Пожарная техника

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

Пожарная техника, технические средства, предназначенные для спасания людей, защиты материальных ценностей и природных богатств от пожара. Основными средствами Пожарная техника являются пожарные машины (пожарные автомобили, пожарные поезда, пожарные суда, пожарные самолёты и вертолёты). К Пожарная техника относятся также стационарные установки пожаротушений и пожарной сигнализации, огнетушители, пожарные гидранты и др. пожарное оборудование для подачи огнетушащих средств к месту пожара. Попытки создания Пожарная техника относятся к глубокой древности. Ещё до н. э. древнегреческим механиком-изобретателем Ктесибием была сконструирована машина, которая, по описанию римского архитектора Витрувия, была способна «выбрасывать воду вверх». Эта машина имела основные конструктивные элементы т. н. водоливной пожарной трубы, т. е. поршневого двухцилиндрового насоса (см. Насос). Однако изобретение Ктесибия было забыто, и только в 16 в. в Аугсбурге (Германия) золотых дел мастер Антон Платнер построил подобный ручной пожарный насос, с помощью которого можно было подавать воду в виде струй на расстояние 6—8 м от машины. В 1672 в Амстердаме голландец Ян ван дер Гейде снабдил насос выкидным рукавом, что надолго сделало насос главным орудием тушения пожаров. В России водоливные пожарные трубы начали применять с 17 в. Они представляли собой ручной поршневой насос в виде трубы с наконечником. Длина труб достигала более аршина (около 70 см), изготовляли их из листовой меди или из дерева.

  После изобретения паровой машины в Лондоне в 1829 была построена первая пожарная установка, насосы которой приводились в движение паром. Она перевозилась на конных повозках. В России паровые пожарные насосы стали применяться с 1862 (рис. 1). Производительность их достигала 1000—2000 л/мин при длине водяной струи до 40 м. производство насосов было налажено в Москве с 1896. Появившиеся паровые автомобили заменили гужевой транспорт, однако они были тяжелы и неудобны, на поднятие давления пара уходило 10—15 мин.

Рис. 1. Паровая пожарная труба. Пожарная техника.

Рис. 1. Паровая пожарная труба.

Автомобили с двигателями внутреннего сгорания вначале использовались в пожарном деле как автолинейки, т. е. для перевозки пожарных. В 1892 в Германии был построен первый автомобиль, оборудованный механическим пожарным насосом; в 1907 появилась первая механическая пожарная лестница, смонтированная на автомобиле. Автомобили внесли коренные изменения в тактику тушения пожаров — увеличились границы районов, обслуживаемых пожарными частями; сократилось время прибытия пожарных на пожар; появилась возможность механизировать трудоёмкие работы при тушении. В России первая автолинейка была взята на вооружение Московской пожарной охраной в 1907. Она была изготовлена в Москве на заводе «Густав Лист» и развивала скорость около 60 км/ч (рис. 2). На ней выезжал боевой расчёт из 8 чел., а также доставлялись к месту пожара инструменты, лестницы и пожарные рукава. Позднее автомобили поступили в пожарные части Петербурга (Обуховский завод), Риги, Архангельска (торговый порт), Казани. Однако в дореволюционной России этот вид Пожарная техника не получил распространения, и к 1917 в стране насчитывалось немногим более десятка автомобилей.

Рис. 2. Автомобильная линейка. Пожарная техника.

Рис. 2. Автомобильная линейка.

  Длительное время основным огнетушащим средством была вода, применение которой в некоторых случаях не давало необходимого эффекта (например, при тушении горящих масел, нефти). В начале 20 в. преподаватель бакинской гимназии А. Г. Лоран предложил новое средство тушения — огнегасительную химическую пену, генерируемую в огнетушителе. Действие пенного огнетушителя (патент на пену и огнетушитель Лоран получил в 1902) было основано на химической реакции растворов щелочей и кислот. Большое внимание развитию Пожарная техника уделялось в СССР с первых месяцев Советской власти (см. Пожарная охрана). В стране было налажено производство пенообразователей, пенопорошков и пенной аппаратуры. С 1928 начался серийный выпуск пожарных автомобилей. СССР принадлежит приоритет в разработке техники и способов тушения горящих газонефтяных фонтанов методом взрыва, нашедшим широкое применение во всём мире. Начиная с 1967 в СССР стали применять новый вид Пожарная техника — установки газоводяного тушения, обеспечивающие тушение газонефтяных фонтанов смесью отработавших газов турбореактивных двигателей и паров воды.

  Развитие Пожарная техника в СССР идёт в направлении механизации процессов тушения пожаров; использования высокоэффективных огнетушащих средств; максимального облегчения и обеспечения безопасности труда пожарных; создания и внедрения быстродействующих стационарных автоматизированных систем, дающих возможность обнаружить и ликвидировать очаги горения в начальный период их возникновения.

  Для обеспечения безопасности аэродромов, предприятий нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической промышленности применяют специальные виды Пожарная техника, в которых используются высокоэффективные огнетушащие составы на основе галлоидированных углеводородов, инертные газы, порошки, пена средней кратности и мелкораспылённая (туманообразная) вода.

  Промышленностью освоено производство пожарных автоцистерн, автонасосов, насосных станций, автомобилей специальных служб, водопенной аппаратуры и т.д. Например, тяжёлый пожарный автомобиль аэродромной службы (рис. 3), оборудованный насосом производительностью 60 л/сек, лафетным стволом, водопенной аппаратурой и цистерной ёмкостью 11 тыс. л, обеспечивает проведение аварийно-спасательных работ и тушение пожаров самолётов любых типов. Для сев. районов конструируются специальные виды Пожарная техника, обеспечивающие тушение пожаров при температуре воздуха от —50 до 35 °С. Созданы новые виды Пожарная техника для борьбы с пожарами в портах, нефтерезервуарных парках, на ж.-д. узлах, морских нефтяных промыслах, в лесах и на торфопредприятиях. Для тушения лесных пожаров используются пожарные самолёты и вертолёты. Пожарные суда типа «Генерал Гамидов» могут применяться на морских нефтепромыслах в любых погодных условиях.

Рис. 3. Тяжёлый пожарный аэродромный автомобиль АА-60 (543)-160 (СССР). Пожарная техника.

Рис. 3. Тяжёлый пожарный аэродромный автомобиль АА-60 (543)-160 (СССР).

  За рубежом ведущее место в производстве Пожарная техника занимают ГДР и Чехословакия; многолетний опыт в конструировании автолестниц, пожарных автомобилей, мотопомп имеют заводы «Метц» и «Магирус» (ФРГ), «Ангус», «Деннис» и «Симон» (Великобритания) и др.

  На рис. 4 показана 30-метровая пожарная автолестница фирмы «Метц», которая смонтирована на специальных шасси «Фаун»; она обладает повышенной манёвренностью, легка и удобна в управлении. На рис. 5 приведён коленчатый подъёмник, монтируемый на вращающейся платформе фирмы «Симон».

Рис. 4. Пожарная автолестница фирмы «Метц» (ФРГ). Пожарная техника.

Рис. 4. Пожарная автолестница фирмы «Метц» (ФРГ).

Рис. 5. Коленчатый подъёмник фирмы «Симон» (Великобритания). Пожарная техника.

Рис. 5. Коленчатый подъёмник фирмы «Симон» (Великобритания).

  Из зарубежных фирм, производящих автоматические установки извещения и тушения пожаров, одно из ведущих мест занимают фирмы «Симплекс» (США) и «Церберус» (Швейцария).

  П. С. Савельев.

Так же Вы можете узнать о...


Исмаиллы, город (до 1967 — посёлок), центр Исмаиллинского района Азербайджанской ССР.
Курос (греч. kuros), статуя юноши-атлета (преимущественно обнажённого), характерный образец древне-греческой пластики периода архаики.
Моттельсон Бенжамин Рей Моттельсон (Mottelson) Бенжамин (Бен) Рей (р.
Планшет (франц. planchette, буквально — дощечка, уменьшительное от planche — доска), 1) часть мензулы, квадратная доска размером от 40см´ 40см до 60 см´ 60см.
«Северный союз русских рабочих», одна из первых революционных рабочих организаций России.
Трабекулы (лат. trabecula, уменьшительное от trabs — бревно, балка), 1) у позвоночных животных и человека: а) парные части черепа зародыша, закладывающиеся в виде 2 хрящевых тяжей или пластинок кпереди от хорды под основанием переднего мозга.
Чойбалсан Хорлогийн (8.2.1895, Цэцэнханский, ныне Восточный, аймак, — 26.
«Армия и революция», советский ежемесячный научный, военно-политический журнал, издававшийся штабом Украинского военного округа в Харькове с 1921 по 1926.
Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125), великий князь киевский в 1113—25, государственный деятель, военачальник и писатель.
Диспетчер-программа (англ. dispatcher, от dispatch — отправлять по назначению, быстро выполнять), программа, предназначенная для организации и управления ходом работы вычислительной системы.
Квартерон (исп. cuarterоn, португ. quarterao, от лат.
Лоне Луи де Лоне (Launay) Луи де (19.7.1860, Париж, — 30.
Новониколаевка (пос. гор. типа в Днепропетровской обл.) Новониколаевка, посёлок городского типа в Верхнеднепровском районе Днепропетровской области УССР.
Прокариоты доядерные (Prokariota), организмы, не обладающие типичным клеточным ядром и хромосомным аппаратом.
Соколов Егор Тимофеевич [3(14).11.1750—18(30).
Фалькенхайн Эрих фон Фалькенхайн (Falkenhayn) Эрих фон (11.9.1861, замок Бельхау, ныне близ г.