван Уден. Другую ветвь фламандского реализма представляли небольшие сцены крестьянского быта и пейзажи — драматически-экспрессивные у А. Брауэра, идиллические у Д. Тенирса, буднично-правдивые у Я. Сиберехтса. Традициям нидерландского искусства 16 в. следовали в 17 в. пейзажисты И. де Момпер, Я. Брейгель «Бархатный», портретист К. де Вос. Нарядные, красочные пейзажи писали Л. де Ваддер, Ж. д'Артуа, К. Хёйсманс. Последователями итальянского живописца Караваджо были А. Янсенс, Г. Сегерс, Т. Ромбаутс. В скульптуре наряду с пышной декоративностью (А. Квеллин, Х. Вербрюгген, Ж. Делькур) сильны черты жизнелюбивого реализма (в детских фигурках Х. и Ф. Дюкенуа, рельефах Л. Файдхербе). Фламандские картины воспроизводились в гравюрах на меди (П. Саутман, Л. Ворстерман, П. Понтиус, С. Болсверт) и на дереве (К. Егер) и в шпалерах, ткавшихся в Брюсселе, Антверпене, Брюгге; знамениты плетёные и шитые кружева Фландрии и Брабанта.

Бельгия. Ф. Снейдерс. «Натюрморт с лебедем». 17 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. Бельгия.

Бельгия. Ф. Снейдерс. «Натюрморт с лебедем». 17 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Бельгия. А. Брауэр. «Курильщики». Ок. 1636—38. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. Бельгия.

Бельгия. А. Брауэр. «Курильщики». Ок. 1636—38. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

  В 18 в. во фламандское искусство, сохранявшее некоторые традиции барокко (живопись В. О. Янсенса, П. И. Верхагена), всё более проникали из Франции и Австрии принципы классицизма (архитекторы Я. П. Баурсхейдт, Л. Бельгия Девез, скульпторы Л. Дельво и Ж. Л. Годшарль, живописец А. Лене). Свежую реалистическую струю внесли во фламандское искусство портретные бюсты работы Годшарля, картины (жанровые сцены, фабричные интерьеры) Л. Дефранса.

Бельгия. Я. П. Баурсхейдт. Королевский дворец в Антверпене. 1743—45. Бельгия.

Бельгия. Я. П. Баурсхейдт. Королевский дворец в Антверпене. 1743—45.

  В 19 в. формируется собственно бельгийское искусство, вначале в формах классицизма (архитектор Л. Руландт, исторический живописец и мастер реалистического портрета Ф. Ж. Навез). Революция 1830 способствовала быстрому превращению Бельгия в развитую капиталистическую страну с острыми социальными противоречиями; это обусловило сложность и контрасты её художественной культуры. Рядом с импозантными центрами городов и парадными эклектичными зданиями (архитекторы Я. П. Клёйсенар, Л. Сёйс, Ж. Пуларт) растут промышленные пригороды и районы трущоб. Романтическая школа 2-й четверти 19 в. (патриотические произведения исторических живописцев Г. Вапперса, Л. Галле, скульптора В. Гефса; сумбурные фантастические аллегории А. Вирца, стилизованные сцены старого фламандского быта Х. Лейса, пейзажи Т. Фурмуа) выродилась позднее в салонный академизм; но бельгийские романтики отчасти подготовили и бурное развитие демократического реализма во 2-й половине 19 в. (сцены крестьянского и городского быта Ш. де Гру, Х. де Бракелера, Я. Стоббартса; пейзажи Л. Дюбуа, И. Буланже, В. Вогелса), представители которого объединились в 1868 в «Свободное общество изящных искусств». Скульптура и живопись крупнейшего реалиста К. Менье посвящены героике труда, тяжёлой жизни рабочих и крестьян. К концу 19 в. Бельгия становится родиной стиля «модерн» в архитектуре (Х. ван де Велде, В. Орта), для которого характерны свободная композиция общественных зданий и особняков, отказ от ордерной системы, художественное осмысление новых конструкций и материалов, индивидуалистичная прихотливость изогнутых линий и плоскостей. Традиции реализма сочетались с импрессионистической мимолётностью наблюдений у Э. Клауса, А. Эвенепула, Т. ван Рейселберге, с гротескной фантастикой у Дж. Энсора и графика Ж. де Брёйкера, с мистической символикой и пессимизмом у Э. Ларманса, Л. Фредерика, Ф. Ропса и особенно у мастеров латемской школы (В. де Саделер, Г. ван де Вустейне) во главе со скульптором Ж. Минне.

Бельгия. В. Орта. Народный дом в Брюсселе. 1896—99. Зал. Бельгия.

Бельгия. В. Орта. Народный дом в Брюсселе. 1896—99. Зал.

Бельгия. Ф. Ж. Навез. Портрет семьи Хемптинне. 1816. Музей современного искусства. Брюссель. Бельгия.

Бельгия. Ф. Ж. Навез. Портрет семьи Хемптинне. 1816. Музей современного искусства. Брюссель.

Бельгия. К. Менье. «Грузчик». Бронза. Около 1905. Музей Менье. Брюссель. Бельгия.

Бельгия. К. Менье. «Грузчик». Бронза. Около 1905. Музей Менье. Брюссель.

Бельгия. Л. Сёйс. Биржа в Брюсселе. 1873—76. Бельгия.

Бельгия. Л. Сёйс. Биржа в Брюсселе. 1873—76.

Бельгия. Ж. Минне. «Мальчик, несущий реликвии». Мрамор. 1897 г. Королевский музей изящных искусств. Антверпен. Бельгия.

Бельгия. Ж. Минне. «Мальчик, несущий реликвии». Мрамор. 1897 г. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.

Бельгия. Ж. Пуларт. Колонна Конгресса в Брюсселе. 1850—59. (Лестница — арх. Я. П. Клёйсенар.) Бельгия.

Бельгия. Ж. Пуларт. Колонна Конгресса в Брюсселе. 1850—59. (Лестница — арх. Я. П. Клёйсенар.)

  Поиски рационалистических решений в архитектуре Бельгия начались после 1-й мировой войны (посёлки по проектам Х. Хосте, Л. ван дер Свалмена, В. Буржуа; постройки Э. ван Авербеке, С. Ясински, Ж. Маутсхена). В 1920—30-х гг. влиятельным было неоклассическое направление. Принципы современной архитектуры в Бельгия утвердились после 1945 (архитекторы Х. ван Кёйк, Р. Брам, М. Бренфо, Л. Стейнен) в строительстве новых жилых районов, транспортных и промышленных сооружений, общественных и деловых зданий. В Брюсселе, Антверпене, Льеже созданы микрорайоны с общественными центрами, многоэтажной или смешанной застройкой; к 1958 в Брюсселе были реконструированы автомобильные магистрали, построены туннели и виадуки.

Бельгия. В. Буржуа. Посёлок Сите-Модерн в Синт-Агата-Берхеме под Брюсселем. 1922—27. Бельгия.

Бельгия. В. Буржуа. Посёлок Сите-Модерн в Синт-Агата-Берхеме под Брюсселем. 1922—27.

  В бельгийском искусстве 20 в. большое место заняли узкие формально-стилистические искания (Г. де Смет, Я. Брюсселманс, А. Саверейс), сюрреализм (П. Дельво, Р. Магрит), абстрактное искусство. Субъективное переосмысление национальных традиций выразилось в драматической экспрессии картин К. Пермеке, в острой импульсивности живописи и скульптуры Р. Ваутерса, в интимной лирике примитивиста Э. Тейтгата. Реалистическая объективность образов присуща портретам И. Опсомера и скульптуре Ш. Лепле. Принципы социального реализма воплотились в многостороннем творчестве Ф. Мазереля — борца против империалистических войн и порабощения человека, в полотнах К.Пейзера, П. Полюса, Р. Сомвиля, посвященных рабочим и городской бедноте. В декоративном искусстве 20 в. выделяются изделия в стиле «модерн», создававшиеся группой «Новое искусство» (Х. ван де Велде, В. Орта), керамическая скульптура (П. Кай), ковры на темы жизни и борьбы народа Бельгия (Р. Сомвиль, Э. Дюбренфо, Л. Дельтур).

Бельгия. Ф. Мазерель. «Расстрел» (из цикла «Крестный путь человека»). Гравюра на дереве. Бельгия.

Бельгия. Ф. Мазерель. «Расстрел» (из цикла «Крестный путь человека»). Гравюра на дереве.

Бельгия. Р. Ваутерс. «Домашние заботы». Бронза. 1913. Королевский музей изящных искусств. Антверпен. Бельгия.

Бельгия. Р. Ваутерс. «Домашние заботы». Бронза. 1913. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.

Бельгия. П. Полюс. «Материнство». Национальный художественный музей. Буэнос-Айрес. Бельгия.

Бельгия. П. Полюс. «Материнство». Национальный художественный музей. Буэнос-Айрес.

  Традиционные сельские постройки Бельгия просты и почти лишены украшений. Для фламандских провинций характерны дома, объединяющие под одной крышей вытянутые в один ряд жилые и хозяйственные помещения; всюду распространены «замкнутые дворы», окруженные по периметру массивными постройками — фахверковыми или кирпичными. Популярные виды народного творчества — кружевоплетение, обработка железа а меди, резьба по дереву.

 

  Лит.: Гершензон-Чегодаева Н. М., Фламандские живописцы, М., 1949; Бельгийское искусство конца XIX — ХХ веков от Менье до Пермеке. [Выставка]. Каталог, М., 1956; Фромантен Э., Старые мастера, [пер. с франц., М., 1966]; I’art en Belgique du moyen- âge á nos jours, Brux., 1939; Encyclopedie de l'architecture et des arts en Belgique, v. 1—3, Brux., [1958].

А. М. Кантор.

Бельгия, Королевство Бельгия (Koninkrijk van Belgie, Royaume de Belgique).

Государственный герб Бельгии. Бельгия.

Государственный герб Бельгии.

Флаг государственный. Бельгия. Бельгия.

Флаг государственный. Бельгия.

I.  Общиесведения

  Б. — государство в Западной Европе. Граничит на Ю.-З. с Францией, на С. с Нидерландами, на В. с ФРГ и Люксембургом. На С.-З. омывается Северным морем. Б. расположена на перекрёстке важных транспортных магистралей, связывающих многие западноевропейские страны. Площадь 30,5 тыс. км2. Население 9631,9 тыс. чел. (на 1 января 1969). Столица — г. Брюссель. В административном отношении страна разделена на 9 провинций (см. табл. 1).

II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
Литература на французском языке.
Литература на фламандском языке.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Денивеляция (от франц. deniveler — делать неровным) водной поверхности, перекос уровенной поверхности воды водоёмов, возникающий в результате сгонно-нагонных явлений или сейшевых колебаний.
Звукопоглощающие конструкции, устройства для поглощения падающих на них звуковых волн.
Карамель (франц. caramel, от позднелат. cannamella — сахарный тростник), сахарное кондитерское изделие.
Корат (второе назв. города Накхонратчасима) Корат, второе название города Накхонратчасима в Таиланде.
Ли Юань-хун (19.10.1864, у. Хуанпи, пров. Хубэй, — 3.
Меркуран, комплексный протравитель семян, содержащий этилмеркурхлорид, гамма-изомер гексахлорана, гексахлорбензол, масло и наполнитель; используется главным образом для сухого обеззараживания семян пшеницы, ржи; льна, масличных, овощных, цветочных культур и лесных пород.
Неплатёжеспособность, неспособность хозяйствующего субъекта (предприятия, организации, юридического лица) обеспечить платежи по своим финансовым и кредитным обязательствам.
Папазян Вартанес Месропович [13(25).4.1866, Ван, Турция,— 26.
Пражский мир 1866, мирный договор между Австрией и Пруссией, завершивший австро-прусскую войну 1866.
Ротовая полость, передний отдел пищеварительного тракта, начинающийся ротовым отверстием и переходящий в глотку (при её отсутствии — непосредственно в пищевод).
Слохтерен (Slochteren), город в Нидерландах, в провинции Гронингенерал 12 тыс.
Тард Габриель Тард (Tarde) Габриель (12.3.1843, Сарла, — 13.