Ренуар Пьер Огюст

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РЕА
РЕБ
РЕВ
РЕГ
РЕД
РЕЕ
РЕЖ
РЕЗ
РЕИ
РЕЙ
РЕК
РЕЛ
РЕМ
РЕН
РЕО
РЕП
РЕР
РЕС
РЕТ
РЕУ
РЕФ
РЕХ
РЕЦ
РЕЧ
РЕШ
РЕЭ
РЕЮ
РЕЯ

Ренуар (Renoir) Пьер Огюст (25.2.1841, Лимож, — 17.12.1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма. С 1845 жил в Париже. С 1854 расписывал изделия из фарфора, шторы и веера. В 1862—64 учился в Школе изящных искусств и в мастерской Ш. Глейра, где сблизился с К. Моне, А. Сислеем и Ф. Базилем. В ранних работах Ренуар Пьер Огюст с их плотным письмом и чёткой очерченностью форм заметно влияние Г. Курбе и Э. Мане (портрет четы Сислей, 1868, Музей Вальраф-Рихарц, Кельн). На рубеже 1860—70-х гг. Ренуар Пьер Огюст переходит к живописи на пленэре, естественно и органично включая человеческую фигуру в изменчивую свето-воздушную среду («Купание на Сене», 1869, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Его палитра светлеет, письмо становится прозрачным, мазок — вибрирующим, колорит насыщается тонкими рефлексами, смягчёнными контрастами тёплых по тону теней и богатых серебристо-жемчужными оттенками освещенных зон («Ложа», 1874, Институт Курто, Лондон). В отличие от большинства импрессионистов, Ренуар Пьер Огюст (как и Э. Дега) интересует прежде всего индивидуальность человека — в его единстве с природой, в живом общении с другими людьми, в случайных жизненных ситуациях. Он фиксирует тончайшие нюансы настроения модели (портрет В. Шоке, 1876, частное собрание, США), выявляет эмоциональность артистической натуры (этюд к портрету актрисы Ж. Самари, 1877, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва) и непосредственность юного характера («Мадмуазель Гримпель с голубой лентой», 1880, частное собрание, Париж). И в портретах и в жанровых композициях Ренуар Пьер Огюст стремится подчеркнуть ощущение полноты бытия. Его привлекает праздничная сторона городской жизни — балы, танцы, прогулки с их динамикой и пестротой персонажей («Мулен де ла Галет», 1876, Музей импрессионизма, Париж), сцены безмятежного отдыха («После обеда», 1879, см. илл.). Однако эпизоды, кажущиеся выхваченными Ренуар Пьер Огюст из потока жизни, фрагментарными, по сути лишены эффекта мимолётного события, как бы замедлены, продлены во времени, всегда композиционно уравновешены. Особым обаянием проникнуты женские образы Ренуар Пьер Огюст; различные по внутренней характеристике, они сходны между собой внешне (миндалевидный разрез глаз, округлость лиц, плавность силуэтов), словно отмечены общей печатью среды и эпохи («Зонтики», 1879, Национальная галерея, Лондон; «Девушки в чёрном», 1883. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Современный тип женской красоты Ренуар Пьер Огюст утверждает и в изображении обнажённой натуры, достигая редкой изысканности карнации (построенной на сочетании основного золотистого тона и зеленовато-голубых рефлексов), мягкой и гибкой пластичности в трактовке нагого тела («Нагая женщина, сидящая на кушетке», 1876, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). С 1880-х гг. Ренуар Пьер Огюст всё более тяготеет к классической ясности образов (в 1881—82 он посещает Италию), в его живописи нарастают черты декоративизма, формы ограничиваются контуром, моделировка объёмов становится жёсткой, в колорите преобладают оранжево-розовые тона.

<a target=О. Ренуар. Автопортрет. Автолитография. 1915. Ренуар Пьер Огюст." alt="О. Ренуар. «После обеда». 1879. Штеделевский художественный институт. Франкфурт-на-Майне."

О. Ренуар. Автопортрет. Автолитография. 1915. Ренуар Пьер Огюст.

О. Ренуар. Автопортрет. Автолитография. 1915.

О. Ренуар. «После обеда». 1879. Штеделевский художественный институт. Франкфурт-на-Майне.

О. Ренуар. «Нагая женщина, сидящая на кушетке». 1876. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. Ренуар Пьер Огюст.

О. Ренуар. «Нагая женщина, сидящая на кушетке». 1876. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

  Лаконизмом и лёгкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Ренуар Пьер Огюст Скульптурные работы Ренуар Пьер Огюст (главным образом начала 1900-х гг.) стилистически сближаются с произведениями А. Майоля («Венера», бронза, 1914—16, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Жизнерадостное, глубоко гуманистическое творчество Ренуар Пьер Огюст оказало значительное воздействие на развитие реалистического искусства 20 в.

 

  Лит.: Воллар А., Ренуар, [пер. с франц., вступ. ст. А. В. Луначарского], Л., 1934; О. Ренуар. [Альбом. Вступ. ст. М. Прокофьевой, М., 1966]; Вельчинская И., Ренуар. [Альбом], М., [1970]; Rivière G., Renoir et ses amis, P., 1921; Renoir J., Renoir, P., 1962 (рус. пер. — М., 1970).

  В. А. Калмыков.

Так же Вы можете узнать о...


Апелляционный суд, в буржуазных государствах судебный орган по пересмотру дел, решения и приговоры по которым ещё не вступили в законную силу (см.
Бейсуг, река в Краснодарском крае РСФСР, впадает в Азовское море через лиманы Лебяжий и ский.
Булич Сергей Константинович [27.8(8.9).1859, Казань, — 1921, Петроград], русский языковед и историк музыки.
Водяная чума, водное растение семейства водокрасовых; то же, что элодея.
Герпетология (от греч. herpeton — пресмыкающееся и .
Дадиани Шалва Николаевич [9(21).5.1874, Зестафони, — 15.
Дубов Николай Иванович [р. 22.10(4.11).1910, Омск], русский советский писатель.
Ивановский Александр Викторович [17(29).11.1881, Казань, — 11.
Канопус ,a Киля, звезда 0,75 визуальной звёздной величины, светимость в 7800 раз больше солнечной, расстояние от Солнца 160 парсек.
Козьма Прутков, коллективный псевдоним группы русских писателей — А.
Кромвель Оливер Кромвель (Cromwell) Оливер (25.4.1599, Хантингдон, — 3.
Линна Вяйнё Валттери Линна (Linna) Вяйнё Валттери (р. 20.12.1920, деревня Урьяла), финский писатель.