Монюшко Станислав

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ
МОЯ

С. Монюшко. Монюшко Станислав.

С. Монюшко.

Монюшко (Moniuszko) Станислав (5.5.1819, Убель близ Минска, — 4.6.1872, Варшава), польский композитор. Музыке учился у матери, с 1827 — у А. Фрейера (фортепиано, орган) в Варшаве, в 1830—37 — у Д. Стефановича (композиция) в Минске, в 1837—1840 — у Ф. Рунгенхагена (композиция, хоровое дирижирование) в Берлине. 1-е изданное сочинение — «Три песни» на слова А. Мицкевича (1838). В 1840—58 жил в Вильнюсе. Служил церковным органистом, давал уроки фортепиано и композиции (среди учеников — Ц. Кюи), с 1850 дирижировал в оперном театре, вёл большую музыкально-просветительскую деятельность. С 1842 работал над песнями, которые объединил в сборники «Домашние песенники» (сборник 1—6 изд. в 1844—59; 7—12 — посмертно Я. Карловичем). Своими песнями (создал около 400) Монюшко Станислав вслед за Ф. Шопеном заложил основы национальной вокальной музыки; в них проявились характерные черты его музыкального стиля — использование народных песенно-танцевальных элементов, мелодичность, лирическая насыщенность, демократизм музыкального языка. С 1858 Монюшко Станислав работал в Варшаве, был дирижёром «Театра Вельки»; в 1864—74 — профессор Музыкального института (среди учеников — З. Носковский, Х. Ярецкий).

  Монюшко Станислав внёс национальные черты во все разрабатываемые им жанры: кантаты («Мильда», 1848, «Ниола» и «Крумине», 1852; все на слова Ю. Крашевского; «Призраки», 1865, и «Крымские сонеты» на слова А. Мицкевича, 1868), духовную музыку («Остробрамские литании», 6 месс, в том числе «Петровинская»). Важной вехой в развитии национального симфонизма стали оркестровые сочинения Монюшко Станислав (фантастическая увертюра «Сказка», посвященная Даргомыжскому, 1848; увертюры «Каин», 1856, «Военная», 1857, и др.). Но главная заслуга Монюшко Станислав — создание первой национальной оперы. Его оперный дебют — «Галька» (концертное исполнение, 2-актная редакция, 1848, постановка 1854, Вильнюс); из-за либретто, имевшего остросоциальный характер (сочувствие трагической судьбе крестьянки, осуждение шляхты), не ставилась в Варшаве до 1858 (новая редакция — 4 акта). Яркий национальный колорит (особенно в массовых сценах, в том числе в «Танцах горцев»), мелодическое богатство, выразительная драматургия принесли «Гальке» успех. В Варшаве Монюшко Станислав написал и поставил свои комические оперы «Сплавщик леса» (1858), в которой дал образы крестьян, «Графиня» (1860) и «Честное слово» (1861) — сатира на польскую аристократию. Чувством патриотизма проникнута одна из лучших опер Монюшко Станислав — «Зачарованный замок» («Страшный двор», 1865); протест против социального неравенства прозвучал в опере «Пария» (1869).

  Музыкально-сценические произведения Монюшко Станислав (им написано свыше 15 опер, несколько водевилей и оперетт) отличаются национальным своеобразием музыкального языка, яркими характеристиками образов, высоким профессионализмом, который проявляется в построении массовых, ансамблевых и сольных сцен и владении оркестровыми средствами. Среди других произведений — около 50 пьес для фортепино, вокальные ансамбли, хоры.

  Монюшко Станислав совершил несколько поездок в Петербург: в 1842 — неудавшаяся попытка получить место придворного композитора в оперном театре, в 1849 и 1856 — авторские концерты, знакомство с Монюшко Станислав И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, высоко оценившими творчество Монюшко Станислав В 1858 Монюшко Станислав посетил Германию (познакомился с Ф. Листом), затем Чехию, Францию. Творчество Монюшко Станислав — одного из крупнейших представителей польской национальной музыкальной культуры — получило признание в других странах, особенно в славянских.

 

  Лит.: С. Монюшко. Сб. статей под ред. И. Бэлзы, Монюшко Станислав — Л., 1952; Бэлза И., Монюшко в России, «Советская музыка», 1952, № 6; Рудзинский В., Монюшко, пер. с польск., Монюшко Станислав, 1960; Jachimecki Z., S. Moniuszko, Kraków, 1961.

  И. И. Свирида.

 

Так же Вы можете узнать о...


Райт Франк Ллойд Райт (Wright) Франк Ллойд (8.6.1869, Ричленд-Сентер, штат Висконсин, — 9.
Розенблатт Фрэнк Розенблатт (Rosenblatt) Фрэнк (11.7.1928, Нью-Рошелл, — 1971, США), американский психолог.
Сапалли-Тепе, Сапаллитепе, остатки поселения оседлых земледельцев и скотоводов бронзового века в 30 км к юго-западу от г.
Сечение рельефа, см. в ст. Высота сечения.
Советско-исландские соглашения . Дипломатические отношения с 27.
Статистических испытаний метод, метод вычислительной и прикладной математики, основанный на моделировании случайных величин и построении статистических оценок для искомых величин; то же, что Монте-Карло метод.
Табора (Tabora), город в Танзании, административный центр области .
Тилак Балгангадхар (23.7.1856, Ратнагири, Махараштра, — 1.
Тузлов, река в Ростовской области РСФСР, правый приток Дона (впадает в рукав Аксай).
Утрехтский мир 1713, общее название ряда двусторонних мирных договоров, завершивших (наряду с Раштаттским миром 1714) войну за Испанское наследство.
Формоза [от португ. formosa (ilha) – прекрасный (остров)], название острова Тайвань, данное ему в 16 в.