Бернини Джованни (Джан) Лоренцо

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БЕА
БЕБ
БЕВ
БЕГ
БЕД
БЕЕ
БЕЖ
БЕЗ
БЕЙ
БЕК
БЕЛ
БЕМ
БЕН
БЕО
БЕП
БЕР
БЕС
БЕТ
БЕХ
БЕЦ
БЕЧ
БЕШ
БЕЩ
БЕЭ
БЕЯ

Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7.12.1598, Неаполь, — 12.11.1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца — скульптора Пьетро Бернини Джованни (Джан) Лоренцо В архитектуре и скульптуре Бернини Джованни (Джан) Лоренцо, крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко, ярко воплотились главные принципы этого стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Бернини Джованни (Джан) Лоренцо решал проблему синтеза пластических искусств. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой святого Петра, 1657—66, и др. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини Джованни (Джан) Лоренцо живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Под воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини Джованни (Джан) Лоренцо добивался почти натуралистических эффектов — имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини Джованни (Джан) Лоренцо нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтациюЭкстаз святой Терезы», мрамор, 1644—52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).

Бернини. «Экстаз св. Терезы». Мрамор. 1644—52. Капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория. Рим. Бернини Джованни (Джан) Лоренцо.

Бернини. «Экстаз св. Терезы». Мрамор. 1644—52. Капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория. Рим.

Бернини. Площадь св. Петра в Риме. 1657—63. Бернини Джованни (Джан) Лоренцо.

Бернини. Площадь св. Петра в Риме. 1657—63.

Бернини. Колоннада собора св. Петра в Риме. 1657—63. Бернини Джованни (Джан) Лоренцо.

Бернини. Колоннада собора св. Петра в Риме. 1657—63.

  Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций («Давид», мрамор, 1623, «Аполлон и Дафна», мрамор, 1622—25,— в Музее и галерее Боргезе, Рим), Бернини Джованни (Джан) Лоренцо выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе; бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Постепенно в портретах Бернини Джованни (Джан) Лоренцо усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Бернини Джованни (Джан) Лоренцо в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). Бернини Джованни (Джан) Лоренцо создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639—46).

Бернини. «Давид». Мрамор. 1623. Музей и галерея Боргезе. Рим. Бернини Джованни (Джан) Лоренцо.

Бернини. «Давид». Мрамор. 1623. Музей и галерея Боргезе. Рим.

  Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Бернини Джованни (Джан) Лоренцо начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624—33); полностью особенности его манеры проявились в 1650—60-х гг. Пластичность и динамизм, своеобразный иллюзионизм придают архитектуре Бернини Джованни (Джан) Лоренцо торжественность и величавость. Главное творение Бернини Джованни (Джан) Лоренцо — грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657—63). Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-рядными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём. Прямолинейные участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653—58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм; их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Бернини Джованни (Джан) Лоренцо часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663—66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Бернини Джованни (Джан) Лоренцо сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны — Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648—51, и др.). Творчество Бернини Джованни (Джан) Лоренцо, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство 17—18 вв.

 

  Лит.: Лившиц Н. А., Бернини, М., 1957; Аркин Д., Бернини-скульптор, в его кн.: Образы скульптуры, М., 1961; Pane R., Bernini architetto, Venezia, 1953; Wittkower R., Gian Lorenzo Bernini, the sculptor of the Roman baroque, L., 1955.

Л. Бернини. Автопортрет.Терракота. Эрмитаж. Ленинград. Бернини Джованни (Джан) Лоренцо.

Л. Бернини. Автопортрет.Терракота. Эрмитаж. Ленинград.

  О. В. Мамонтова.

Так же Вы можете узнать о...


Телергоны (от теле... и греч. érgon — работа, воздействие), химические вещества, выделяемые экзокринными железами животных во внешнюю среду и определённым образом воздействующие на особей своего или др.
Элимус, пырейник (Elymus), род многолетних дерновинных трав семейства злаков.
Венгерка, бальный танец; см. Чардаш.
Звукомерная камера, специально оборудованное помещение для акустических измерений.
Либединский Юрий Николаевич [28.11(10.12).1898, Одесса, — 24.
Папоротникообразные (Pteridophyta), большая группа высших растений, в которую иногда объединяют все высшие бессемянные растения, исключая мхи.
Слюдянка, город, центр Слюдянского района Иркутской области РСФСР.
Хэнкок Джон Хэнкок (Hancock) Джон (12.1.1737, Брейнтри, ныне Куинси, штат Массачусетс, — 8.
Безенгийская стена, наиболее высокий участок Главного, или Водораздельного, хребта Б.
Деборд-Вальмор Марселина Деборд-Вальмор (Desbordes-Valmore) Марселина (псевдоним; настоящее имя и фамилия — Марселина Фелисите Жозефина Деборд) (20.
Константиновка (пос. гор. типа в Харьковской обл.) Константиновка, посёлок городского типа в Краснокутском районе Харьковской области УССР, в 16 км.
Неаполь (скифский) Неаполь скифский (греч. Neapolis — новый город), древний город, упоминаемый в херсонесском декрете 2 в.
Роденбах Жорж Роденбах (Rodenbach) Жорж (16.7.1855, Турне, — 25.
Улюнгур, Кызылбаш, бессточное озеро в Китае, на С.
Албанский язык, язык албанцев. За пределами Албании наибольшее количество албаноязычного населения проживает в Югославии (в автономном крае Косово и Метохия, в Македонии и Черногории).
Ганаки, этнографическая группа чехов Моравии, сложившаяся в средние века и сохраняющая некоторые диалектологические и этнографические особенности.