Перов Василий Григорьевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕО
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Перов Василий Григорьевич [21.12.1833 (2.1.1834) или 23.12.1833 (4.1.1834), Тобольск, — 29.5(10.6). 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы], русский живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступила (1846—49; с перерывами) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853—61) у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. Пенсионер АХ (1862—69, до 1864 в Париже). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). В начале 60-х гг. Перов Василий Григорьевич создал ряд обличительных жанровых картин: подробно рассказывая о несложных будничных событиях, усиливая и заостряя (вплоть до гротеска) социальные характеристики персонажей, Перов Василий Григорьевич указывал на конкретных носителей общественного зла в крепостнической России [«Сельский крестный ход на пасхе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862; см. илл.) — обе в Третьяковской галерее]. Стремясь преодолеть пестроту академической живописи, Перов Василий Григорьевич в этих картинах использовал коричневые и серые цвета, которые сближал друг с другом посредством светотени. Работы парижского периода отмечены растущим интересом к человеческой индивидуальности, тягой к тональному колориту («Слепой музыкант», 1864, Третьяковская галерее). Во 2-й половине 1860-х гг. критические тенденции в творчестве Перов Василий Григорьевич реализуются в произведениях, проникнутых сочувствием и состраданием к нищему, обездоленному люду. В картинах, ставших лаконичнее по композиции, выдержанных в единой серовато-коричневой гамме, большое значение приобретает пейзаж, получивший «социальный» характер и создающий общий эмоциональный строй произведения («Проводы покойника», 1865, «„Тройка". Ученики мастеровые везут воду», 1866, «Утопленница», 1867, «Последний кабак у заставы», 1868,— все в Третьяковской галерее). Во 2-й половине 1860-х гг. Перов Василий Григорьевич создал ряд картин, близких по жанру к портрету, в которых стремился передать индивидуальные качества людей из народа, их способность глубоко мыслить и чувствовать («Фомушка-сыч», 1868, «Странник», 1870,— обе в Третьяковской галерее). В начале 70-х гг. в поисках положительных героев Перов Василий Григорьевич работал над портретами представителей передовой русской интеллигенции, подчёркивая в них творческое начало. Для портретов Перов Василий Григорьевич характерны объективность отношения к модели, точность социальной характеристики, единство композиции, позы и жеста с психологическим состоянием человека (портреты: А. Н. Островского, 1871, В. И. Даля и Ф. М. Достоевского — оба 1872: все три — в Третьяковской галерее). В 1870—80-х гг., в условиях роста общественных противоречий в пореформенную эпоху, когда были исчерпаны возможности просветительской критики действительности, Перов Василий Григорьевич испытал идейный кризис (в 1877 порвал с передвижниками): от обличительных жанровых тем он перешёл преимущественно к бытописательским «охотничьим» сценам («Птицелов», 1870, «Охотники на привале» и «Рыболов» — обе 1871; все три — в Третьяковской галерее), а также к исторической живописи, потерпев в ней ряд творческих неудач («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1871—82). Ученики: Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. Перов Василий Григорьевич Рябушкин.

В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского. 1871. Третьяковская галерея, Москва. Перов Василий Григорьевич.

В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского. 1871. Третьяковская галерея, Москва.

<a target=В. Г. Перов. Портрет А. К. Саврасова. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент. Перов Василий Григорьевич." alt="В. Г. Перов. «Последний кабак у заставы». 1868. Третьяковская галерея. Москва."

В. Г. Перов. Портрет А. К. Саврасова. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент. Перов Василий Григорьевич.

В. Г. Перов. Портрет А. К. Саврасова. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.

В. Г. Перов. Перов Василий Григорьевич.

В. Г. Перов.

В. Г. Перов. «Последний кабак у заставы». 1868. Третьяковская галерея. Москва.

В. Г. Перов. «Чаепитие в Мытищах». 1862. Третьяковская галерея. Москва. Перов Василий Григорьевич.

В. Г. Перов. «Чаепитие в Мытищах». 1862. Третьяковская галерея. Москва.

В. Г. Перов. «Охотники на привале». 1871. Третьяковская галерея. Перов Василий Григорьевич.

В. Г. Перов. «Охотники на привале». 1871. Третьяковская галерея.

В. Г. Перов. «Сельский крестный ход на пасхе». 1861. Третьяковская галерея. Москва. Перов Василий Григорьевич.

В. Г. Перов. «Сельский крестный ход на пасхе». 1861. Третьяковская галерея. Москва.

 

  Лит.: Собко Н. Перов Василий Григорьевич, В. Г. Перов. Его жизнь и произведения, СПБ, 1892; Федоров-Давыдов А. А., В. Г. Перов, [М.], 1934; Архангельская А. И., В. Г. Перов, М., 1950.

  Д. В. Сарабьянов.

Так же Вы можете узнать о...


Идлиб, город на северо-западе Сирии, на автодороге Латакия — Халеб; административный центр мухафазы .
Колдовство, волшебство, ведовство, чародейство, согласно народным поверьям, таинственная способность некоторых людей причинять различный вред или избавлять от него, насылать или снимать порчу.
Литовский замок, Семибашенный замок, в Петербурге, построен в 1787.
Музыкальный фестиваль, циклы концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке.
Парижский бассейн (Bassin de Paris), Северо-Французская низменность, всхолмлённая равнина на С.
Разведка боем, способ войсковой разведки, состоящий в получении данных о силах противника, его боевых порядках, расположении огневых средств и др.
Следственный эксперимент, воспроизведение опытным путём действий, обстановки или иных обстоятельств, связанных с расследуемым преступлением.
Топорков Василий Осипович [4(16).3.1889, Петербург, — 25.
Холмогорская резная кость, один из видов русской резьбы по кости, художественный промысел, ныне сосредоточенный в с.
Южная Африка, природная область Африки, лежащая к Ю.
Балетмейстер (нем. Ballettmeister), автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте.
Видеман Густав Видеман (Wiedemann) Густав (2.10. 1826, Берлин, — 24.
Грифы, две группы крупных птиц отряда хищных, объединяемые из-за сходного образа жизни и особенностей строения.
Зиверс Вильгельм Зиверс (Sievers) Вильгельм (1860—1921), немецкий географ-страновед; см.
Климент Александрийский Тит Флавий Климент Александрийский (Clemens Alexandrinus) Тит Флавий (умер до 215), христианский теолог и писатель.
Лжекороеды, капюшонники (Bostrychidae), семейство жуков.