Заир XIV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство В народном жилище Заир преобладают характерные для многих африканских стран плетёные или глинобитные хижины без окон, цилиндрические или квадратные в плане, с коническими или панцирными крышами с покрытием из травы и ветвей; в некоторых районах стены расписывают цветным геометрическим орнаментом или символическими знаками. Развившиеся в конце 19 — начале 20 вв. Города (Киншаса и др.) резко делятся на 2 части: комфортабельную «белую», застроенную многоэтажными зданиями, приспособленными к условиям тропического климата, и неблагоустроенную туземную. После 1960 строятся кварталы стандартных домов для рабочих, проводится благоустройство городов. В архитектуре применяются металлические конструкции и новые строительные материалы. Цилиндрический и бочкообразный кубки с резным геометрическим орнаментом. Дерево. Этнографический музей. Лейпциг. Деревянная скульптура в Заир отличается исключительным стилистическим разнообразием: наряду с правдивыми, близкими к натуре изображениями встречаются предельно схематизированные, условные. Статичны и торжественны фигуры царей народа бакуба (известны 18 фигур, самая ранняя датируется концом 16 в.), возглавлявших в течение многих веков государство Бакуба (или Бушонго). Из поколения в поколение мастера следовали незыблемым традициям, раскрывая торжественный облик властителей; портретное сходство передаётся чисто внешними признаками (у ног помещен символ данного монарха). Экспрессивны и динамичны «кариатиды» — фигурки (большей частью женские) народа балуба, несущие на голове и поднятых руках сиденья стульев, тронов, барабаны или подставки для стрел. Их внутренняя напряжённость достигается выразительным ритмом линий, смелым сопоставлением объёмов, повышенной экспрессией в передаче общего эмоционального состояния; лица с большими лбами, сильно нависающими веками, узкими миндалевидными глазами и характерной татуировкой выражают страдание, гнев, безучастность. Среди разнообразной скульптуры др. народов Заир встречаются сильно стилизованные и не лишённые изящества фигурки народа бена-лулуа, обобщённые — у баяка, гротескные — у басонго. Особый вид деревянной резной скульптуры представляют маски, некоторые из них отличаются проникновенностью настроения (маски вачокве), другие — доведённой до предела лаконичностью (маски барега), третьи — поисками выразительных геометризованных решений с выявлением анатомической структуры лица (маски басонго). В период колониального режима скульптура Заир во многом утратила свою самостоятельность, вырождалась в посредственное ремесленничество. Скульпторы стали подражать европейским стандартам, заимствовать сюжеты из религии и быта европейцев. В конце 1940-х гг. появились живописцы-станковисты: «примитивы» — пейзажист А. Монжита, портретист А. Киабелуа; группа художников, создающих яркие декоративные композиции, где растения и животные сплетаются в причудливо красочный узор, — Пили-Пили Мулонгойя, Мвензе и др. Картины живописца Кабея удостоены серебряной медали на Всемирной выставке в Монреале (1967). Фигура матери с ребёнком. Дерево. Народ бена-лулуа. Королевский музей Центральной Африки. Брюссель. Развито изготовление деревянной и глиняной посуды (наиболее интересны кубки народов бакуба и мангбету в виде человеческой головы). Распространены плетёные изделия из волокон пальмы рафии (циновки, сумки), имеющие бархатистую фактуру и двухцветный геометрический рисунок (т. н. касайский бархат), встречаются также различные по форме и величине орнаментированные корзины. Делаются украшения из дерева, железа и меди (в т. ч. изящные деревянные гребни, украшенные стилизованными декоративными композициями).
Лит.: Ольдерогге Искусство народов Западной Африки в музеях СССР, Л.-М., 1958; Лебедев Ю. Д., Искусство западной тропической Африки, М., 1962; Gaffé R., La sculpture au Congo Beige, P. — Brux., 1945; Périer G. D., Les arts populaires au Congo Beige, Brux., 1948; L'art nègre du Congo Beige, Ghent, 1950; L'art au Congo Beige, «Les arts plastiques», Brux., 1951, № 1; L'art au Congo Belge, Brux.,1951; Bruyère M., Contribution à l'étude des habitations pour indigènes au Congo Beige, Brux., 1952; Kochnitzky L., Negro art in the Belgian Congo, 4 ed., N. Y., 1958; Olbrechts F. M., Les arts plastiques du Congo Beige. Brux. — Anvers, — Amst., 1959; Bodrogi Т., Afrikanische Kunst, Bdpst, 1967.
Заир (Zaїre), Республика 3аир (La République du Zaїre; до октября 1971 — Демократическая Республика Конго). Флаг государственный. Заир. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население VI. Политические партии, профсоюзы VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Театр |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|