Лесков Николай Семенович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛЕБ
ЛЕВ
ЛЕГ
ЛЕД
ЛЕЕ
ЛЕЖ
ЛЕЗ
ЛЕИ
ЛЕЙ
ЛЕК
ЛЕЛ
ЛЕМ
ЛЕН
ЛЕО
ЛЕП
ЛЕР
ЛЕС
ЛЕТ
ЛЕУ
ЛЕФ
ЛЕХ
ЛЕЦ
ЛЕЧ
ЛЕШ
ЛЕЩ

Лесков Николай Семенович [4(16).2.1831, с. Горохово, ныне Орловской области, — 21.2(5.3).1895, Петербург], русский писатель. Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов. В 60-е гг. Лесков Николай Семенович создаёт ряд прекрасных реалистических рассказов и повестей: «Погасшее дело» (1862), «Язвительный» (1863), «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), пьесу «Расточитель» (1867) и др., в которых широко показана русская жизнь. В то же время одна из ранних статей Лесков Николай Семенович (1862) — о петербургских пожарах — послужила началом его длительной полемики с революционной демократией. Рассказ «Овцебык» (1863), романы «Некуда» (1864; под псевдонимом М. Стебницкий) и «Обойдённые» (1865) направлены против «новых людей»; Лесков Николай Семенович пытается доказать тщетность и беспочвенность усилий революционного лагеря, создаёт шаржированные типы нигилистов — в повести «Загадочный человек» (1870) и особенно в романе-пасквиле «На ножах» (1870—71). Сам Лесков Николай Семенович не считал себя антинигилистом, ссылаясь на то, что в его романах есть образы нигилистов идеальных.

  В середине 70-х гг. в мировоззрении Лесков Николай Семенович происходит заметный перелом. В повести «Смех и горе» (1871) он сатирически изображает социальную действительность царской России. В это время Лесков Николай Семенович начинает создавать целую галерею типов праведников — могучих духом, талантливых патриотов русской земли: роман «Соборяне» (1872), повести и рассказы «Очарованный странник», «Запечатленный ангел» (обе — 1873), «Несмертельный Голован» (1880), «Печерские антики» (1883), «Однодум» (1889) и др. Праведники Лесков Николай Семенович не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям; они — из самой гущи народной. М. Горький писал по этому поводу: «После злого романа “На ножах” литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством... В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм» (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 231, 233). В творчестве Лесков Николай Семенович чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, вера в его творческие силы: сатирическая повесть «Железная воля» (1876), «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881) и др. Левша в «Сказе...» противостоит миру злых кукол, облечённых властью; и хотя судьба его трагична, моральная победа остаётся за ним. Необычайно оригинален и красочен язык «Сказа...». Герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаёт новые словосочетания. Тема гибели народных талантов на Руси с проникновенным лиризмом раскрыта Лесков Николай Семенович в повести «Тупейный художник» (1883).

  Сближение писателя с демократическим лагерем в 80—90-е гг. 19 в. усиливается. Лесков Николай Семенович идёт по пути углубления критики социального строя царской России, подвергая пересмотру многие свои взгляды и убеждения. В рассказах «Человек на часах» (1887), «Простое средство» (опубликованы 1917), «Административная грация» (опубликован 1934) и многих др. Лесков Николай Семенович раскрывает произвол государственного аппарата самодержавия, единение реакционных сил в борьбе с инакомыслящими. Много места уделяет Лесков Николай Семенович изображению морального облика буржуа: «Чертогон» (1879, под названием «Рождественский вечер у ипохондрика»), «Отборное зерно» (1884), «Грабёж» (1887), «Полунощники» (1891) и др. В жанре острой политической сатиры написаны повести «Зимний день» (1894), «Дама и фефёла» (1894) и др. Но идеал Лесков Николай Семенович не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости. Последняя повесть Лесков Николай Семенович «Заячий ремиз» (1891—94, опубликована 1917) — сатира на политическую реакцию 80—90-х гг. Используя средства гиперболы, гротеска и сатирической фантастики, Лесков Николай Семенович создаёт жуткую картину деятельности охранителей, помешавшихся на ловле «сицилистов».

  Лесков Николай Семенович тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов, богатого лексикона вымышленных слов, сатирически переосмысливающих общепринятые понятия, Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лесков Николай Семенович, в которой образ раскрывается посредством его речевой характеристики. По повести Лесков Николай Семенович «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостакович создал одноименную оперу (1934; возобновлена в 1962 под названием «Катерина Измайлова»).

 

  Соч.: Собр. соч., т. 1—12, СПБ. 1889—1896; Полн. собр. соч., 3 изд., т. 1—36. СПБ. 1902—03; Собр. соч., т. 1—11, М., 1956—58.

 

  Лит.: Фаресов А. И., Против течений. Н. С. Лесков, СПБ. 1904; Волынский А. Лесков Николай Семенович, Н. С. Лесков, 2 изд., П., 1923; Гроссман Лесков Николай Семенович П., Н. С. Лесков, М., 1945; Гебель В. А., Н. С. Лесков. В творческой лаборатории, М., 1945; Лесков Д. Н., Жизнь Николая Лескова, М., 1954; Другов Б. М., Н. С. Лесков, 2 изд., М., 1961; Горячки на М. С., Сатира Лескова, М., 1963; Плещунов Н. С., Романы Лескова «Некуда» и «Соборяне», Баку, 1963; Русские писатели. Биобиблиографический словарь, М., 1971.

  М. С. Горячкина.

Н. С. Лесков. Лесков Николай Семенович.

Н. С. Лесков.

Н. С. Лесков. «Левша». Титульный лист Н. В. Кузьмина (тушь, акварель; изд. 1961). Лесков Николай Семенович.

Н. С. Лесков. «Левша». Титульный лист Н. В. Кузьмина (тушь, акварель; изд. 1961).

Н. С. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда». Илл. Б. М. Кустодиева (тушь, перо; 1923). Лесков Николай Семенович.

Н. С. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда». Илл. Б. М. Кустодиева (тушь, перо; 1923).

Так же Вы можете узнать о...


Физиогномика (греч. physiognomike или physiognomonike – наука о распознании природных задатков по физическим свойствам, от physis – природа, природные задатки и gnomonikos – сведущий, проницательный), в науке древности и некоторых позднейших эпох учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его характером.
Фрейзер Джеймс Джордж Фрейзер, Фрэзер (Frazer) Джеймс Джордж (1.1.
Хило (Hilo), город на Гавайских островах (штат Гавайи, США), хозяйственный центр и главный порт о.
Цельноголовые, слитночерепные (Holocephali), подкласс хрящевых рыб, близких акуловым (см.
Черкеска, русское название верхней мужской одежды, распространённой в прошлом у многих народов Кавказа (грузины, черкесы, абхазы, цахуры и др.
Шахтная добыча нефти, способ добычи нефти, основанный на проведении системы подземных горных выработок.
Шумское, посёлок городского типа, центр Шумского района Тернопольской области УССР.
Элиот Джордж Элиот (Eliot) Джордж (псевдоним; настоящее имя Мэри Анн Эванс, Evans) (22.
Юкон (река) Юкон (Yukon), река в Канаде и США (Аляска). Длина 3700 км, площадь бассейна 855 тыс.
Авиационный компас, аэронавигационный прибор, указывающий пилоту курс самолёта относительно магнитного меридиана (магнитный компас, гиромагнитный компас), заданного направления (гирополукомпас) или направления на радиомаяк (радиокомпас, радиополукомпас) и относительно какого-либо небесного светила (астрономический компас).