Кипренский Орест Адамович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КИА
КИБ
КИВ
КИГ
КИД
КИЕ
КИЖ
КИЗ
КИИ
КИЙ
КИК
КИЛ
КИМ
КИН
КИО
КИП
КИР
КИС
КИТ
КИУ
КИФ
КИЦ
КИЧ
КИШ
КИЯ

О. А. Кипренский. Кипренский Орест Адамович.

О. А. Кипренский.

Кипренский Орест Адамович [13(24).3.1782, мыза Нежинская, близ Копорья, ныне Ленинградская обл., — 17.10.1836, Рим], русский живописец и график, представитель романтизма. Внебрачный сын крепостной, Кипренский Орест Адамович в 1788 получил вольную и был определён в Воспитательное училище при петербургской АХ, в которой до 1803 учился у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена и до 1809 состоял пенсионером (стипендиатом); с 1812 академик. В 1805 Кипренский Орест Адамович присудили золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (Русский музей, Ленинград). Но своё призвание Кипренский Орест Адамович нашёл в портрете, который стал для него средством утверждения в искусстве нового, отвечавшего романтическим устремлениям эпохи взгляда на человека как на внутренне независимую личность. Среди ранних работ Кипренский Орест Адамович, разнообразных по творческим исканиям, выделяются портрет его отчима А. Кипренский Орест Адамович Швальбе (1804, Русский музей) и «Автопортрет с кистями за ухом» (около 1808—09, Третьяковская галерея), в которых образы властного старика и вдохновенного юноши созданы живописными средствами, навеянными картинами Рембрандта и др. старых мастеров.

О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.1827. Третьяковская галерея. Москва. Кипренский Орест Адамович.

О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.1827. Третьяковская галерея. Москва.

  В 1809—11 Кипренский Орест Адамович жил в Москве и Твери (ныне Калинин). В портретах А. А. Челищева (около 1809 или 1810—11, Третьяковская галерея), Е. В. Давыдова (1809, Русский музей), выделяя лица светом на темном фоне, используя контрасты пятен насыщенного цвета,  Кипренский Орест Адамович достигает романтической приподнятости образа, особой эмоциональной насыщенности в раскрытии психологического состояния модели. Присущие человеку индивидуальные характер и строй чувств подчёркнуты Кипренский Орест Адамович и в парных портретах четы Ростопчиных (1809, Третьяковская галерея), в которых созерцательному настроению Ростопчиной противопоставлены энергия и темперамент её супруга. Непредвзятое, чуждое сословным предрассудкам отношение к человеку знаменуют рисунки Кипренский Орест Адамович этих лет («Слепой музыкант», итальянский карандаш, 1809, Русский музей).

  Живя с 1812 в Петербурге, Кипренский Орест Адамович создаёт ряд графических портретов, в которых участники военных событий и духовно близкие художнику люди запечатлены то в порывисто-беглом наброске (портрет Е. И. Чаплица, итальянский карандаш, 1813;), то в тщательно отделанном рисунке, подцвеченном нежными тонами пастели (портрет Н. В. Кочубей, итальянский карандаш, пастель, 1813, Всесоюзный музей А. С. Пушкина в г. Пушкин). Эти портреты фиксируют едва уловимые оттенки настроения, движения чувств, и вместе с тем многие из них проникнуты духом героической самоотверженности. Поездка в Италию (1816—22) пробуждает у Кипренский Орест Адамович тяготение к чёткости, определённости формы, к обобщенности характеристик (портрет А. М. Голицына, около 1823, Третьяковская галерея); здесь же он делает попытки создать историческую картину. Душевный кризис Кипренский Орест Адамович после разгрома восстания декабристов 1825 изменяет строй его живописи. Он обращается к манере письма, близкой живописи позднего классицизма. В 1827 он создаёт поэтичный портрет А. С. Пушкина (Третьяковская галерея), в котором воплотились высокие представления Кипренский Орест Адамович о творческой личности. Однако в произведениях Кипренский Орест Адамович всё больше проявляются сухость формы либо внешняя красивость. Кипренский Орест Адамович стремился включиться в общий для русского искусства тех лет процесс становления реализма, аналитический характер которого остался чужд творческому методу художника. В Италии (куда он вновь уехал в 1828) Кипренский Орест Адамович делает попытки раскрыть более разносторонне психологическое состояние людей через их взаимное общение (групповой портрет «Читатели газет в Неаполе», 1831, Третьяковская галерея), но нередко приходит к внешней описательности и умозрительности решений (портрет М. А. Потоцкой и С. А. Шуваловой с эфиопкой, около 1835, Киевский музей русского искусства).

 

  Лит.: Ацаркина Э. Н., Орест Кипренский, М., 1948; Алексеева Т. В., О. А. Кипренский, в кн.: История русского искусства, т. 8, кн. 1, М., 1963; [Сурис Б.], Кипренский-портретист, Л., 1967; Поспелов Г. Г., Русский портретный рисунок начала XIX века, М., 1968.

  В. С. Турчин.

Так же Вы можете узнать о...


Еникальский пролив, прежнее название пролива, соединяющего Азовское море с Чёрным.
Западных ветров течение, течение в Южном полушарии, направляющееся с запада на восток приблизительно между 40° и 55° южной широты.
Иванов Алмаз Иванович Иванов Алмаз (Ерофей) Иванович [год рождения неизвестен — ум.
Интерферометр, измерительный прибор, в котором используется интерференция волн.
Каинда, посёлок городского типа в Калининском районе Киргизской ССР.
Карельская трудовая коммуна, автономное областное объединение в составе РСФСР, образованное декретом ВЦИК от 8 июня 1920 из населённых карелами местностей Олонецкой и Архангельской губерний.
Керма (древнеегипетское Инбу Аменемхет — «Стены Аменемхета»), поселение кушитов к Ю.
Ковалёв Виктор Семенович Ковалёв Виктор Семенович (1883, станица Кременская, ныне Волгоградской обл.
Кони Федор Алексеевич [9(21).3.1809, Москва,— 25.
Котоко (подгруппа чадских языков) Котоко, подгруппа чадских языков, распространённых на границе Камеруна и Республики Чад.
Кторов Анатолий Петрович [р. 12(24).4.1898, Москва], русский советский актёр, народный артист СССР (1963).
Лактальбумин (от лакт... и лат. albumen — белок), один из белков сыворотки молока, растворим в воде и водных растворах солей.
Лёд подземный, лёд в земной коре любого происхождения и формы залегания.
Луганское, посёлок городского типа в Артёмовском районе Донецкой области УССР, на реке Лугань (приток Северского Донца), в 18 км от железнодорожного узла Дебальцево (линии на Ворошиловград, Донецк, Камышеваху).