Нидерландская школа

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НИА
НИБ
НИВ
НИГ
НИД
НИЕ
НИЖ
НИЗ
НИИ
НИК
НИЛ
НИМ
НИН
НИО
НИП
НИР
НИС
НИТ
НИУ
НИФ
НИХ
НИЦ
НИЧ
НИШ
НИЩ
НИЯ

Нидерландская школа, творческое направление в музыке 15—16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических и распространившееся в странах Западной Европы (другие название — франко-фламандская, бургундская и фламандская). Ведущая композиторская школа эпохи Возрождения ознаменовала расцвет вокально-хоровой полифонии и подытожила развитие английского и французского вокального многоголосия 9 — начала 15 вв. Сформировалась на основе высокого профессионализма, художественных достижений и народных традиций передовой музыкальной культуры Нидерландов. Условно хронологически делится на 3, иногда на 4 школы, возглавлявшиеся великими композиторами-контрапунктистами Ж. Беншуа, Г. Дюфаи (1-я, бургундская школа, остальные — фламандские), И. Окегемом (служил при французском дворе), Я. Обрехтом (работал в Нидерландах, Франции, Италии), Жоскеном Депре (жил в Италии, Северной Франции) и О. ди Лассо (Италия, Франция, Англия, Бавария). В числе композиторов Нидерландская школа, работавших в др. странах (основавших местные школы полифонии), — Х. Изак, А. Вилларт, Я. Аркадельт, Ф., ле Бель (учитель Палестрины), Л. Компер, А. Бюнуа, А. Брюмель, Н. Гомберт, Ж. Мутон, Я. Клеменс -«не папа», Ф. Вердело, Ф. де Монте, К. де Роре, П. де ла Рю. Нидерландская школа разработала универсальные принципы полифонического развития — сквозную имитацию и сложный контрапункт, основанные на математических расчётах интервалов и геометрических преобразованиях мотивов. Главный «твёрдый напев» (кантус фирмус), повторяемый при различных его инверсиях-обращениях, давал цельность композициям, воплощая идею «единства в многообразии» (философское представление о мироздании). Мастера Нидерландская школа развивали вокальную полифонию так называемого строгого стиля, виртуозно владея её сложной техникой. Они писали церковную и светскую музыку — мессы, мотеты, мадригалы, полифонические песни (шансоны, рондели, баллады и др.), в 16 в. — иногда и инструментальные пьесы. Высшее достижение Нидерландская школа — жанр хоровой мессы а капелла. Одухотворенно-философская созерцательность и сложные «звуковые архитектуры» месс, их полнозвучная мощь и впечатляющая сила воздействия соответствовали величию готических соборов, где они исполнялись. Глубокая сосредоточенность и просветлённая вдохновенность музыки подчёркивалась преобладанием светлых высоких регистров (хора мальчиков, мужских фальцетов), плавным развёртыванием и гармоничным сочетанием различных мелодических линий, красотой вариантов их прозрачного контрапунктирования (подобно палитре чистых тонов, прозрачной ясности света и строгому изяществу линий на полотнах Я. ван Эйка и др. нидерландских живописцев этой эпохи). Эмоциональность, изобразительность и народная основа светской музыки Нидерландская школа запечатлела ренессансное богатство человеческих чувств. Художественные достижения Нидерландская школа были результатом плодотворного сочетания традиций средневекового религиозно-философского искусства с гуманистической живой выразительностью и научно-эмпирическим конструктивизмом художественной мысли Возрождения. Многие музыканты Нидерландская школа были также математиками и философами. Отсюда скрытая символика их математически рассчитанных композиций, их «загадочные», каноныиносказаниями для разгадок — вычислений моментов и интервалов вступлений голосов), сочетающиеся с новой выразительной эмоциональностью музыки, с широким использованием популярных народных мелодий даже в мессах. Законы полифонии и новые выразительные средства, разработанные Нидерландская школа, открыли пути будущему развитию инструментальной музыки, но как стилевое явление Нидерландская школа завершила период многовекового господства церковных вокально-хоровых жанров и религиозного мировоззрения в музыкальном искусстве Европы. Многие художественные принципы Нидерландская школа сохранили своё значение в последующем развитии европейской музыки, не только полифонической, но и гомофонной (см. Гомофония), и позднее додекафонной (см. Додекафония).

 

  Лит.: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч, 2, М., 1941, с. 305—468; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959; Wolff Н. Chr., Die Musik der alten Niederländer, Lpz., 1956.

  Л. Г. Бергер.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Рюдберг Абрахам Виктор Рюдберг (Rydberg) Абрахам Виктор (18.12.1828, Йёнчёпинг, — 21.
Сперантова Валентина Александровна [р. 11(24).
Тремоло (итал. tremolo, буквально — дрожащий) (музыкальное), быстрое повторение одного звука, а также двух звуков, отстоящих друг от друга на интервал не менее терции, или двух аккордов, в каждом из которых хотя бы один звук находится в подобном же соотношении с одним из звуков другого.
Хауф Вильгельм Хауф, Гауф (Hauff) Вильгельм (29.11.1802, Штутгарт, — 18.
Эйдлин Лев Залманович [р. 23.12.1909 (5.1.1910), Чернигов], советский китаист-литературовед, переводчик, профессор (1969).
Аналогия в биологии, внешнее сходство организмов разных систематических групп, а также органов или их частей, происходящих из различных исходных зачатков и имеющих неодинаковое строение; обусловлена общностью образа жизни или функции, т.
Бласто... (от греч. blastos — росток, зародыш, побег), часть ряда сложных слов, употребляемых в биологии и медицине.
Волосатость, избыточный рост волос на теле человека на местах, где обычно растут лишь пушковые волосы.
Грузинская Советская Социалистическая республика (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика), Грузия (Сакартвело).
Заверце (Zawiercie), город в Польше, в Катовицком воеводстве.
Каринти Фридьеш Каринти (Karinthy) Фридьеш (24.6.1887, Будапешт, — 29.
Красный Лиман (до 1938 — Лиман), город (с 1938), центр Краснолиманского района Донецкой области УССР, на озере Лиман.
Мазовия (Mazowsze), историческая область Польши, в среднем течении Вислы и нижнем течении Нарева и Буга.
Мухаммед Азиз (р.7.7.1924, деревня Бер-Кот, близ г.
Охеда Феликс Охеда (Ojeda) Феликс (родился 15.3.1903, Нагуабо), деятель рабочего движения Пуэрто-Рико.