Гольбах Поль АнриБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
П. А. Гольбах. Гольбах (Holbach) Поль Анри [1723, Эдесхейм, Пфальц, — 21.6.1789, Париж], французский философ-материалист и атеист, идеолог революционной франц. буржуазии 18 в. Родился в семье нем. коммерсанта. Гольбах Поль Анри был деятельным сотрудником «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера. В парижском салоне Гольбах Поль Анри, ставшем одним из центров просветительской и атеистической мысли предреволюционной Франции, встречались Д. Дидро, К. А. Гельвеций, Ж. Д'Аламбер, Ж. Л. Бюффон, Ж. А. Нежон и др.; одно время здесь бывал и Ж. Ж. Руссо. Главное сочинение — «Система природы» (1770, рус. перевод 1924 и 1940). Гольбах Поль Анри был крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Гольбах Поль Анри, есть совокупность всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых — протяжённость, вес, фигура, непроницаемость, движение. Движение, все формы которого Гольбах Поль Анри сводил к механическому перемещению, является неотъемлемым свойством природы, материи. Считая человека частью природы, всецело подчинённой её законам, Гольбах Поль Анри отрицал свободу воли. Гольбах Поль Анри последовательно развил материалистический сенсуализм Дж. Локка. Гольбах Поль Анри критиковал феодальную собственность и феодальные формы эксплуатации, отстаивал необходимость ограничения королевской власти. Опираясь на отвлечённое понятие человеческой природы, Гольбах Поль Анри сводил социальное к индивидуальному, искал объяснения общественных явлений в законах природы и разделял идеалистическую договорную теорию происхождения общества (см. Общественный договор). Развитие человеческого общества, по мнению Гольбах Поль Анри, есть результат деятельности правительств, выдающихся личностей, роста просвещения и т. д. Осуществления «царства разума» Гольбах Поль Анри ожидал в результате появления просвещённого монарха, гуманного законодателя. Основой поведения человека он считал его интерес, пользу. В числе других французских материалистов он выдвинул положение о формирующей роли социальной среды по отношению к личности. Наряду с Гельвецием Гольбах Поль Анри сыграл определённую роль в идейной подготовке утопического социализма 19 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 147—48). Гольбах Поль Анри принадлежат написанные в духе буржуазного просветительства остроумные атеистические произведения. Из-за преследований со стороны церковников произведения Гольбах Поль Анри выходили анонимно, и, как правило, за пределами Франции.
Соч.: Textes choisis, v. 1—, P., 1957 —; в рус. пер.— Избр. произв., т. 1—2, М., 1963.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 409—12; Плеханов Гольбах Поль Анри В., Избранные философские произведения, т. 2, М., 1956, с. 36—78; Беркова К. Н., П. Гольбах, 2 изд., М., 1923; Альтер И. М., философия Гольбаха, М., 1925; Залманович А. В., Атеизм Гольбаха, «Уч. зап. Тульского государственного педагогического института», 1955, в. 6; Волгин В. П., Социальные и политические идеи Гольбаха, «Новая и новейшая история», 1957, №1, с. 29—55; Cushing М. P., Baron d'Holbach, N. Y., 1914; Hubert R., D'Holbach et ses amis, P., 1928; Naville P., P. d'Holbach et la philosophie scientifique au 18 siècle. P., 1943. М. Д. Цебенко.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|