Дворец

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДВА
ДВЕ
ДВИ
ДВО
ДВУ

Дворец (от «княжий двор» — жилище князя), монументальное парадное здание. Первоначально резиденция только властителя, позднее — представителей высших слоев общества (см. также Замок, Палаццо);, в 13—15 вв. Дворец стали называть также важнейшие здания органов государственной власти, а с 19 в. — особо значительные сооружения различного общественного назначения. Для дворцового строительства разных эпох характерно участие выдающихся зодчих, живописцев, мастеров декоративного искусства. Дворец обычно отличаются крупными размерами, монументальными формами.

Палаццетто (Малый дворец спорта) в Риме. 1957. Архитекторы П. Л. Нерви, А. Вителлоцци. Дворец.

Палаццетто (Малый дворец спорта) в Риме. 1957. Архитекторы П. Л. Нерви, А. Вителлоцци.

  В рабовладельческих деспотиях Востока и в восточной части Средиземноморья строительство Дворец было во многом связано с задачами представительности и государственной идеологии и сыграло существенную роль в развитии архитектуры. Во Дворец египетских фараонов (например, Рамсеса III в Мединет-Абу, 12 в. до н. э.) превалировали помещения для торжественных приёмов и церемоний, Дворец крито-микенской эпохи (кносский Дворец на о. Крит, 20—15 вв. до н. э.) при большом числе дворов и постепенной пристройке множества помещений составляли сложную композицию внутренних пространств. В персидских Дворец (в Персеполе, 6—4 вв. до н. э.) сохранились рунны торжественных входов, широких лестниц, многоколонных залов.

Большой дворец в г. Пушкине. 1743—48, архитекторы Ан. В. Квасов, С. И. Чевакинский. Перестроен в 1752—57, архитектор В. В. Растрелли. Тронный зал. Дворец.

Большой дворец в г. Пушкине. 1743—48, архитекторы Ан. В. Квасов, С. И. Чевакинский. Перестроен в 1752—57, архитектор В. В. Растрелли. Тронный зал.

  Новая важная фаза в развитии архитектуры Дворец с заранее продуманной композицией начинается с постройки Дворец римского императора Августа (14 г. н. э.); за ним последовали Дворец других императоров, возводившиеся в Риме на Палатинском холме [отсюда лат. название Дворец — palatium, легшее в основу соответствующих терминов в языках романской группы — palazzo (итал.), palais (франц.), возможно, русского — палата]. Римские Дворец отличались строгой симметрией основных репрезентативных, роскошно отделанных помещений (дворец флавиев, 1 в. н. э.), которые располагались вокруг одного или нескольких дворов, превращенных в сады с фонтанами, водоёмами и скульптурой; разнообразные в плане залы были перекрыты сводами и куполами, которые создавали стройную систему соподчинённых внутренних пространств («Золотой дом» Нерона, 1 в. н.э.). Величественные руины этих Дворец поражают размахом, монументальностью, грандиозностью масштабного строя. Влияние развитых в римских Дворец архитектурных приёмов сказалось в архитектуре Дворец императоров и наместников в римских, европейских, азиатских, и африканских провинциях, а также в странах, входивших в Византийскую империю, где они видоизменялись соответственно местным условиям и художественным традициям [дворец Диоклетиана в Сплите (ок. 300), Большой дворец (4—6 вв.) и Буколеон (5—8 вв.) в Константинополе]. Мавританская архитектура 13—14 вв., отличавшаяся изощрённостью и богатством декора (Дворец в Сицилии, Альгамбра в Гранаде и др.), оказала частичное влияние на развитие дворцовой архитектуры Европы (особенно Испании). С развитием средневековых городов-республик в Европе появились Дворец органов муниципального самоуправления и должностных лиц (например, в Италии: Палаццо Публико в Сиене, 1297—1310, Дворец дожей в Венеции, Палаццо делла Синьория, или Весккьо, во Флоренции, 13—15 вв.). Наряду со светской знатью Дворец строили также представители духовенства (папские Дворец в Орвието, 13 в., и в Авиньоне, 14 в.; патриаршие и архиерейские палаты на Руси). Монументальные Дворец 15—16 вв. с просторными внутренними дворами, с помещениями для библиотек, залами для собраний живописи, уникальных предметов и т. д., нередко занимавшие целый квартал города, оказали (в эпоху абсолютных монархий) значительное влияние на формирование нового типа Дворец — королевского, императорского, царского, в котором парадная репрезентативность получила дальнейшее развитие (Эскориал близ Мадрида, 16 в.; Лувр в Париже, 16—18 вв.). Характерной чертой дворцовых композиций стала анфилада, побуждавшая посетителя к движению, в ходе которого перед ним раскрывались всё новые архитектурно-пространственные эффекты. Композиция фасада строилась на сопоставлении гладких стен, украшенных колоннадами, и сильно выступающих ризалитов, которые как бы связывали здание с окружающим пространством. Расположенные, как правило, на главной планировочной оси площади, парка, сада, здания, Дворец доминируют над окружающим пространством (Версаль ; Бленим в Оксфордшире, Англия, 1705—24; Шёнбрунн в Вене, 1695—1749; Палаццо Реале в Казерте близ Неаполя, с 1752). Тот же принцип вполне самостоятельно разрабатывался во дворцовой архитектуре Востока (Императорский дворец в Пекине — огромный комплекс жилых зданий, павильонов и храмов, расположенных среди садов, поднимавшихся террасами к центру осевой композиции). В русских дворцовых комплексах 12—17 вв. ярко выражена такая национальная черта архитектуры, как живописность пространственной композиции, в которой органически сочетались различные по функцией, назначению части здания (хоромы, сени, терема, службы); среди них важное значение имели высотные объёмы церквей, колоколен и т. д. (княжеский Дворец в Боголюбове, 12 в.; Теремной Дворец Московского Кремля, 17 в.; деревянный Дворец в Коломенском, 17 в.). Дворец Цворец дожей в Венеции. Зал Большого Совета. 18 — начало 19 вв. грандиозностью размеров, сложностью и в то же время чёткостью объёмно-пространственной структуры близки зап.-европейским, но отличаются звучностью цветового решения фасадов (дворцы Петербурга, Москвы, Киева, многочисленные загородные царские Дворец и Дворец в дворянских усадьбах). С середины 19 в. Дворец — крупные, часто роскошно отделанные общественные здания различного назначения («Хрустальный дворец» на Всемирной выставке в Лондоне, 1851; Дворец спорта в Риме, 1960; и др.). Термин «Дворец» не связывается теперь с определённым типом сооружения. Многофункциональные Дворец спорта трансформируются, например, в хоккейный или водный стадион, аудиторию, выставочный зал. В советской архитектуре появились новые типы Дворец — Дворец съездов в Московском Кремле, дворцы культуры, дворцы и дома пионеров и школьников, Дворец искусств (в Ташкенте, 1968), Дворец бракосочетаний (в Тбилиси, 1964). Они включают один или несколько зрительных залов-аудиторий, обширные фойе-кулуары, многочисленные комнаты для кружковых занятий, подчинённые центральному помещению: во Дворец пионеров это Ленинский зал, во Дворец искусств — выставочный зал, во Дворец бракосочетаний — зал торжественных актов.

Комплекс дворца в Кносе на острове Крит. 20—15 вв. до н. э. Разрез (по х—у) и план: а — двор; б — жилая часть; в — главная лестница; г — <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>восточный бастион<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>; д — склады керамики; е — юго-западный портик; ж — западная пристройка; з — пропилеи; и — западные склады; к — арсенал; л — театр; м — северный зал; о — <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>старая крепость<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>; п — тронный зал; р — ступенчатый портик; с — святилище. Дворец.

Комплекс дворца в Кносе на острове Крит. 20—15 вв. до н. э. Разрез (по х—у) и план: а — двор; б — жилая часть; в — главная лестница; г — «восточный бастион»; д — склады керамики; е — юго-западный портик; ж — западная пристройка; з — пропилеи; и — западные склады; к — арсенал; л — театр; м — северный зал; о — «старая крепость»; п — тронный зал; р — ступенчатый портик; с — святилище.

 

Дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия). Около 300. Реконструкция. Дворец.

Дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия). Около 300. Реконструкция.

  Лит.: Успенский А. И., Императорские дворцы, т. 1—-2, М., 1913; Брунов Н. И., Дворцы Франции XVII и XVIII веков, [М.], 1938; Swoboda К. М., Römische und romanische Paläste, W., 1924; Chierici G., Il palazzo italiano dal secolo XI al secolo XIX, pt. 1-3. Mil., [1952—57].

Вверху — Александровский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин; 1792—96, архитектор Дж. Кваренги), план. Внизу — дворец (1695—1700, архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах; 1744—49, архитектор Н. Пакасси) и парк (около 1705—06) Шёнбрунн в Вене. План: 1 — почётный двор; 2 — бассейны; 3 — проходной зал; 4 — цветник; 5 — павильон <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Глориетта<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>; 6 — оранжерея; 7 — <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Тирольский сад<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>; 8 — <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Грот Нептуна<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>; 9 — сад; 10 — театр; 11 — ботанический сад; 12 — бассейн с группой наяд; 13 — <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Римская руина<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>; 14 — зверинец. Дворец.

Вверху — Александровский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин; 1792—96, архитектор Дж. Кваренги), план. Внизу — дворец (1695—1700, архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах; 1744—49, архитектор Н. Пакасси) и парк (около 1705—06) Шёнбрунн в Вене. План: 1 — почётный двор; 2 — бассейны; 3 — проходной зал; 4 — цветник; 5 — павильон «Глориетта»; 6 — оранжерея; 7 — «Тирольский сад»; 8 — «Грот Нептуна»; 9 — сад; 10 — театр; 11 — ботанический сад; 12 — бассейн с группой наяд; 13 — «Римская руина»; 14 — зверинец.

  В. Ф. Маркузон.

Дворец Нихо в Киото. 17 в. Главный зал. Дворец.

Дворец Нихо в Киото. 17 в. Главный зал.

 

Так же Вы можете узнать о...


Телеграфное растение (Desmodium gyrans), кустарник семейства бобовых.
Трихонематинозы (Trichonematinoses), глистные болезни лошадей и др.
Ушмаль (Uxmal), один из культурных и политических центров древних майя на полуострове Юкатан (Мексика).
Фронтолиз (от фронт и лиз..., ...лиз), размывание (уменьшение резкости) или исчезновение фронта атмосферного; процесс, обратный фронтогенезу.
Целое число, см. Число.
Шапур . В государстве Сасанидов:
Элдорет (Eldoret), город на З. Кении, в провинции Рифт-Валли.
Ясенский Бруно Ясенский, Ясеньский (Jasieński) Бруно (Виктор Яковлевич) (17.
Альбский ярус, альб (по лат. названию р. Об во Франции — Альба, Alba), верхний ярус нижнего отдела меловой системы.
Асарис Гунар Константинович (р. 23.6.1934, Рига), советский архитектор.
Бая-Маре (адм. область в Румынии) Бая-Маре (Baia Mare), бывшая административная область на северо-западе Румынии; в 1960 преобразована в области Марамуреш, территория которой в 1968 вошла в состав уездов Марамуреш и Сату-Маре.