Нестеров Михаил Васильевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НЕА
НЕБ
НЕВ
НЕГ
НЕД
НЕЕ
НЕЖ
НЕЗ
НЕИ
НЕЙ
НЕК
НЕЛ
НЕМ
НЕН
НЕО
НЕП
НЕР
НЕС
НЕТ
НЕУ
НЕФ
НЕХ
НЕЧ
НЕШ
НЕЯ

Нестеров Михаил Васильевич [19(31).5.1862, Уфа, — 18.10.1942, Москва], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Родился в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877—81 и 1884—1886) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова, в петербургской АХ (1881—84) у П. П. Чистякова. С 1889 экспонент, с 1896 член Товарищества передвижников. Жил главным образом в Москве (в 1890—1910 — в Киеве). Вначале писал в духе передвижничества жанровые картины («Знаток», 1884. Третьяковская галерея), исторические композиции («До государя челобитчики», 1886, собрание Г. Б. Смирнова, Москва), портреты; много работал как иллюстратор. В картинах «Пустынник» (1888—89, Третьяковская галерея), «Видение отроку Варфоломею» (1889—90, там же) интересы Нестеров Михаил Васильевич перемещаются в область духовно-религиозных и этических проблем, поисков просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших суетой мира; Нестеров Михаил Васильевич воспринимал их в единстве с одухотворёнными лирическими образами неяркой сев. природы — холодных озёр, перелесков и одиноких деревьев. Тихая созерцательность, умиротворённое настроение, активная эмоциональная роль блёклого, серебристого широко развёрнутого пейзажа внесли новые поэтические ноты в рус. живопись. Боль за народ принимала у Нестеров Михаил Васильевич форму религиозно-патриархальных иллюзий, которые проявлялись в его живописи всё сильнее; интерес к психологии верующих, к эмоциям просветления и озарения приводил художника к своеобразному драматизму («Под благовест», 1895, «Великий постриг», 1897—98, «Святая Русь», 1901—06, — в Русском музее, Ленинград; «На Руси», 1916, Третьяковская галерея). Всё явственнее обозначались в живописи Нестеров Михаил Васильевич черты «модерна» — интерес к образной символике, сближение картины с декоративным панно, блёклость разбелённого цвета, плоскостность композиции. В монументальной живописи (росписи Владимирского собора в Киеве, 1890—95; мозаики церкви Спаса «на крови» в Петербурге, 1894—97; росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908—11) эти черты постепенно приобретали характер холодной стилизации, а историко-религиозные темы получали всё более официальную церковную трактовку. Вместе с тем реалистические устремления художника, его интерес к раскрытию душевного строя человека в единении со средой — интерьером и пейзажем — нашли выражение в портретах, великолепных по цельности образного строя, ясности характеристик, мягкости лепки, выразительности силуэтов («Е. П. Нестерова», 1905. «Философы». 1917, — в Третьяковской галерее; «О. М. Нестерова», 1906, Рус. музей).

<a target=<a target=М. В. Нестеров. Портрет академика И. П. Павлова. 1930. Русский музей. Ленинград. Нестеров Михаил Васильевич." alt="М. В. Нестеров. Портрет академика И. П. Павлова. 1930. Русский музей. Ленинград." Нестеров Михаил Васильевич." alt="М. В. Нестеров. «Видение отроку Варфоломею». 1889—90. Третьяковская галерея. Москва."

М. В. Нестеров. Портрет академика И. П. Павлова. 1930. Русский музей. Ленинград. Нестеров Михаил Васильевич.

М. В. Нестеров. Портрет академика И. П. Павлова. 1930. Русский музей. Ленинград.

М. В. Нестеров. Портрет О. М. Нестеровой. 1906. Русский музей. Ленинград. Нестеров Михаил Васильевич.

М. В. Нестеров. Портрет О. М. Нестеровой. 1906. Русский музей. Ленинград.

М. В. Нестеров. Портрет хирурга С. С. Юдина. 1935. Третьяковская галерея. Москва. Нестеров Михаил Васильевич.

М. В. Нестеров. Портрет хирурга С. С. Юдина. 1935. Третьяковская галерея. Москва.

М. В. Нестеров. Нестеров Михаил Васильевич.

М. В. Нестеров.

М. В. Нестеров. «Видение отроку Варфоломею». 1889—90. Третьяковская галерея. Москва.

М. В. Нестеров. «Пустынник». 1880—89. Третьяковская галерея. Москва. Нестеров Михаил Васильевич.

М. В. Нестеров. «Пустынник». 1880—89. Третьяковская галерея. Москва.

М. В. Нестеров. «Под благовест». 1895. Русский музей. Ленинград. Нестеров Михаил Васильевич.

М. В. Нестеров. «Под благовест». 1895. Русский музей. Ленинград.

  В сов. время реалистические начала творчества Нестеров Михаил Васильевич получили качественно новое развитие. Он работал главным образом как портретист, создав замечательные образы деятелей науки и искусства. Эти портреты, в основном 1930-х гг. (П. Д. и А. Д. Кориных, 1930, А. Нестеров Михаил Васильевич Северцова, 1934, И. Д. Шадра, 1934, С. С. Юдина, 1935, И. П. Павлова, 1935, Государственная премия СССР, 1941; К. Г. Держинской, 1937, Е. С. Кругликозой, 1938, В. И. Мухиной, 1940, — все в Третьяковской галерее), выдвинули художника в ряд ведущих мастеров живописи социалистического реализма. Их объединяют ощущение богатства духовной жизни, творческого горения, разнообразие остро выявленных характеров и гибкость в выборе средств, наиболее рельефно выражающих психологических склад и настроение человека. Портретам свойственны совершенство картинной формы, гармоничное, чёткое построение композиции, точность живописной характеристики объёма и пространства. Нестеров Михаил Васильевич продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа («Осень в деревне», 1942. Третьяковская галерея). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

М. В. Нестеров. Портрет художников П. Д. и А. Д. Кориных. 1930. Третьяковская галерея. Москва. Нестеров Михаил Васильевич.

М. В. Нестеров. Портрет художников П. Д. и А. Д. Кориных. 1930. Третьяковская галерея. Москва.

М. В. Нестеров. Портрет академика А. Нестеров Михаил Васильевич Северцова. 1934. Третьяковская галерея. Москва. Нестеров Михаил Васильевич.

М. В. Нестеров. Портрет академика А. Нестеров Михаил Васильевич Северцова. 1934. Третьяковская галерея. Москва.

 

  Соч.: Давние дни, [2 изд.], М., 1959; Из писем, Л., 1968.

 

  Лит.: Дурылин С. Нестеров Михаил Васильевич, Нестеров-портретист, М. — Л., 1949; Михайлов А., М. В. Нестеров. Жизнь и творчество, [М.], 1958; Никонова И.) М. В. Нестеров, М., 1962.

Так же Вы можете узнать о...


Гильом Каль (Guillaume Cale) (г. рождения неизвестен — умер июнь, 1358, Клермон-ан-Бовези), руководитель Жакерии (крестьянского восстания 1358), крестьянин из деревни Мелло.
Дияла, Диала, река в Ираке (истоки составляющих в Иране), левый приток Тигра.
Инн (Inn), река в Швейцарии, Австрии и ФРГ, правый приток Дуная.
Кнудсен Мартин Ханс Кристиан Кнудсен (Knudsen) Мартин Ханс Кристиан (15.2.
Лактоза (от лат. lac, род падеж lactis — молоко), молочный сахар, C12H22O11, дисахарид, образованный остатками D-галактозы и D-глюкозы; существует в виде aи b-форм.
Медведицкий, посёлок городского типа в Жирновском районе Волгоградской области РСФСР.
Ненцкий Марцелий Вильгельмович Ненцкий (Nencki) Марцелий Вильгельмович (15.
Пасха (греч. páscha, от древнееврейского песах, буквально — прохождение), иудейский и христианский праздник.
Протравление в кожевенном и меховом производствах, подготовка полуфабриката к крашению.
Сахарная пальма (Arenga pinnata, или A. saccharifera), растение семейства пальм.
Стенберги Владимир Августович и Георгий Августович Стенберги, братья Владимир Августович [р. 23.
Тувинцы (самоназвание — тыва, множественное число — тывалар; устаревшие названия, употреблявшиеся в литературе, — сойоны, сойоты, урянхайцы, таннутувинцы), нация, основное население Тувинской АССР.
Хиджра (в исламе) Хиджра (араб., буквально — переселение), переселение Мухаммеда и его приверженцев (мухаджиров) из Мекки в Ясриб (Медину), совершенное (согласно мусульманской традиции) в сентябре 622 (между 8 и 21 или 24 сентября).
Эджуорт Фрэнсис Исидро Эджуорт (Edgeworth) Фрэнсис Исидро (8.2.1845, Эджуортстаун, графство Лонгфорд, Ирландия, — 13.
Амбала, город в Индии, в штате Хариана. 84 тыс.