Веласкес Диего

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕХ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodríguez de Silva Velásquez) Диего (4 или 5.6.1599, Севилья, — 6.8.1660, Мадрид), испанский живописец. Сын небогатого дворянина. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16). В 1617 получил звание мастера. До 1623 работал в Севилье, писал «бодегонес» (испанский bodegón — харчевня) — сцены из народного быта («Завтрак», около 1617, Эрмитаж, Ленинград; «Водонос», около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Живопись плотным слоем непросвечивающих красок, контрастное освещение фигур, придвинутых к переднему плану композиции, интерес к точной фиксации внешних особенностей натуры сближают эти работы с традициями М. Караваджо. Порой Веласкес Диего вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив («Христос в доме Марфы и Марии», около 1622, Национальная галерея, Лондон). Уже в этих ранних произведениях Веласкес Диего, обратившись к кругу явлений, новых для испанской живописи, создал меткие характеристики народных типов.

Портрет шута Себастьяна де Морра. Между 1631 и 1648. Прадо. Мадрид. Веласкес Диего.

Портрет шута Себастьяна де Морра. Между 1631 и 1648. Прадо. Мадрид.

  В середине 1623 Веласкес Диего переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Совершенствованию мастерства Веласкес Диего во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631). Вместе с тем и взгляд Веласкес Диего на мир становился всё более проницательным. Художник смело порывал с присущими искусству его времени условностями, постигая жизнь с её реальными связями. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. В картине «Вакх» (до 1630, Прадо, Мадрид) Веласкес Диего изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. «Кузница Вулкана» (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре, и естественности поведения её несколько простодушных героев. Картиной «Сдача Бреды» (1634, Прадо) Веласкес Диего закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. Реальный эпизод испано-нидерландской войны даёт повод Веласкес Диего показать воюющие стороны во всей сложности их взаимоотношений. Ритмический строй композиции, группировка фигур, лес копий над испанским войском указывают соотношение сил, решившее исход битвы. Высокая мера объективности, с которой охарактеризованы участники события, позволяет остро ощутить контраст между изысканными испанцами и грубоватыми голландцами — представителями молодой страны и новых социальных сил. Сцена передачи ключей от г. Бреды — смысловой узел картины, утверждающей за побежденным право на уважение, а за победителем — на великодушие.

«Вакх». До 1630. Прадо. Мадрид. Веласкес Диего.

«Вакх». До 1630. Прадо. Мадрид.

«Сдача Бреды». 1634. Прадо. Мадрид. Веласкес Диего.

«Сдача Бреды». 1634. Прадо. Мадрид.

  Одновременно с картинами Веласкес Диего написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса, инфанта Бальтасара Карлоса; оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден; герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж; дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон; Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена; Прадо; Лувр, Париж). Жизнь при дворе научила Веласкес Диего проникать в глубины человеческого характера, скрытые под маской высокомерия и холодной любезности, улавливать затаённые движения души. Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Художник накапливает и синтезирует в портрете свои наблюдения, ничего не утрируя, словно предоставляя другим судить об изображенном. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. Чаще всего нейтральный фон, приобретающий особую глубину и воздушность благодаря соотношению валёров, тёмные тона одежд направляют основное внимание зрителя на ровно освещенные лица. Но за кажущимся внешним бесстрастием Веласкес Диего таится глубоко человечное отношение к окружающему. Поэтому портреты Веласкес Диего так же не однозначны и так же не похожи друг на друга, как и живые люди. При общей сдержанности цветовой гаммы Веласкес Диего для каждого портрета находит неповторимые изысканные сочетания тончайших оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого, придающих образам индивидуальный эмоциональный строй.

Портрет инфанта Фелипе Просперо. 1650-е гг. Художественно-исторический музей. Вена. Веласкес Диего.

Портрет инфанта Фелипе Просперо. 1650-е гг. Художественно-исторический музей. Вена.

  В ряду портретных образов Веласкес Диего привлекают особое внимание изображения придворных шутов и карликов (портреты, так называемого, Хуана Австрийского, Эль Бобо из Кории, Эль Примо, мальчика из Вальескаса, Себастьяна Мора и др.; все — 1631—48, Прадо). Мудрая непредвзятость в подходе к жизни позволяет ему в этих людях, часто обиженных природой, обнаружить присущие им человеческие качества. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. Этот портрет был написан Веласкес Диего во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651). Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) Веласкес Диего исполнил «Венеру с зеркалом» (1651, Национальная галерея, Лондон). Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. К этому же периоду относятся и два пейзажа Веласкес Диего (оба — «Вилла Медичи», 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы.

Портрет дамы с веером. Около 1648. Собрание Уоллес. Лондон. Веласкес Диего.

Портрет дамы с веером. Около 1648. Собрание Уоллес. Лондон.

  В последние годы жизни Веласкес Диего написал две самые знаменитые свои картины: «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) и «Пряхи» (первоначальное название — «Миф об Арахне», 1657) — обе в Прадо. В «Лас Менинас» художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом — себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала. Веласкес Диего смело раздвинул пространство композиции: король и королева воспринимаются как бы находящимися перед картиной, в среде её зрителей, которые становятся, в свою очередь, участниками изображенной сцены. Частный эпизод придворного быта предстаёт здесь как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в общем серо-жемчужном колорите картины с нанесёнными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, тёмно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. В ином, более мажорном живописном ключе написаны «Пряхи» — сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане. Придворные дамы в глубине ярко освещенной комнаты любуются ковром, изображающим миф об Арахне — ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину. Окутанные золотистой пылью фигуры прях воспринимаются по контрасту со светлым фоном особенно рельефно, в частности — фигура молодой пряхи справа, полная живой подвижности и энергии. Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины.

Д. Веласкес. Автопортрет. Фрагмент картины «Лас Менинас» (1656. Прадо. Мадрид). Веласкес Диего.

Д. Веласкес. Автопортрет. Фрагмент картины «Лас Менинас» (1656. Прадо. Мадрид).

«Пряхи». 1657. Прадо. Мадрид. Веласкес Диего.

«Пряхи». 1657. Прадо. Мадрид.

«Лас Менинас» («Фрейлины»). 1656. Прадо. Мадрид. Веласкес Диего.

«Лас Менинас» («Фрейлины»). 1656. Прадо. Мадрид.

  В поздних произведениях Веласкес Диего с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубочайшее постижение действительности во всём её богатстве и противоречивости, целостность её образно-пластического воплощения, при котором все элементы художественной формы выступают в нерасторжимом единстве. Веласкес Диего писал без предварительных набросков, прямо на холсте, сливая воедино непосредственные впечатления от натуры, строгую продуманность композиции, свободу кисти и органичность всей живописной системы, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество Веласкес Диего — вершина испанской живописи 17 в. и одно из ярчайших явлений мирового реалистического искусства.

Портрет папы Иннокентия X. 1650. Галерея Дориа-Памфили. Рим. Веласкес Диего.

Портрет папы Иннокентия X. 1650. Галерея Дориа-Памфили. Рим.

 

  Лит.: Малицкая К. М., Веласкес (1599—1660), М. — Л., 1939; Каптерева Т. П., Веласкес, М., 1961 (библ.); Кеменов Веласкес Диего С., Картины Веласкеса, М., 1969; López-Rey J., Velasquez. А catalogue raisonné of his oeuvre, L., 1963; Camón Aznar J., Velázquez, Madrid, 1964.

  Т. П. Каптерева

Так же Вы можете узнать о...


Ордубады Мамед Саид (псевдоним; настоящее имя Мамед Гаджи-ага оглы) (24.
Таласо-Ферганский разлом, крупное тектоническое нарушение земной коры, пересекающее Тянь-Шань.
Андреевка (пос. гор. типа в Донецкой обл.) Андреевка, посёлок городского типа в Тельмановском районе Донецкой области УССР.
Догма (от греч. dogma — мнение, учение, постановление), положение (или доктрина), признаваемое непререкаемым, беспрекословным и неизменным и принимаемое бездоказательно, некритически, на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету, а не на основе опыта, логического доказательства и проверки на практике.
Манёвр (действие) Манёвр (французское manoeuvre),
Риолит (от греч. rhyax — поток, лава и lithos — камень), липарит, кайнотипная эффузивная горная порода, богатая кремнезёмом (68—77% 3102); обладает порфировой структурой, содержит вкрапленники кварца, калиевого полевого шпата, плагиоклаза, реже биотита или пироксена, погруженные в стекловатую основную массу обычно флюидальной текстуры.
Цеханув (Ciechanow), город в Польше. Административный центр ского воеводства.
Виттельсбахи (Wittelsbacher), южногерманская династия, правившая в 1180—1918 в Баварии.
Климатические сезоны, части года, выделяемые по особенностям климата.
Остронос (Mugil saliens), рыба семейства кефалей.
Твердислав Михалкович, новгородский посадник начала 13 в.
Апатриды, аполиды (от греч. apatris и aроlis — лишённый отечества, лишённый родины), лица без гражданства, т.
Дрезденское сражение 1813, сражение 14—15 (26—27) августа между союзной (русско-прусско-австрийской) Богемской армией фельдмаршала К.