Пейн ТомасБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пейн (Paine) Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобритания,— 8.6.1809, Нью-Йорк, США), общественный и политический деятель США и Великобритании, представитель революционного крыла просветительства 18 в. В 1774 с рекомендательным письмом Б. Франклина уехал в Северную Америку, где вскоре выдвинулся в первые ряды борцов за независимость английских колоний. В памфлете «Здравый смысл» (1776) Пейн Томас, исходя из рационалистических теорий естественного права и общественного договора, защищал идею суверенитета народа и его право на революцию, доказывал необходимость разрыва североамериканских колоний с Великобританией, образования ими независимой республики; идеи памфлета получили отражение в Декларации независимости 1776. Вместе с Т. Джефферсоном Пейн Томас выступал за отмену рабства. Во время Войны за независимость в Северной Америке 1775—83 написал 13 прокламаций под названием «Американский кризис» (1776—83). В 1777—79 Пейн Томас— секретарь Комитета конгресса по иностранным делам, в 1781 участвовал в Париже в переговорах с французским правительством о помощи североамериканским колониям. Великая французская революция, заставшая Пейн Томас в Великобритании, нашла в нём страстного приверженца. В трактате «Права человека» (1791—92) Пейн Томас развивал идеи народного суверенитета и республиканизма, защищал революционные принципы французской Декларации прав человека и гражданина. В Великобритании книга Пейн Томас была запрещена, он был вынужден эмигрировать во Францию, где был избран членом Конвента. Пейн Томас, однако, разошёлся с якобинцами по вопросу о казни Людовика XVI и был в конце 1793 заключён в тюрьму, где находился около года. Итогом деятельности Пейн Томас во Франции было развитие его социальных взглядов в области критики с мелкобуржуазных позиций буржуазных имущественных отношений. В работе «Аграрная справедливость» (1797) Пейн Томас осуждал систему распределения собственности и высказал догадку о труде рабочих как источнике капиталистической прибыли. Пейн Томас развивал утопический проект государственного обеспечения неимущих за счёт налогообложения состоятельных классов общества и национализации земли за выкуп. Пейн Томас явился также одним из зачинателей атеистических традиций на американской почве. В работе «Век разума» (1794) Пейн Томас решительно противопоставлял силу разума религиозным заблуждениям. Философские позиции Пейн Томас можно охарактеризовать как непоследовательный метафизический материализм. После возвращения в США (1802) Пейн Томас подвергся травле со стороны реакционных политических и религиозных кругов, умер в бедности. Взгляды Пейн Томас, наиболее последовательного представителя радикально-демократического направления в американском общественно-политическом движении конца 18 в., оказали непосредственное влияние на формирование идеологии чартистского движения в Великобритании.
Соч.: The complete writings, v. 1—2, N. Y., [1945]; в рус. пер.— Избр. соч., М., 1959.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 2, с. 598—99; т. 10, с. 365; Аптекер Г., История американского народа, [т. 2] — Американская революция 1763—1783, М., 1962; Громаков Б. С., Политические и правовые взгляды Пейна, М., 1960; Гольдберг Н. М., Томас Пейн, М., 1969; Паррингтон В. Л., Основные течения американской мысли, т. 1, М., 1962; Conway М. D., The life of Thomas Paine, v. 1—2, N. Y.— L., 1892; Aldridge A. О., Man of reason. The life of Thomas Paine, Phil., 1959. И. Пейн Томас Дементьев. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|