Перов Василий ГригорьевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Перов Василий Григорьевич [21.12.1833 (2.1.1834) или 23.12.1833 (4.1.1834), Тобольск, — 29.5(10.6). 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы], русский живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступила (1846—49; с перерывами) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853—61) у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. Пенсионер АХ (1862—69, до 1864 в Париже). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). В начале 60-х гг. Перов Василий Григорьевич создал ряд обличительных жанровых картин: подробно рассказывая о несложных будничных событиях, усиливая и заостряя (вплоть до гротеска) социальные характеристики персонажей, Перов Василий Григорьевич указывал на конкретных носителей общественного зла в крепостнической России [«Сельский крестный ход на пасхе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862; см. илл.) — обе в Третьяковской галерее]. Стремясь преодолеть пестроту академической живописи, Перов Василий Григорьевич в этих картинах использовал коричневые и серые цвета, которые сближал друг с другом посредством светотени. Работы парижского периода отмечены растущим интересом к человеческой индивидуальности, тягой к тональному колориту («Слепой музыкант», 1864, Третьяковская галерее). Во 2-й половине 1860-х гг. критические тенденции в творчестве Перов Василий Григорьевич реализуются в произведениях, проникнутых сочувствием и состраданием к нищему, обездоленному люду. В картинах, ставших лаконичнее по композиции, выдержанных в единой серовато-коричневой гамме, большое значение приобретает пейзаж, получивший «социальный» характер и создающий общий эмоциональный строй произведения («Проводы покойника», 1865, «„Тройка". Ученики мастеровые везут воду», 1866, «Утопленница», 1867, «Последний кабак у заставы», 1868,— все в Третьяковской галерее). Во 2-й половине 1860-х гг. Перов Василий Григорьевич создал ряд картин, близких по жанру к портрету, в которых стремился передать индивидуальные качества людей из народа, их способность глубоко мыслить и чувствовать («Фомушка-сыч», 1868, «Странник», 1870,— обе в Третьяковской галерее). В начале 70-х гг. в поисках положительных героев Перов Василий Григорьевич работал над портретами представителей передовой русской интеллигенции, подчёркивая в них творческое начало. Для портретов Перов Василий Григорьевич характерны объективность отношения к модели, точность социальной характеристики, единство композиции, позы и жеста с психологическим состоянием человека (портреты: А. Н. Островского, 1871, В. И. Даля и Ф. М. Достоевского — оба 1872: все три — в Третьяковской галерее). В 1870—80-х гг., в условиях роста общественных противоречий в пореформенную эпоху, когда были исчерпаны возможности просветительской критики действительности, Перов Василий Григорьевич испытал идейный кризис (в 1877 порвал с передвижниками): от обличительных жанровых тем он перешёл преимущественно к бытописательским «охотничьим» сценам («Птицелов», 1870, «Охотники на привале» и «Рыболов» — обе 1871; все три — в Третьяковской галерее), а также к исторической живописи, потерпев в ней ряд творческих неудач («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1871—82). Ученики: Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. Перов Василий Григорьевич Рябушкин. В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского. 1871. Третьяковская галерея, Москва. В. Г. Перов. Портрет А. К. Саврасова. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент. В. Г. Перов. В. Г. Перов. «Последний кабак у заставы». 1868. Третьяковская галерея. Москва. В. Г. Перов. «Чаепитие в Мытищах». 1862. Третьяковская галерея. Москва. В. Г. Перов. «Охотники на привале». 1871. Третьяковская галерея. В. Г. Перов. «Сельский крестный ход на пасхе». 1861. Третьяковская галерея. Москва.
Лит.: Собко Н. Перов Василий Григорьевич, В. Г. Перов. Его жизнь и произведения, СПБ, 1892; Федоров-Давыдов А. А., В. Г. Перов, [М.], 1934; Архангельская А. И., В. Г. Перов, М., 1950. Д. В. Сарабьянов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|