Науковедение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАА
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЁ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЯ

Науковедение, отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества. Отдельные аспекты развития науки издавна изучались философией и частными науками, особенно с середины 19 в. (Г. Гельмгольц, К. Бернар, Т. Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.). Одну из первых попыток раскрыть социальные, психологические и др. факторы, влияющие на развитие науки, предпринял швейцарский ботаник А. ДекандольИстория науки и ученых за два века», 1873). Проблемы формирования учёного изучал В. Оствальд («Великие люди», 1909). Потребность в комплексном изучении науки стала особенно ощутимой в 1-й половине 20 в. в связи с громадным возрастанием её роли и развитием научно-технической революции. Непосредственное зарождение науковедческой ориентации исследований многие советские и зарубежные исследователи связывают с дискуссией по общим проблемам развития науки, возникшей в связи с докладами Б. М. Гессена и др. советских учёных на 2-м Международном конгрессе по истории науки в Лондоне (1931). Эта дискуссия вызвала усиление интереса к марксистской концепции развития науки, основывающейся на методологии диалектического и исторического материализма, к советскому опыту создания государственной системы организации и планирования научной деятельности.

  В 30-е гг. формируется проблематика Науковедение [попытка польских учёных М. и С. Оссовских создать программу Науковедение; социологической интерпретация историко-научного материала Р. Мертоном (США) в книге «Наука, техника и общество в Англии XVII в.» (1938)]. Наибольшее влияние на становление Науковедение оказал Дж. Д. Бернал (кн. «Социальная функция науки», 1939 — своеобразное обобщение работы созданного им Кембриджского семинара «Наука и общество»).

  С середины 40-х гг. во многих развитых странах развёртываются эмпирические исследования научной деятельности (схем организации научных подразделений, проблем объединения учёных и инженеров в промышленных лабораториях и научно-технических проектах, распределения научных усилий и финансирования науки).

  Оформление Науковедение в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг., когда в СССР, а также в др. странах возникают современные представления о предмете и задачах Науковедение и научные коллективы, разрабатывающие проблемы Науковедение Складываются аналитическое и нормативное направления исследования. Целью аналитического изучения является раскрытие закономерностей функционирования и развития науки как сложной системы (внутренние закономерности развития науки, социально-исторические детерминанты её развития, их взаимодействие; типология связей науки с др. социальными институтами; генезис и структура систем научного знания; эволюция организационных форм науки в процессе изменения её объёма и социальной функции и т.п.). Для ключевых науковедческих понятий («научная деятельность», «научное знание», «научное творчество», «институт науки» и др.) разрабатывается система косвенных показателей (переменных) с использованием методов различных наук.

  Так, при изучении места науки в обществе, взаимосвязей науки с др. социальными институтами применяются понятия и методы истории, социологии, политической экономии и др. При этом исследуется структура научно-технической деятельности во всей сфере «исследования — разработки — внедрение», функции научного знания в обществе, выясняются особенности научного потенциала и его связь с экономическим потенциалом государства в условиях научно-технической революции и т.п. Проблемы научного творчества изучаются с помощью психологических и социально-психологических методов (мотивационная структура личности учёного, возрастная динамика индивидуального и коллективного научного творчества, распределение ролей и лидерство в научных коллективах, система межличностных отношений в процессе научной деятельности, психологический механизм научного открытия и его оценка научной средой и т.д.). Исследование содержания и результатов научной деятельности — системы научного знания — объединяет усилия специалистов в области логики развития науки, логики научного исследования, истории науки и истории философии. При этом изучается логическое строение и содержательное обоснование научных теорий, условия и способы перехода от одних теоретических представлений к другим в процессе исторического развития науки. Оформилась область статистического исследования структуры и динамики информационных массивов науки и потоков научной информации (наукометрия). Организационные формы научной деятельности сочетают 2 типа организации: профессиональная самоорганизация науки (дисциплина, научная школа, «невидимый коллектив» и др.) и институциональное оформление науки (университет, академия, научно-исследовательский институт и др.). Изучение этих проблем объединяет специалистов по теории организации, психологов, социологов, математиков и др.

  В русле многих дисциплин сложились специальные отрасли (социология науки, экономика науки, психология науки и др.), которые входят в систему Науковедение В Науковедение используются идеи и методы кибернетики, теории информации, теории систем и т.п. Однако Науковедение не комплекс отдельных дисциплин и даже не синтез знаний о логико-познавательных, социальных, экономических, психологических, структурно-организационных аспектах развития науки, а наука, изучающая взаимодействие различных элементов, определяющих развитие науки, как исторически изменяющейся целостности, или системы.

  На результатах аналитического изучения науки базируются нормативные науковедческие исследования. В самом общем виде их цели можно сформулировать как разработку теоретических основ научной политики и государственного регулирования науки (выработка рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, объективных критериев её оценки, определение наиболее перспективных научных направлений как основы долговременного планирования науки). В этих исследованиях широко применяются методы научного прогнозирования и системного анализа. Всё большую важность приобретает поиск наиболее рациональных форм организации, в которых дисциплинарный принцип — основа научной преемственности — сочетался бы с проблемной и матричной организацией исследований (изучение различных организационных структур, вопросы оптимальной численности и состава научных институтов, бюджета времени персонала, разделения труда и т.п.). В изучении этих проблем применяются методы теории организации, целевое программирование, исследование операций и сетевое планирование.

  Выделяется группа исследований, посвященная проблемам создания, материального, информационного, кадрового обеспечения деятельности крупных исследовательских объединений, научных центров и гигантских научно-технических проектов (освоение Космоса, Мирового океана и т.п.). Основное внимание уделяется изучению их функций в структуре научно-технического прогресса, проблемам объединения различных форм научно-технической деятельности. Исследуются информационные потоки и способы коммуникации участников, применяются методы функционально-иерархического моделирования, проводятся комплексные социологические и социально-психологические исследования.

  Важную роль играет специфичная проблематика, связанная с подготовкой и использованием научных кадров (системы отбора, специальной подготовки, сохранения и повышения квалификации).

  В СССР вопросами Науковедение занимаются в институте истории естествознания и техники АН СССР, институте кибернетики АН УССР, институтах экономики АН СССР (Москва и Новосибирск), Центральном экономико-математическом институте АН СССР, институте философии АН СССР, институте проблем управления АН СССР, а также в институте горного дела Сибирского отделения АН СССР. Проблемы наукометрии разрабатываются в лаборатории математической статистики МГУ и Всесоюзном институте научно-технической информации. Общетеоретические и философские вопросы исследования науки изучаются в вузах Ростова-на-Дону, Томска, Донецка и др.

  В Польше координацию деятельности в области Науковедение осуществляет Комитет по науковедению Польской АН, в Болгарии создан Центр по Науковедение при Президиуме Болгарской АН, в ГДРинститут теории и организации науки АН ГДР. Проблемы Науковедение изучаются в институте философии и социологии Чехословацкой АН и в институте социологии Венгерской АНауковедение

  Интенсивно развёртывается международное сотрудничество исследователей-науковедов социалистических стран в рамках СЭВ. С 1970 в Варшаве издаётся международный ежегодник СЭВ «Проблемы науковедения». Теоретические и эмпирические исследования в области Науковедение проводятся в США (Т. Кун, Д. Прайс, Ю. Гарфилд, Р. Мертон, Б. Барбер, Д. Пельц), Швеции (Х. Торнебом, Г. Радницкий), Великобритании.

  Проблемы развития науки в развивающихся странах, создания единой системы сравнения показателей научной деятельности и др. изучаются исследовательскими группами под эгидой ЮНЕСКО и др. международных организаций.

 

  Лит.: Микулинский С. Р., Родный Науковедение И., Наука как предмет специального исследования, «Вопросы философии», 1966, № 5; их же, Место науковедения в системе наук, там же, 1968, № 6; Наука о науке. Сб. ст., пер. с англ., М., 1966; Добров Г. М., Наука о науке, К., 1966; Социология науки, Ростов-н/Д., 1968; Лахтин Г. А., Тактика науки, Новосиб., 1969; Налимов В. В., Мульченко З. М., Наукометрия, М., 1969; Управление, планирование и организация научных и технических исследований. Труды Международного симпозиума стран членов СЭВ и СФРЮ, т. 1—5, М., 1970—71; Ossowski S., Ossowski М., The science of science, «Organon», 1936, v. 1; Bernal J. D., Social function of science, L., 1939; Sociology of science, N. Y., 1962; Solla Price D. J. de, Science since Babylon, Nav Haven, 1961; Hagstrom W. O., The scientific community, N. Y., 1965; Storer N. W., The social system of science, N. Y., 1966; Radnitzky G., Contemporary schools of metascience, Göteborg, 1968; Sociology of science, Harmondsworth, 1972.

  Продолжающиеся и периодические издания: «Науковедение. Проблемы и исследования» (Ин-т истории естествознания и техники АН СССР): Организация научной деятельности, М., 1968; Очерки истории и теории развития науки, М., 1969; Научное творчество, М., 1969; Научное открытие и его восприятие, М., 1971; Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах, М., 1972; Научно-техническая революция и изменение структуры научных кадров СССР, М., 1973; «Науковедение и информатика» (К., с 1969); «Etudes et documentes de politique scientifique» («Science policy studies and documents») (P., с 1965); «Problems of the science of science» (Warsz., с 1970); «Zagadnienia naukoznawstwa» (Warsz., с 1965); «Zeitschrift für allgemeine Wissenschaftstheorie» (Wiesbaden, с 1969), «Science studies» (L., с 1971); «Research management» (Wash., с 1958), «R&D management» (Oxf., с 1970).

  С. Р. Микулинский, Э. М. Мирский.

Так же Вы можете узнать о...


Рокамболь (франц. rocambole), лук причесночный (Allium scorodoprasum), многолетнее травянистое растение семейства лилейных из рода лук.
Стимуляторы роста растений, природные и синтетические соединения, усиливающие процессы роста у растений.
Фенацетин, лекарственный препарат; относится к обезболивающим, жаропонижающим и противовоспалительным средствам.
Штрейтберг Вильгельм Штрейтберг (Streitberg) Вильгельм (23.2.1864, Рюдесхейм, — 19.
Аррас (Arras), город на С. Франции, административный центр департамента Па-де-Кале; древняя столица исторической области Артуа, на р.
Веймарская республика, буржуазно-демократическая республика в Германии, установленная в результате Ноябрьской революции 1918.
Греческое письмо, письмо, возникшее из финикийского консонантного письма в 10—8 вв.
Иванов Иван Иванович [30.7(11.8).1862, Петербург, — 17.
Компрометация (от франц. compromettre — портить репутацию, компрометировать), оглашение сведений, вызывающих недоверие к кому-либо, порочащих его, подрывающих его авторитет в коллективе, обществе.
Май Эрнст Май (May) Эрнст (27.7.1886, Франкфурт-на-Майне, —11.
Нижний Баскунчак, посёлок городского типа во Владимировском районе Астраханской области РСФСР, на западном берегу озера Баскунчак.
Покупательная способность денег, покупательная сила денег, способность денежной единицы обмениваться на определённое количество товаров.
Сарабанда (исп. zarabanda), старинный испанский народный танец.
Тамбурин (французский tambourin), 1) род небольшого барабана цилиндрической формы (высота больше диаметра).
Фудзияма, Фудзи, Фудзисан (возможно, от айнского Фусхи — богиня огня; японского яма, сан — гора), действующий вулкан на о.
Эпизоотический лимфангит, африканский сап, хроническая инфекционная болезнь лошадей, мулов и ослов, характеризующаяся образованием абсцессов по ходу лимфатических сосудов.
Бальмонт Константин Дмитриевич [4(16).6.1867, дер.
Водосвинка, капибара (Hydrochoerus hydrochaeris), млекопитающее семейства водосвинок отряда грызунов; единственный вид семейства; самый крупный современный грызун (длина тела более 1 м, высота 50 см, весит до 50 кг).
Делфзейл (Delfzijl), город и порт в Нидерландах, на северо-востоке провинции Гронинген, на морском рукаве р.