Колумбия (государство в Юж. Америке) XIII. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIII. Литература Литература Колумбия (государство в Юж. Америке) развивается на испанском языке. Культура индейских племён была уничтожена испанскими колонизаторами в 16 в. До конца 18 в. развивалась преимущественно поэзия, ориентировавшаяся на испанские образцы. Ваза с фигурными носиками из Антьокии. Культура кимбая. Университетский музей. Филадельфия. В годы национально-освободительной борьбы, во время войны за независимость испанских колоний в Америке 1810—26 и после её окончания достигла расцвета литература революционно-патриотического классицизма, представленная публицистикой А. Нариньо (1765—1823), Ф. А. Сеа (1766—1822), Колумбия (государство в Юж. Америке) Торреса (1766—1816), творчеством поэтов и драматургов Х. Фернандеса Мадрида (1789—1830), Л. Варгаса Техады (1802—29), Х. М. Саласара (1785—1828) — автора поэмы «Колумбиада» (издана 1852) и др. С 1830-х гг. в Колумбия (государство в Юж. Америке) развивалась литература романтического направления, у истоков которой — поэт, романист и драматург Х. Х. Ортис (1814—92), поэты Х. Э. Каро (1817—53) и Х. Арболеда (1817—62). Незаконченная поэма Арболеды «Гонсало де Ойон» (опубликована 1858) — один из образцов «индеанистской» литературы, идеализировавшей жизнь индейских племён прошлых веков. В романтических традициях писал поэт Р. Помбо (1833—1912). Х. Кайседо Рохас (1816—98), Ф. Перес (1836—91) — авторы исторических романов. Роман Х. Исаакса (1837—95) «Мария» (1867), содержащий элементы романтизма, связан с костумбристской бытоописательной прозой (см. Костумбризм), представленной романами Х. М. Сампера (1828—88), Э. Диаса Кастро (1804—65), очерками Х. М. Вергары-и-Вергары (1831—72), сатирическими памфлетами Х. Д. Гуарина (1830—90) и Х. де Дьоса Рестрепо (1827—97); в поэзии известны сатирики Р. Карраскилья (1827—86) и Х. П. Посада (1825—80), поэты-бытописатели Э. Мехиа (1830—1913), Г. Гутьеррес Гонсалес (1826—72) и др. Реалистические тенденции костумбризма развивал Х. М. Маррокин (1827—1908), автор плутовского романа «Блас Хиль» (1896). Социальным романам Т. Карраскильи (1858—1940) и Э. Сулеты (1864—1937) присущи черты натурализма. В конце 19—начале 20 вв. утверждаются модернистские тенденции в поэзии Х. А. Сильвы (1865—96), Г. Валенсии (1873—1943), М. А. Осорио (1883—1942) и др., объединившихся в кружки «Символический грот», «Общество Арболеды» и др. После 1-й мировой войны 1914—18 в Колумбия (государство в Юж. Америке) получил распространение «авангардизм», в русле которого начинали писать поэты Л. де Грейф (р. 1895), Р. Майя (р. 1897), Л. Видалес (р. 1905) и др. Л. Колумбия (государство в Юж. Америке) Лопес (1883—1950) и А. Мартинес Мутис (1884—1954) — автор антиимпериалистической поэмы «Эпопея Конрода» (1914), развивали традиции социальной поэзии. В прозе усилилась социально-критическая направленность. Х. Э. Ривера (1889—1928) в романе «Пучина» (1924) показал эксплуатацию сборщиков каучука в тропической сельве и положил начало так называемой литературе «зелёного ада». Обличительный характер носят и романы С. Урибе Пьедраиты (1897—1951), Э. Саламеа Борды (1907—63), Х. Буйтраго (р. 1904) и др. Творчеству А. Лопеса де Месы (р. 1884), А. Альвареса Льераса (1892—1956) и особенно Х. Рестрепо Карамильо (1896—1945, «Роман о троих», 1926) и Д. Аранго Велеса (р. 1895, роман «Невинный», 1929) свойственны интерес к столкновениям человека с природой, изображение патологических отклонений в человеческой психике. Х. А. Осорио Лисарасо (р. 1900), начавший с психоаналитических романов, позднее написал романы «Человек под землёй» (1944) — о шахтёрах и «День ненависти» (1952) — об убийстве в 1948 прогрессивного деятеля Гайтана. Антиимпериалистические, антидиктаторские идеи нашли отражение в публицистике Х. Саламеа (1905—69), в эссеистике Б. Санина Кано (1861—1957). Партизанской борьбе 1950-х гг. посвящены цикл «романов о насилии»: «Сухой ветер» (1953) Д. Кайседо (р. 1912), «Луна и винтовка» (1960) Р. У. Гавирии, романы М. Мехиа Вальехо (р. 1923), Колумбия (государство в Юж. Америке) А. Труке (р. 1927) и др. Острые конфликты национальной действительности получили отражение в романах «Сьерво безземельный» (1954) Э. Кабальеро Кальдерона (р. 1910), «Звёзды чёрного цвета» (1949) и «Сельва и ливень» (1958) А. Палисиоса (р. 1924) и др. В романе «Сто лет одиночества» (1967) Г. Гарсиа Маркеса (р. 1928) представлена картина жизни, которую автор назвал «фантастической реальностью». В поэзии ведущее место принадлежит возникшей в 1940 прогрессивной группе «Камень и небо», из которой вышли поэты Х. Пардо Гарсиа (р. 1902), автор сборника «Есть камни точно слёзы» (1957) и др., Колумбия (государство в Юж. Америке) Кастро Сааведра (р. 1924), автор сборника «Строфы убитого крестьянина» (1961) и др. Г. Веласкес. «Сбор манны». Рубеж 17—18 вв. Церковь Саграрио. Богота.
Лит.: Кутейщикова В. Н., Роман Латинской Америки в XX веке, М., 1964; Художественная литература Латинской Америки в русской печати, 1759—1959, сост. Л. А. Шур М., 1960; Шур Л. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати, 1960—1964. М., 1966; Мамонтов С. П., Испаноязычная литература стран Латинской Америки в XX в., М., 1972: Торрес-Риосеко А., Большая Латиноамериканская литература, пер. с исп., М., 1972; Sanín Cano В., Letras colombianas, Мéх., 1944; Gómez Restrepo A., Historia de la literatura colombiana, v. 1—4, Bogotá, [1945—46]; Orjuela Н. Н., Fuentes generales para el estudio de la literatura colombiana. Guía bibliográfica, Bogotá, 1968. З. И. Плавскин. Колумбия (Colombia), Республика Колумбия (República de Colombia). Флаг государственный. Колумбия. Государственный герб. Колумбия. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население VI. Политические партии и профсоюзы VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Драматический театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|