Бельгия XV. МузыкаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XV. Музыка Музыка Бельгия складывалась на основе национальных музыкальных традиций народов, населяющих территорию современной Бельгия — фламандцев (северная часть страны), связанных с нидерландскими культурными традициями, и валлонов (южная часть), испытывающих воздействие французской культуры. Эти различия национальных культур проявляются и в музыкальном фольклоре, и в профессиональном музыкальном искусстве Бельгия Общую основу для развития бельгийской музыки составляет т. н. франко-фламандская нидерландская школа 15—16 вв., полифоническое искусство которой, сформировавшееся в эпоху Возрождения на базе народно-песенного творчества, стало важнейшим по влиянию на композиторские школы Западной Европы. Её крупнейшие представители — Я. Обрехт, А. Вилларт, Жоскен Депре и Орландо Лассо, происходившие из бельгийских провинций, — создали высочайшие образцы культовых и светских хоровых многоголосных произведений. Впоследствии их традициям следовали церковно-певческие школы. С 17 в. музыка Бельгия утратила своё ведущее значение в европейской музыкальной культуре, многие крупные композиторы бельгийского происхождения работали во Франции (А. Э. М. Гретри и Ф. Ж. Госсек — в 18 в., С. Франк — в 19 в.). В дальнейшем музыка Бельгия была главным образом подражательной: бельгийские композиторы во всех жанрах тяготели к французским, итальянским и немецким образцам. В начале 18 в. в театре «Де ла Монне» (основан в 1700 в Брюсселе) ставились оперы и оперы-балеты Ж. Бельгия Люлли, А. Детуша, А. Кампра и др. французских композиторов; в конце 18 в. — оперы А. Э. М. Гретри, Ф. Ж. Госсека, П. А. Монсиньи, Ф. А. Филидора и др. В 1759 поставлена первая опера-комедия «Маскарад-пастораль» бельгийского композитора П. ван Малдере. Однако музыка Бельгия продолжала оставаться эклектичной. Её национальное своеобразие определилось после образования независимого государства Бельгия (1830). В 19 в. из фламанндской ветви сформировалась антверпенская школа, опиравшаяся на фламандский фольклор и немецкую композиторскую школу. Её возглавляли П. Бенуа, автор опер, кантат и симфоний, стремившийся бороться за национальную самостоятельность музыки Бельгия, его ученик Я. Блоке, известный музыкально-драматическими произведениями, Л. Дюбуа, подражавший Р. Вагнеру, П. Жильсон и Э. Тинель. Второе, валлонское, направление ориентировалось на французскую музыкальную культуру, главным образом оперу, и творчество С. Франка. Видные представители этого направления — О. Дюпон, Л. Г. Юберти, Г. Лекё, В. Врёльс и Ж. Йонген. Среди произведений, созданных в жанре ораторий и кантат, имеющих давние традиции, выделяются сочинения П. Бенуа и Э. Тинеля. Стимулом для развития этого жанра, а также различных жанров культовой музыки, было хоровое искусство, популярное в Бельгия с давних времён (многочисленные хоровые общества, соревнования хоров). На рубеже 19—20 вв. сложилась национальная вокальная школа; выделяются певцы Э. Дейк, Э. Блауварт, позднее — певица В. Бови. В симфонической музыке сказываются сильные влияния К. М. Вебера, Ф. Листа, в оперной — Р. Вагнера. В 1890—1900-х гг. в творчестве некоторых бельгийских композиторов проявляется влияние русских композиторов «Могучей кучки» («Море» и симфонические вариации П. Жильсона, симфония О. Бёка). Наибольшее развитие в музыке Бельгия получил инструментальный концерт, особенно виртуозный скрипичный, что связано с формированием бельгийской школы скрипичной игры, имевшей мировое значение и выдвинувшей крупнейших артистов, в том числе: Ш. Берио, А. Вьётан,.Э. Изаи, Ю.Леонар, П. Марсик, С. Томсон. Некоторые из них известны и как авторы виртуозных скрипичных сочинений (Ш. Берио, А. Вьётан); выдающихся виртуозов выдвинула и бельгийская виолончельная школа, среди них: Ф. Серве, А. Батта, Ф. Демунк. В 20 в. в музыке Бельгия получили отражение импрессионизм и различные авангардистские течения (атональная, серийная музыка и др.). Крупными музыковедами 19 в. являются Ф. Ж. Фетис и Ф. О. Геварт (писал также комические и исторические оперы), исследователи фламандской народной песни Ф. ван Дёйсе и А. Фриденталь, средневековой музыки — М. Кюфферат. Среди музыковедов 20 в. выделяются Ш. ван ден Боррен, председатель Бельгийского общества музыкознания, Ж. О. Стельфельд и др. Деятели современного бельгийского музыкального искусства: композиторы — Ж. Абсиль, Р. Дефоссе, Ф. Кине, А. Сури, М. Пот и др.; дирижёры — Ф. Андре, Д. Дефо; скрипачи — А. Грюмьо, К. ван Несте. Бельгийские музыканты получают образование в консерваториях в Брюсселе, Льеже, Генте, Антверпене и Монсе (институт музыкознания), а также в городских музыкальных академиях в Турне, Шарлеруа и др. и институте церковной музыки в Мехелене (Малин). Крупнейший музыкальный центр — Брюссель, в котором, кроме театра «Де ла Монне», существуют концертные общества, симфонические оркестры, один раз в 3 года проводятся международные конкурсы пианистов и скрипачей им. королевы Елизаветы, получившие мировую известность; в Льеже — конкурсы квартетного исполнительства, камерной музыки и смычковых инструментов. Оперные театры существуют также в Антверпене (основан в 1893) и Генте (основан в 1900).
Лит.: Leirens Ch., La musique belge, 2 éd., Brux., 1954; Wangermée R. La musique belge contemporaine, Brux., 1959.
Бельгия, Королевство Бельгия (Koninkrijk van Belgie, Royaume de Belgique). Государственный герб Бельгии. Флаг государственный. Бельгия. I. Общиесведения Б. — государство в Западной Европе. Граничит на Ю.-З. с Францией, на С. с Нидерландами, на В. с ФРГ и Люксембургом. На С.-З. омывается Северным морем. Б. расположена на перекрёстке важных транспортных магистралей, связывающих многие западноевропейские страны. Площадь 30,5 тыс. км2. Население 9631,9 тыс. чел. (на 1 января 1969). Столица — г. Брюссель. В административном отношении страна разделена на 9 провинций (см. табл. 1). II. Государственный стройIII. Природа IV. Население V. Исторический очерк IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература Литература на французском языке. Литература на фламандском языке. XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|