Иоанн Скот Эриугена

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИОА
ИОВ
ИОГ
ИОД
ИОЗ
ИОК
ИОЛ
ИОМ
ИОН
ИОР
ИОС
ИОТ
ИОФ
ИОХ
ИОЦ

Иоанн Скот Эриугена (Johannes Scotus Eriugena), Эригена (Erigena) или Иеругена (Ierugena) (около 810 — около 877), средневековый философ. По происхождению ирландец; переехал во Францию и в начале 840-х гг. появился при дворе Карла Лысого, где был высоко ценим за свою необычную учёность. Покровительство монарха позволяло Иоанн Скот Эриугена вести отрешённую жизнь учёного и сохранять независимость по отношению к требованиям церковных кругов.

  В умственной атмосфере Запада той эпохи Иоанн Скот Эриугена представляет собой одинокое явление. К варварскому богословствованию западных клириков он не может относиться всерьёз, к Августину высказывает почтение, но отчуждённость; его подлинная духовная родина — мир греческой мысли, его философская вера — платонизм и неоплатонизм, получивший христианское оформление в творчестве греческих авторов Оригена, Григория Нисского, Псевдо-Ареопагита (см. Ареопагитики) и Максима Исповедника (труды Псевдо-Ареопагита и Максима Иоанн Скот Эриугена впервые перевёл на латинский язык и занимался их истолкованием). Иоанн Скот Эриугена решительно настаивает на примате разума перед авторитетом религиозного предания. Дистанции между идеалистическим умозрением и христианским откровением, между философией и верой для него не существует. Его главное сочинение «О разделении природы» уводит тенденции пантеизма так далеко, что объединяет бога и мир в едином понятии «сущего», или «природы», проходящей 4 стадии диалектического самодвижения: 1) «природа творящая и не сотворённая», т. е. бог как предвечная первопричина всех вещей; 2) «природа сотворённая и творящая», т. е. платоновский мир идей, локализованный в интеллекте бога; 3) «природа сотворённая и не творящая», т. е. мир единичных вещей; 4) «природа не сотворённая и не творящая», т. е. снова бог, но уже как конечная цель всех вещей, вбирающая их обратно в себя на исходе мирового процесса. В полном согласии с Псевдо-Ареопагитом и в резком отличии от Августина Иоанн Скот Эриугена понимает бога не как личность, описываемую по аналогии с человеческой личностью, но как присутствующее во всём и одновременно запредельное бытие, не поддающееся предметному постижению даже для самого себя: «Бог не знает о себе, что он есть, ибо он не есть никакое что”» (De divis nat. 11, 28). Доктрина Иоанн Скот Эриугена представляет собой последовательный идеалистический монизм: всё выходит из бога и возвращается в бога; Иоанн Скот Эриугена отрицает сущностную реальность зла — оно существует только как «ничто», как своё самоотрицание. Мистическое учение Иоанн Скот Эриугена о человеке, ориентированное на перспективу его просветления и обожествления, продолжает традиции Максима Исповедника и предвосхищает немецкого мистика Мейстера Экхарта. Принимая учение Платона о примате общего над единичным, Иоанн Скот Эриугена явился одним из основателей и радикальнейших представителей средневекового реализма. В целом грандиозные умственные построения Иоанн Скот Эриугена были чужды его эпохе, и его творчество не нашло настоящих продолжателей; лишь в 13 в. его пантеистические идеи подхватываются еретическими мыслителями и одновременно подвергаются церковному осуждению (например, на поместном Парижском соборе в 1210). В общей исторической перспективе система Иоанн Скот Эриугена лежит на линии, идущей от Платона и Плотина через Прокла, Псевдо-Ареопагита, Максима Исповедника и Николая Кузанского к немецкому идеализму конца 18 — начала 19 вв. Иоанн Скот Эриугена писал также стихи. В его поэтических опытах, где в латинскую речь вкраплено необычайное количество греческих слов, ярко сказалась воодушевлявшая его тоска по эллинской духовности и любовь к одинокой, самоцельной игре ума.

 

  Соч.: Opera quae supersunt omnia. P., 1865 (Patrologiae cursus completus, ser. latina, accur. J.-P. Migne, t. 122); в рус. пер., в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 787—94; Памятники средневековой латинской литературы IV—IX веков, М., 1970, с. 358—60.

 

  Лит.: Бриллиантов А., Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПБ, 1898; История философии, т. 1, М., 1940 (см. по указат. имен); Dörries Н., Zur Geschichte der Mystik Erigena und des Neoplatonismus, Tübingen, 1925.

  С. С. Аверинцев.

Так же Вы можете узнать о...


Тека (биол.) Тека (от греч. théke — ящик, хранилище, вместилище), у животных и растений оболочка различной природы: 1) раковина у некоторых амёб (отсюда их название Thecamoebae); 2) хитиноидная оболочка у гидроидных полипов (отсюда деление на подотряды Thecaphora — Athecata); 3) соединительнотканная оболочка яйцевых фолликулов у позвоночных животных (theca folliculi); 4) ячейка для зуба, или альвеола, в челюстной кости у млекопитающих и крокодилов; 5) вместилище для спор (у мхов); 6) створка кремнёвого панциря (у диатомовых водорослей — верхняя эпитека, нижняя гипотека); 7) половинка пыльника (у покрытосеменных).
Тиссовые (Taxaceae), семейство голосеменных растений.
Триада (от греч. triаs, род. падеж triаdos — троица), термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления.
Уанки, Ванкие (Wankie), город на северо-западе Южной Родезии.
Устав железных дорог СССР (УЖД), нормативный акт, регулирующий отношения, связанные с перевозками ж.
Фибринолиз (от фибрин и греч. lysis – разложение, растворение), растворение внутрисосудистых тромбов и внесосудистых отложений фибрина под действием фермента фибринолизина.
Фотоэлектрический усилитель ,усилитель постоянного тока (напряжения), действие которого основано на увеличении тока в электрической цепи при освещении включенного в неё светочувствительного элемента (фоторезистора, фотоэлемента).
Хатов Александр Ильич [28.12.1780 (8.1.1781), Петербург, — 16(28).
Хроника (в периодич. печати) Хроника, в периодической печати (газете, журнале), радио, телевидении, кино материал информационного характера, освещающий текущие события политической, хозяйственной, культурной и др.
Цна (река в Калининской обл.) Цна, река в Калининской области РСФСР, приток озера Мстино.
Чистое состояние, состояние квантово-механической системы, которое характеризуется заданием полного набора возможных значений динамических переменных, определяющих состояние системы.
Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.
Эвклаз (от греч. eu — хорошо, легко и klasis — ломка, раскалывание), минерал подкласса островных силикатов; химический состав AlBe [SiO4](OH).
Эмергенцы (нем., единственное число Emergenz, от лат.
«Юнайтед Африка», название «ЮАК интернэшонал» до 1973.
Авансирование колхозников, форма частичного распределения доходов колхоза, выделяемых на оплату труда, применявшаяся в СССР со времени организации колхозов до введения гарантированной ежемесячной оплаты труда в 1966—68.