Рембрандт Харменс ван Рейн

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РЕА
РЕБ
РЕВ
РЕГ
РЕД
РЕЕ
РЕЖ
РЕЗ
РЕИ
РЕЙ
РЕК
РЕЛ
РЕМ
РЕН
РЕО
РЕП
РЕР
РЕС
РЕТ
РЕУ
РЕФ
РЕХ
РЕЦ
РЕЧ
РЕШ
РЕЭ
РЕЮ
РЕЯ

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7.1606, Лейден, — 4.10.1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Искусство Рембрандт Харменс ван Рейн отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в которой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени), Рембрандт Харменс ван Рейн писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащенный наблюдениями мастера над современной ему народной жизнью. Как график Рембрандт Харменс ван Рейн являлся неутомимым и оригинальнейшим рисовальщиком и непревзойдённым мастером офорта [технику офорта Рембрандт Харменс ван Рейн часто соединял с применением сухой иглы и достигал, кроме того, живописных эффектов приёмами печати (т. н. затяжка)].

Рембрандт. «Святое семейство». 1654. Эрмитаж, Ленинград. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрандт. «Святое семейство». 1654. Эрмитаж, Ленинград.

Рембрандт. Автопортрет. 1665—67. Музей Вальраф-Рихарц. Кёльн. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрандт. Автопортрет. 1665—67. Музей Вальраф-Рихарц. Кёльн.

Рембрандт. «Еврейская невеста». Около 1666. Фрагмент. Рейксмюсеум, Амстердам. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрандт. «Еврейская невеста». Около 1666. Фрагмент. Рейксмюсеум, Амстердам.

Рембрандт. «Флора». 1634. Эрмитаж, Ленинград. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрандт. «Флора». 1634. Эрмитаж, Ленинград.

Рембрандт. «Фаус». Офорт. Ок. 1652. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрандт. «Фаус». Офорт. Ок. 1652.

Рембрандт. Автопортрет. 1658. Собрание Фрик. Нью-Йорк. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрандт. Автопортрет. 1658. Собрание Фрик. Нью-Йорк.

  Рембрандт Харменс ван Рейн родился в семье мельника. После кратковременного пребывания в Лейденском университете (1620) Рембрандт Харменс ван Рейн всецело посвятил себя искусству. Он учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620—23), затем в Амстердаме у П. Ластмана (1623); около 1625—31 Рембрандт Харменс ван Рейн самостоятельно работал в Лейдене. Ранние картины («Принесение во храм», около 1628—29, Кунстхалле, Гамбург) несколько пестры и мелочны по исполнению, но в них уже есть богатство фантазии, стремление к выразительной передаче эмоций. В 1632 Рембрандт Харменс ван Рейн переселился в Амстердам. Большую роль в дальнейшей жизни и деятельности Рембрандт Харменс ван Рейн сыграло его супружество с Саскией ван Эйленбюрх (1634—42) и Хендрикье Стоффелс (около 1649—63). 1630-е — начальник 1640-х гг. — период наибольшего успеха и личного благополучия мастера. Снискав известность групповым портретом «Урок анатомии доктора Тюлпа» (1632, Маурицхёйс, Гаага), Рембрандт Харменс ван Рейн получал обильные заказы; у него обучались многочисленные ученики. Заказные портреты этих лет отличаются детальной передачей черт лица, одежды, драгоценностей («Проповедник Ансло с женой», 1641, Картинная галерея, Берлин-Далем); в автопортретах и портретах своих близких Рембрандт Харменс ван Рейн писал шире и искал театрализованных эффектов («Автопортрет с Саскией», около 1635, Картинная галерея, Дрезден; см. илл.). В картинах этих лет Рембрандт Харменс ван Рейн нередко отдавал известную дань внешней патетике и динамичности барокко («Ослепление Самсона», 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), но создавал и произведения, проникнутые подлинным драматизмом и демократизмом образов («Снятие со креста», 1634, Эрмитаж, Ленинград), непосредственностью реалистической трактовки («Даная», 1636, там же). К 1630-м гг. относятся его первые пейзажи («Пейзаж с каменным мостом», около 1638, Рейксмюсеум, Амстердам), а также первые капитальные гравюры («Возвращение блудного сына», 1636; автопортрет в берете, 1639). Прибегая к различным техническим приёмам, мастер создал в ранний период многие из своих лучших карандашных рисунков, но чаще всего он обращался к рисунку пером и кистью.

Рембрандт. «Автопортрет с Саскией». Около 1635. Дрезденская картинная галерея. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрандт. «Автопортрет с Саскией». Около 1635. Дрезденская картинная галерея.

Рембрандт. «Даная». 1636. Эрмитаж. Ленинград. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрандт. «Даная». 1636. Эрмитаж. Ленинград.

  Конфликт, назревавший между искусством Рембрандт Харменс ван Рейн и требованиями голландского буржуазного общества, утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642, когда картина «Ночной дозор» (Рейксмюсеум) вызвала протесты заказчиков. Вместо ожидавшегося обычного группового портрета Рембрандт Харменс ван Рейн создал полную героического пафоса сцену выступления гильдии стрелков, по сути дела — историческую композицию, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. С этого момента приток заказов почти прекращается, в мастерской Рембрандт Харменс ван Рейн остаются лишь единичные ученики. На протяжении 1640-х гг. творчество Рембрандт Харменс ван Рейн утрачивает присущие ему ранее черты мажорности, мастер пишет преимущественно спокойные, проникнутые большой теплотой чувства библейские сцены, раскрывая тончайшие оттенки человеческих переживаний («Давид и Ионафан», 1642, «Свыше семейство», 1645, — обе Эрмитаж; «Христос с учениками в Эммаусе», 1648, Лувр, Париж), продолжает работать над портретами («Старик в шлеме», около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем) и пейзажами («Зимний пейзаж», 1646, Картинная галерея, Кассель). Для живописи Рембрандт Харменс ван Рейн этого периода характерны богатство светотени, теплота колорита, в котором преобладают сочетания красных и золотисто-коричневых тонов. Эмоциональной насыщенностью образного строя, тончайшей светотеневой игрой отмечена графика 1640-х гг. (гравюры: «Христос, исцеляющий больных», или т. н. «Лист в сто гульденов», около 1642—46; «Три дерева», 1643, см. илл.).

Рембрандт. «Три дерева». Офорт. 1643. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрандт. «Три дерева». Офорт. 1643.

Рембрандт. «Ночной дозор». 1642. Рейксмюсеум, Амстердам. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрандт. «Ночной дозор». 1642. Рейксмюсеум, Амстердам.

  В композициях 1650-х гг. («Иаков, благословляющий сыновей Иосифа», 1656, Картинная галерея, Кассель) Рембрандт Харменс ван Рейн всё чаще обращается к крупнофигурным сценам, сообщая образам особую ясность и монументальность. В эти годы Рембрандт Харменс ван Рейн создаёт многие из своих наиболее значительных портретов [портреты: Яна Сикса, 1654, см. илл.; сына Титуса за чтением, около 1657, Художественно-исторический музей, Вена; автопортреты (1660, Лувр, Париж, и др.)], в том числе портреты стариков, где воплощены внутренняя красота и мудрость людей, проведших долгую жизнь, полную горестей и лишений (т. н. портрет жены брата Рембрандт Харменс ван Рейн, 1654, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; портрет старика в красном, около 1652—54, Эрмитаж). Графика Рембрандт Харменс ван Рейн 1650-х гг. сходна в основных чертах с современной ей живописью мастера (гравюры: «Слепой Товий», 1651; «Фауст», около 1652; «Три креста», 1653; см. илл.).

Рембрандт. «Кухня». Рисунок. Перо. Кисть. Около 1650. Фрагмент. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрандт. «Кухня». Рисунок. Перо. Кисть. Около 1650. Фрагмент. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Рембрандт. «Слепой Товий». 1651. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрандт. «Слепой Товий». 1651.

Рембрандт. «Три креста». Офорт. 1653. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрандт. «Три креста». Офорт. 1653.

  В 1656 Рембрандт Харменс ван Рейн был объявлен несостоятельным должником; в 1657—58 всё его имущество было продано с аукциона. Рембрандт Харменс ван Рейн перебирается в еврейский квартал Амстердама и там, в стеснённых обстоятельствах, проводит остаток жизни. В последнее десятилетие творчество Рембрандт Харменс ван Рейн достигает наибольших высот и представляет собой как бы синтез всех исканий мастера. В 1661 Рембрандт Харменс ван Рейн была заказана большая историческая картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии («Заговор Юлия Цивилиса», сохранился лишь фрагмент, 1661, Национальный музей, Стокгольм; см. илл.). Это произведение, отличающееся монументальностью и героической мощью замысла, не было принято заказчиками из-за его сурового реализма. К позднему периоду относится также ряд наиболее глубоких и сложных по психологической структуре религиозных композиций Рембрандт Харменс ван Рейн («Ассур, Аман и Эсфирь», 1660, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Возвращение блудного сына», около 1668—69), замечательные своим лаконизмом и силой характеристик портреты («Старейшины суконного цеха, или т. н. синдики», 1662, Рейксмюсеум; «Поэт И. Деккер», 1666, Эрмитаж). В поздних произведениях широкая, свободная живопись Рембрандт Харменс ван Рейн приобретает особую пространственную глубину, а светотень выступает в качестве мощного средства композиционного построения и раскрытия психологических коллизий. Поздним рисункам Рембрандт Харменс ван Рейн (исполненным преимущественно тростниковым пером) присущи предельная меткость наблюдений, выделение основных, наиболее характерных особенностей натуры. Хотя из непосредственных учеников Рембрандт Харменс ван Рейн лишь немногие (например, К. Фабрициус и А. де Гелдер) сумели органически воспринять его творческие принципы, реалистическое новаторство произведений Рембрандт Харменс ван Рейн сделало его одним из влиятельнейших художников в истории мирового искусства.

<a target=<a target=Рембрант. Автопортрет. 1660. Лувр. Париж. Рембрандт Харменс ван Рейн." alt="Рембрант. Автопортрет. 1660. Лувр. Париж." Рембрандт Харменс ван Рейн." alt="Рембрант. «Заговор Юлия Цивилиса». 1661. Национальный музей. Стокгольм."

Рембрант. Автопортрет. 1660. Лувр. Париж. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрант. Автопортрет. 1660. Лувр. Париж.

Рембрант. «Заговор Юлия Цивилиса». 1661. Национальный музей. Стокгольм.

«Синдики». 1662. Рейксмюсеум, Амстердам. Рембрандт Харменс ван Рейн.

«Синдики». 1662. Рейксмюсеум, Амстердам.

 

  Лит.: Ровинский Д., Полное собрание гравюр Рембрандта..., т. 1—[4], СПБ, 1890; Гаман Рембрандт Харменс ван Рейн, Рембрандт. Гравюры, пер. с нем., [М.], 1924; О Рембрандте. [Сб.], М. — Л., 1936; [Линник И.], Рембрандт ван Рейн. 1606—1669. [Альбом], М., 1956; Ротенберг Е., Рембрандт Гарменс ван Рейн, [М., 1956]; Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII в., [Сб.], М., 1970: Рембрандт Гарменс ван Рейн, Картины художника в музеях Советского Союза. [Альбом. Авт. текста К. С. Егорова], Л., 1971; её же, Портрет в творчестве Рембрандта, М., 1975; Лазарев В. Н., Рембрандт портретист, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974, с. 157—201; Bode W., Hofsted е de Groot С., L’oevre complète de Rembrandt, v. 1—8, P., 1897—1906; Hind A. М,, Rembrandt's etchings, v. 1—2, L., 1923; Neumann K., Rembrandt, Bd 1—2, 4 Aufl., Münch., 1924; Weisbach W., Rembrandt, B. — .Lpz., 1926: Benesch О. [ed.]. The drawings of Rembrandt. Catalogue, v. 1—6, L., [1954—57]; его же, Rembrandt, [Gen., 1957]; Rosenberg J., Rembrandt, v. 1—2, L., [1964]; Bredius A., Gerson H., Rembrandt's paintings, L., 1969; White C., Rembrandt as an etcher, v. 1—2, L. — University Park, [1969].

Рембрадт. Портрет Яна Сикса. 1654. Собрание Сикса. Амстердам. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Рембрадт. Портрет Яна Сикса. 1654. Собрание Сикса. Амстердам.

  М. В. Доброклонский.

Так же Вы можете узнать о...


Завадский Сильвестр Завадский (Zawadzki) Сильвестр (р. 19.10.1921, Варшава), польский учёный-юрист.
Кар (нем. Kar), цирк, кресловина, естественное чашеобразное углубление в привершинной части гор, с крутыми скалистыми стенами и пологовогнутым днищем.
Космонавтика (от космос и греч. nautikе искусство мореплавания, кораблевождение), полеты в космическом пространстве; совокупность отраслей науки и техники, обеспечивающих освоение космоса и внеземных объектов для нужд человечества с использованием разного рода космических летательных аппаратов включает проблемы: теории космических полетов — расчеты траектории и др.
Лох-Несс (Loch Ness), озеро на С. Великобритании, в Шотландии.
Монастир, город на В. Туниса, в вилайете Сус, на побережье Средиземного моря.
Октант (угломерный инст-т) Октант (от лат. octans — восьмая часть окружности), октан, угломерный инструмент, основной частью которого является дуга, составляющая восьмую часть круга, разделенная на градусы и доли градуса.
Подобия теория, учение об условиях подобия физических явлений.
Ретиноспора (Retinospora, Retinispora), используемая в декоративном садоводстве своеобразная форма хвойных растений семейства кипарисовых с характерной игольчатой, отклоненной от веток хвоей, не свойственной взрослым растениям этого семейства.
Скоропадский Павел Петрович [3(15).5.1873, Висбаден, — 26.
Тебриз, Тавриз, город на северо-западе Ирана, административный центр провинции Восточный Азербайджан.
Феодальный строй, см. Феодализм.
Чернышёв Александр Иванович [30.12.1785 (10.
Яманаси, префектура в Японии, в центральной части о.