Бельгия XV. Музыка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БЕА
БЕБ
БЕВ
БЕГ
БЕД
БЕЕ
БЕЖ
БЕЗ
БЕЙ
БЕК
БЕЛ
БЕМ
БЕН
БЕО
БЕП
БЕР
БЕС
БЕТ
БЕХ
БЕЦ
БЕЧ
БЕШ
БЕЩ
БЕЭ
БЕЯ

XV. Музыка

Музыка Бельгия складывалась на основе национальных музыкальных традиций народов, населяющих территорию современной Бельгия — фламандцев (северная часть страны), связанных с нидерландскими культурными традициями, и валлонов (южная часть), испытывающих воздействие французской культуры. Эти различия национальных культур проявляются и в музыкальном фольклоре, и в профессиональном музыкальном искусстве Бельгия Общую основу для развития бельгийской музыки составляет т. н. франко-фламандская нидерландская школа 15—16 вв., полифоническое искусство которой, сформировавшееся в эпоху Возрождения на базе народно-песенного творчества, стало важнейшим по влиянию на композиторские школы Западной Европы. Её крупнейшие представители — Я. Обрехт, А. Вилларт, Жоскен Депре и Орландо Лассо, происходившие из бельгийских провинций, — создали высочайшие образцы культовых и светских хоровых многоголосных произведений. Впоследствии их традициям следовали церковно-певческие школы. С 17 в. музыка Бельгия утратила своё ведущее значение в европейской музыкальной культуре, многие крупные композиторы бельгийского происхождения работали во Франции (А. Э. М. Гретри и Ф. Ж. Госсек — в 18 в., С. Франк — в 19 в.). В дальнейшем музыка Бельгия была главным образом подражательной: бельгийские композиторы во всех жанрах тяготели к французским, итальянским и немецким образцам. В начале 18 в. в театре «Де ла Монне» (основан в 1700 в Брюсселе) ставились оперы и оперы-балеты Ж. Бельгия Люлли, А. Детуша, А. Кампра и др. французских композиторов; в конце 18 в. — оперы А. Э. М. Гретри, Ф. Ж. Госсека, П. А. Монсиньи, Ф. А. Филидора и др. В 1759 поставлена первая опера-комедия «Маскарад-пастораль» бельгийского композитора П. ван Малдере. Однако музыка Бельгия продолжала оставаться эклектичной. Её национальное своеобразие определилось после образования независимого государства Бельгия (1830).

  В 19 в. из фламанндской ветви сформировалась антверпенская школа, опиравшаяся на фламандский фольклор и немецкую композиторскую школу. Её возглавляли П. Бенуа, автор опер, кантат и симфоний, стремившийся бороться за национальную самостоятельность музыки Бельгия, его ученик Я. Блоке, известный музыкально-драматическими произведениями, Л. Дюбуа, подражавший Р. Вагнеру, П. Жильсон и Э. Тинель. Второе, валлонское, направление ориентировалось на французскую музыкальную культуру, главным образом оперу, и творчество С. Франка. Видные представители этого направления — О. Дюпон, Л. Г. Юберти, Г. Лекё, В. Врёльс и Ж. Йонген. Среди произведений, созданных в жанре ораторий и кантат, имеющих давние традиции, выделяются сочинения П. Бенуа и Э. Тинеля. Стимулом для развития этого жанра, а также различных жанров культовой музыки, было хоровое искусство, популярное в Бельгия с давних времён (многочисленные хоровые общества, соревнования хоров). На рубеже 19—20 вв. сложилась национальная вокальная школа; выделяются певцы Э. Дейк, Э. Блауварт, позднее — певица В. Бови. В симфонической музыке сказываются сильные влияния К. М. Вебера, Ф. Листа, в оперной — Р. Вагнера. В 1890—1900-х гг. в творчестве некоторых бельгийских композиторов проявляется влияние русских композиторов «Могучей кучки» («Море» и симфонические вариации П. Жильсона, симфония О. Бёка).

  Наибольшее развитие в музыке Бельгия получил инструментальный концерт, особенно виртуозный скрипичный, что связано с формированием бельгийской школы скрипичной игры, имевшей мировое значение и выдвинувшей крупнейших артистов, в том числе: Ш. Берио, А. Вьётан,.Э. Изаи, Ю.Леонар, П. Марсик, С. Томсон. Некоторые из них известны и как авторы виртуозных скрипичных сочинений (Ш. Берио, А. Вьётан); выдающихся виртуозов выдвинула и бельгийская виолончельная школа, среди них: Ф. Серве, А. Батта, Ф. Демунк.

  В 20 в. в музыке Бельгия получили отражение импрессионизм и различные авангардистские течения (атональная, серийная музыка и др.).

  Крупными музыковедами 19 в. являются Ф. Ж. Фетис и Ф. О. Геварт (писал также комические и исторические оперы), исследователи фламандской народной песни Ф. ван Дёйсе и А. Фриденталь, средневековой музыки — М. Кюфферат. Среди музыковедов 20 в. выделяются Ш. ван ден Боррен, председатель Бельгийского общества музыкознания, Ж. О. Стельфельд и др.

  Деятели современного бельгийского музыкального искусства: композиторы — Ж. Абсиль, Р. Дефоссе, Ф. Кине, А. Сури, М. Пот и др.; дирижёры — Ф. Андре, Д. Дефо; скрипачи — А. Грюмьо, К. ван Несте.

  Бельгийские музыканты получают образование в консерваториях в Брюсселе, Льеже, Генте, Антверпене и Монсе (институт музыкознания), а также в городских музыкальных академиях в Турне, Шарлеруа и др. и институте церковной музыки в Мехелене (Малин). Крупнейший музыкальный центр — Брюссель, в котором, кроме театра «Де ла Монне», существуют концертные общества, симфонические оркестры, один раз в 3 года проводятся международные конкурсы пианистов и скрипачей им. королевы Елизаветы, получившие мировую известность; в Льеже — конкурсы квартетного исполнительства, камерной музыки и смычковых инструментов. Оперные театры существуют также в Антверпене (основан в 1893) и Генте (основан в 1900).

 

  Лит.: Leirens Ch., La musique belge, 2 éd., Brux., 1954; Wangermée R. La musique belge contemporaine, Brux., 1959.

 

Бельгия, Королевство Бельгия (Koninkrijk van Belgie, Royaume de Belgique).

Государственный герб Бельгии. Бельгия.

Государственный герб Бельгии.

Флаг государственный. Бельгия. Бельгия.

Флаг государственный. Бельгия.

I.  Общиесведения

  Б. — государство в Западной Европе. Граничит на Ю.-З. с Францией, на С. с Нидерландами, на В. с ФРГ и Люксембургом. На С.-З. омывается Северным морем. Б. расположена на перекрёстке важных транспортных магистралей, связывающих многие западноевропейские страны. Площадь 30,5 тыс. км2. Население 9631,9 тыс. чел. (на 1 января 1969). Столица — г. Брюссель. В административном отношении страна разделена на 9 провинций (см. табл. 1).

II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
Литература на французском языке.
Литература на фламандском языке.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Гидроксоний, гидратированный ион водорода H3O+: см.
Дивичи, город (до 1961 посёлок), центр нского района Азербайджанской ССР.
Идлиб, город на северо-западе Сирии, на автодороге Латакия — Халеб; административный центр мухафазы .
Кеннеди мыс (Cape Kennedy) (до 1964 — мыс Канаверал), мыс на В.
Кровоизлияние, геморрагия, экстравазат, скопление крови, излившейся из кровеносных сосудов в полости тела или окружающие ткани, К.
Магний (лат. Magnesium), Mg, химический элемент II группы периодической системы Менделеева, атомный номер 12, атомная масса 24,305.
Морогоро (Morogoro), город в Танзании, административный центр области .
Оксимы, органического соединения, производные альдегидов и кетонов, получаемые из них действием гидроксиламина H2NOH и называют соответственно альдоксимами RHC = N – OH (I) и кетоксимами RR'C = N – OH (II).
Плодовые культуры, группа дикорастущих и возделываемых древесных, кустарниковых, полукустарниковых, многолетних кустарничковых растений и лиан, дающих сочные или твёрдые съедобные плоды.
Рацематы, то же, что рацемические соединения; см.
Серная кислота, H2SO4, сильная двухосновная кислота, отвечающая высшей степени окисления серы (+6).
Сулица, короткое метательное копье. Упоминается впервые в «Слове о полку Игореве» (12 в.