Вьетнам Наука

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЬЕ
ВЬЁ
ВЬО
ВЬЮ
ВЬЯ

Наука

  До французской колонизации научные и технические знания развивались под влиянием китайской науки и техники. В конце 19 — начале 20 вв. французскими учёными во Вьетнам велись исследования климата, методов борьбы с инфекционными заболеваниями. Для выявления минеральных ресурсов страны была организована геологическая служба. Производились топографические и картографические работы, главным образом в военных целях.

Философия. В раннеклассовом обществе (3—1 вв. до н. э.) возникла самостоятельная, по-видимому, политеистическая система религиозно-мифологических воззрений, от которой сохранилось немногое. В первые века н. э. из Индии и Китая проникают религиозные и философские течения: буддийская философия, конфуцианство. Образуется комплекс мистических взглядов, условно называемый даосизмом, хотя и резко отличный от собственно даосизма (китайского) отсутствием цельной системы философских воззрений, тесной связью с магической практикой, культом местных богов и т.п.

  С 6 по 10 вв. во вьетнамской философии преобладающим направлением был буддизм дхьяны (вьетнамский — тхиен). С конца 11 — начала 12 вв. начинается борьба между философией дхьяны и конфуцианской философией, закончившаяся в конце 14 в. победой конфуцианства, ставшего господствующей, но не единственной философией во Вьетнам Конфуцианство в преобразованной китайским мыслителем Чжу Си форме было основным философским течением во Вьетнам вплоть до 16 в. Буддийская философия отошла на второй план, её представители преследовались, но в сфере частной жизни господствующего класса и среди основной массы населения она, как и даосизм, сохранила прочные позиции.

  В 16—18 вв. конфуцианская чжусианская философия переживала кризис, связанный с изменениями в социальной структуре Вьетнам, ослаблением роли государства в экономической и политической жизни общества (Нгуен Бинь Кхием, 16 в.). Наблюдался новый подъём буддизма, одним из наиболее крупных представителей которого выступил Нгуен За Тхиеу. В 18 в. обе философии стали практически равноправны. Однако среди народных масс по-прежнему преобладали воззрения, связанные с культом неба, оформленным в понятиях даосского учения, и культом предков. В 18 — начале 19 вв. проявились первые попытки создания стихийно-материалистического мировоззрения (Ле Кюи Дон, Фан Хюи Тю и др.). В 19 в. в образованных слоях вьетнамского общества распространилась христианская философия (Нгуен Чыонг То и др.).

  Отсутствие доминирующей философской концепции, стихийное формирование материалистических взглядов, распространение в образованной среде христианства — всё это, после падения вьетнамской монархии и захвата страны французскими колонизаторами, привело на рубеже 20 в. к уменьшению влияния традиционных религиозных учений; конфуцианство и буддизм стали играть всё меньшую роль в развитии философской мысли. Однако с 30-х гг. буддийская философия вступила в период «модернизации», выразившейся в требовании более активного участия в общественной жизни.

  С начала 20 в. начинает распространяться материализм, но самостоятельных материалистических систем выработано не было. Наибольшей популярностью в среде мелкобуржуазной интеллигенции в то время пользовалось учение китайского мыслителя и революционного демократа Сунь Ят-сена. Наиболее крупными философами в начале 20 в. явились Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь. В 30—40-е гг. имели место попытки создания конформистской философии, синтезирующей чжусианское конфуцианство с европейскими идеалистическими концепциями (Фам Кюинь, Нгуен Ван Винь).

  Марксистская мысль формируется во Вьетнам с начала 20-х гг., когда появляются первые произведения Хо Ши Мина и первые переводы марксистских работ («Манифест Коммунистической партии» и др.). С этого времени марксистская философия всё больше распространяется; в 30—40-е гг. разрабатывались преимущественно проблемы эстетики и литературоведения. Создание во Вьетнам в 1930 Коммунистической партии имело важное значение для укрепления позиций марксистской идеологии. После победы революции в августе 1945 и образования ДРВ марксистская философия становится там преобладающей.

Историческая наука. Вьетнамская феодальная историография возникла не позднее 13 в. Крупным её представителем явился Ле Ван Хыу, издавший в 1272 «Исторические записки о Дайвьете» — очерк истории вьетнамского государства с древнейших времён. Эта работа, как и труды Ле Така «Записки об Аннаме» (конец 13 — начало 14 вв.), анонимного автора «Очерк истории Вьета» (13—14 вв.), Ли Те Сюйена «Сборник незримых покровителей страны вьетов» (1329), Фан Фу Тиена «Комментированная история Дайвьета» (1453), написана под некоторым влиянием феодальной китайской конфуцианской историографии. Новое течение во вьетнамской историографии утвердилось после появления в 1479 труда Нго Си Лиена «Полная история Дайвьета», подчеркнувшего самостоятельный характер развития вьетнамского государства, что нашло отражение во введённой им и воспринятой всей вьетнамской феодальной историографией периодизации (до 939, когда вьетнамское государство стало официально независимым от китайской империи, и с 939). Для труда Нго Си Лиена и последующих работ — Фам Конг Чы «Комментированная основная история Дайвьета» (1665), Ле Кюи Дона «История Дайвьета» (1749), характерны прославление вьетнамской феодальной монархии, политическая тенденция к утверждению единого централизованного государства. В этих книгах изложение строилось по хронологическому принципу и основное внимание уделялось политической истории. Следующий этап в развитии вьетнамской историографии начался с выходом в 1821 работы Фан Хюи Тю «Описание установлений всех династий», где сделана попытка сравнительного анализа экономических, юридических и политических институтов, рассматриваемых на протяжении всей истории Вьетнам Элементы исторического анализа, появившиеся в труде Фан Хюи Тю, получили развитие в крупнейшем вьетнамском произведении «Полный обзор истории Вьета» (1856—84), написанном группой авторов под руководством Фан Тхань Жяна.

Вьетнам. Дорога в горах провинции Хоабинь. Вьетнам.

Вьетнам. Дорога в горах провинции Хоабинь.

  Первое время после захвата Вьетнам французскими колонизаторами (50—80-е гг. 19 в.) развитие вьетнамской историографии (Чыонг Винь Ки, Зыонг Куанг Нам и др.) проходило под влиянием французской буржуазной историографии. Особое место во вьетнамской буржуазной историографии занимает общая работа Ле Тхань Кхоя «История и цивилизация Вьетнама» (Париж, 1955). В трудах идеологов зарождавшейся национальной буржуазии и патриотически настроенной интеллигенции (Фан Бой Тяу, Фан Тю Чинь) разоблачалась колониальная политика Франции во Вьетнам, ставились проблемы национально-освободительной борьбы и дальнейшего социально-экономического развития Вьетнам Большое значение в развитии исторической науки во Вьетнам имело создание Ханойского университета (1918).

  Первое марксистское исследование по истории Вьетнам написано Хо Ши Мином в 1925 — «Обвинительный акт против французской колонизации»; в работе вскрывался механизм колониальной эксплуатации, показывалось бедственное положение трудящихся в условиях колониального режима. В статье «Ленин и Восток» (1926) Хо Ши Мин подчёркивал важность ленинского положения о соединении в мировом революционном процессе рабочего движения в развитых капиталистических странах и национально-освободительного движения в колониях.

  Работы Хо Ши Мина положили начало изучению вопросов общественно-экономического развития, классов и классовой борьбы, истории национально-освободительного рабочего и революционного движения во Вьетнам Марксистская историография окончательно утвердилась в ДРВ после установления народно-демократической власти (1945).

  Д. Вьетнам Деопик.

Экономическая наука. Одна из первых попыток собрать систематические материалы по экономике Вьетнам (сведения о развитии экономических институтов, в том числе о налоговой системе, и сравнительный их анализ), дающие наиболее целостное представление об экономической истории страны, принадлежит представителю вьетнамской феодальной историографии Фан Хюи Тю.

  Буржуазная экономическая мысль начала развиваться во Вьетнам в последней четверти. 19 — начала 20 вв. в рамках зарождающегося буржуазного национализма. Для воззрений революционно-демократического крыла движения «за реформы» (Фан Бой Тяу и др.) характерно признание целесообразности развития национальной промышленности, сельского хозяйства и торговли на основе капиталистического предпринимательства. Представители умеренного (либерально-реформаторского) направления (Фан Тю Чинь и его последователи), критикуя экономическую политику колониальных властей, выступали за политическое и экономическое развитие страны, в том числе за демократические экономические реформы.

  В 20-е гг. во Вьетнам начинают проникать марксистские экономические идеи. Под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в России, рабочего и коммунистического движения во Франции и Китае (революции 1925—27) передовая часть вьетнамской интеллигенции начала пропаганду социалистических идей, в том числе экономического учения Маркса. Большую роль в распространении марксистско-ленинской идеологии, в пропаганде марксистской экономической теории и развитии основных положений марксистской экономической науки применительно к национальным условиям наряду с Хо Ши Мином сыграли профессиональные революционеры Тон Дык Тханг, Чан Фу, Ле Хонг Фонг, Нго За Ты, Буй Конг Чынг, Зыонг Бать Май, Нгуен Ван Тао и др., вышедшие из рядов Товарищества революционной молодёжи Вьетнам Экономисты-марксисты в 30—40-х гг. разрабатывали проблемы конфискации и национализации земли помещиков, колонизаторов и церкви и передачи её крестьянам, национализации промышленных предприятий колонизаторов, отмены старых грабительских налогов и введения прогрессивного налога, установления 8-часового рабочего дня и др., что нашло конкретное выражение в программных документах КПИК.

Хонг Нгок. «Защитим завоевания революции». Плакат. 1960-е гг. Вьетнам.

Хонг Нгок. «Защитим завоевания революции». Плакат. 1960-е гг.

  Вьетнам С. Расторгуев.

Вьетнам (Vièt-Nam).

Государственный герб Демократической Республики Вьетнам. Вьетнам.

Государственный герб Демократической Республики Вьетнам.

Флаг государственный. Вьетнам. Вьетнам.

Флаг государственный. Вьетнам.

I.  Общие сведения
Население
Природа
Исторический очерк
Наука
Литература
Архитектура и изобразительное искусство
Музыка
Театр
Общие сведения
Государственный строй
Население
Исторический очерк
Экономико-географический очерк
Медико-географическая характеристика
Народное образование
Наука и научные учреждения
Печать, радиовещание, телевидение
Литература
Архитектура и изобразительное искусство
Музыка
Театр
Так же Вы можете узнать о...


Харадж (араб.), поземельный налог в странах Ближнего и Среднего Востока.
Горчилин Андрей Иванович (партийный псевдоним — Гренадер) [19(31).
Модификации в биологии, ненаследственные изменения признаков организма (его фенотипа), возникающие под влиянием изменившихся условий внешней среды.
Термограф (от термо... и... граф), прибор для непрерывной регистрации температуры воздуха, воды и др.
Вежев Александр Александрович [р. 23.8(5.9).
Леберехт Ганс Фридрихович [18.11(1.12).1910, Петербург, — 10.
Серопрофилактика (от лат. serum — сыворотка и профилактика), метод предупреждения инфекционных болезней человека и животных при помощи иммунных сывороток; создаётся сравнительно непродолжительный (1—4 нед) пассивный иммунитет.
«Астрономия», реферативный журнал Всесоюзного института научной и технической информации АН СССР.
Керкичи, посёлок городского типа в Чарджоуской области Туркменской ССР.
Проливы международные, в международном праве проливы, которые служат мировыми водными путями, используемыми для международного судоходства, и вследствие этого являются открытыми для прохода судов всех стран на условиях равенства.
Электродвижущая сила (эдс), физическая величина, характеризующая действие сторонних (непотенциальных) сил в источниках постоянного или переменного тока; в замкнутом проводящем контуре равна работе этих сил по перемещению единичного положительного заряда вдоль контура.
Жуков Георгий Константинович [р. 19.11(1.12).
Орженцкий Роман Михайлович [16(28).2.1863, Житомир, — 24.
Фризская правда, сборник норм обычного права фризов (записана в начале 9 в.
Годар Эжен Годар (Godard) Эжен (27.8.1827, Клиши, Франция, — 9.
Минаев Иван Павлович [9(21).10.1840, Тамбов, — 1(13).
Ташкурган (город в Афганистане) Ташкурган, Хульм, город на С. Афганистана. Около 30 тыс.
Валга, город, центр ского района Эстонской ССР.