Румыния XIII. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РУА
РУБ
РУВ
РУГ
РУД
РУЖ
РУЗ
РУИ
РУК
РУЛ
РУМ
РУН
РУО
РУП
РУР
РУС
РУТ
РУУ
РУФ
РУХ
РУЦ
РУЧ
РУШ
РУЩ
РУЭ

XIII. Литература

Обрядовые песни и особый жанр лирической песни — дойна, гайдуцкие или древние песни, баллады, припевки, которыми часто сопровождаются танцы, сказки волшебные, бытовые, сказки про зверей, народные анекдоты, пословицы и поговорки, — всё это долгое время являлось единственной формой национальной литературы и средством совершенствования национального языка, на который значительное влияние оказали славяне: от них была воспринята православная религия. Старославянский язык, как язык официальной церкви, принёс с собой и алфавит (кириллица). Самый ранний памятник письменности — письмо боярина Някшу из Кымпулунга (1521). В начале 16 в. появилось и первое произведение светского содержания — дидактическая книга «Слова назидательные воеводы валашского Иоанна Нягойя к сыну Феодосию». В том же веке сделаны и первые переводы церковных книг на румынский язык («Псалтырь Шкейяну», «Воронецкая псалтырь», «Палея из Орэштия», 1582, и др.), чему способствовала переводческая и типографская деятельность дьякона Кореси, молдавских митрополитов Варлаама (около 1590 — 1657) и Досифея (Дософтея) (1624—93), боярина Удриште Нэстурела (около 1596 — 1657). Значительную роль в становлении языка, а впоследствии и литературы — как источники тем и даже стилистических образцов — сыграли летописи и хроники молдаван Григоре Уреке (1590—1647), Мирона Костина (1633—91), Йона Некулче (1672—1745), Константина Кантакузино (около 1650 — 1716) и др. Крупнейшим представителем гуманизма был молдавский господарь Д. Кантемир (1673—1723). Большую просветительскую деятельность развивала так называемая трансильванская (ардялская) школа (С. Мику-Клейн, 1745—1806, Г. Шинкай, 1754—1816, П. Майор, около 1761 — 1821).

Румыния. Церковь «Трех святителей» в г. Яссы. 1639. Румыния.

Румыния. Церковь «Трех святителей» в г. Яссы. 1639.

  В конце 18 — начале 19 вв. зародилась художественная литература. Творчество первых поэтов (Ш. Иоанн, И. Копилул, М. Милло и др.), авторов рифмованных хроник и лирических стихов, подражающих религиозным образцам, подготовило поэтическое творчество Енэкицэ, Алеку и Николае Вэкэреску, К. Копаки (1778—1849). Трансильванский поэт этого периода — Й. Будай-Деляну (около 1760 — 1820), автор «героико-комико-сатирической» поэмы «Цыганиада» (1875—76).

  Попутно с ростом антитурецкого национально-освободительного движения в 1-й половине 19 в. вызревали идеи национального единства и освобождения. Они стали основными требованиями революций 1848—49. Всё это активизировало просветительское движение, придало литературе романтическую направленность. Романтизм периода национального возрождения характеризуется стремлением сформулировать и выразить прогрессивные социальные идеи, общественной активностью; к этому времени относится создание учебников, выпуск первых газет (Й. Элиадс-Рэдулеску, 1802—72, в Валахии; Г. Асаки, 1788—1869, в Молдове; Г. Барициу, 1812—93, в Трансильвании), организация просветительских литературных обществ, создание национального театра. Литература вступила в фазу бурного развития. Любовная лирика, сатирическая и даже политическая басня, баллады, новеллы, комедии нравов — такова жанровая широта романтизма национального возрождения в предреволюционную и послереволюционную эпоху, когда литература часто сохраняла внешние жанровые формы, выработанные европейским, в частности французским, классицизмом и просветительством.

  Романтизм утверждался в 30—40-е гг. в творчестве В. Кырловы (1809—31), Г. Александреску (1810—85), Д. Болинтиняну (1819—72), В. Александри (1821—90), К. Негруцци (1808—68), А. Руссо (1819—1859). Как и все романтики, румынские писатели этого направления уделяли особое внимание фольклору и национальной истории. А. Панн (1796 или 1797—1854) издал «Сборник пословиц, или Сказ слова» (1847), В. Александри — первое собрание народных песен (1852), М. Когэлничану (1817—91) собирал и публиковал летописи. Румынский романтизм, вдохновлявшийся идеально воспринятыми понятиями свободы и равенства, после 1848 от утверждения буржуазного миропорядка перешёл к резкой его критике в творчестве позднего В. Александри (феерия «Синзиана и Пепеля», 1883), в поэзии и публицистике М. Эминеску (1850—89; «Император и пролетарий», «Жизнь», «Наша молодёжь», цикл «Посланий», 1881).

Румыния. Сцена из спектакля «Источник Бландузии» В. Александри. Театр Армии. Бухарест. 1955. Румыния.

Румыния. Сцена из спектакля «Источник Бландузии» В. Александри. Театр Армии. Бухарест. 1955.

  Провозглашение единого национального государства (1862) и освобождение от турецкого господства (1878) заострили общественное внимание на положении крестьянина, оттенили «несовершенства» буржуазной системы, что уже в 50-е гг. способствовало формированию реализма (Н. Филимон, 1819—65), представителями которого в 70—80-е гг. стали Й. Л. Караджале (1852—1912), Й. Крянгэ (1837—89), Дж. Кошбук (1866—1918), И. Славич (1848—1925), Б. Делавранча (1858—1918) и др. В русле реализма формировалось творчество М. Садовяну (1880—1961), Й. Агырбичану (1882—1963) и др. Обострение социальных противоречий в последней четверти 19 в. породило в литературной критике, с одной стороны, консервативную позицию Т. Л. Майореску (1840—1917), с другой — требование «тенденциозного», т. е. идейного искусства, которое в журнале «Контемпоранул» отстаивал К. Доброджану-Геря (1855—1920). Вспышка романтизма уже с социалистической окраской (К. Милле, 1861—1927, Д. Т. Некулуцэ, 1859—1904) в такой аграрной стране, как Румыния, не могла быть продолжительной и угасла в самом начале 20 в. Эволюция взглядов на крестьянство от попоранизма (рубеж 19—20 вв.; журнал «Вьяца ромыняска» выдвигал принцип моральной ответственности перед крестьянством и требовал от литературы правдивого отображения его бедственного положения) через «сэмэнэторизм» (начало 20 в.; журнал «Сэмэнэторул» рассматривал крестьянство как единственный «позитивный класс») к «гындиризму» (20—30-е гг.; журнал «Гындыря» сделал крестьянское мироощущение опорой для проповеди мистицизма и национализма) не поколебала гуманистических основ реалистической литературы, её критические позиции по отношению к буржуазно-помещичьему обществу. После 1-й мировой войны 1914—18 эта критическая позиция упрочилась в творчестве М. Садовяну (роман «Улица Ляпушняну», 1921; сборник новелл «На постоялом дворе Анкуцы», 1928; роман «Секира», 1930, и др.), Л. Ребряну (1885—1944; романы «Ион», 1920; «Лес повешенных», 1922; «Восстание», 1932), К. Петреску (1894—1957; романы «Последняя ночь любви — первая ночь войны», 1930; «Прокрустово ложе», 1935), Ч. Петреску (1892—1961; романы «Затемнение», 1927; «Улица Победы», 1931, и др.), Гортензия Пападат-Бенджеску (1876—1955; роман «Концерт из произведений Баха», 1927), Дж. Кэлинеску (1899—1965; роман «Загадка Отилии», 1938) и других писателей. Более отчётливо проявившие себя в поэзии представители символизма и экспрессионизма также противостояли буржуазно-помещичьему миропорядку. Их характеризуют антимонархизм (Ал. Мачедонский, 1854—1920), явно выраженная симпатия к рабочему классу (Дж. Баковия, 1881—1957), пантеизм (Л. Блага, 1895—1961), поиски этического идеала (Т. Аргези, 1880—1967).

Румыния. Сцена из спектакля «Потерянное письмо» Й. Л. Караджале. Национальный театр им. Й. Л. Караджале. Бухарест. 1948. Румыния.

Румыния. Сцена из спектакля «Потерянное письмо» Й. Л. Караджале. Национальный театр им. Й. Л. Караджале. Бухарест. 1948.

Румыния. Сцена из спектакля «Закат солнца» Б. Делавранчи. Национальный театр им. Й. Л. Карджале. Бухарест. 1974. Румыния.

Румыния. Сцена из спектакля «Закат солнца» Б. Делавранчи. Национальный театр им. Й. Л. Карджале. Бухарест. 1974.

Румыния. Сцена из спектакля «Медея» Сенеки. Национальный театр им. Й. Л. Караджале. Бухарест. 1975. Румыния.

Румыния. Сцена из спектакля «Медея» Сенеки. Национальный театр им. Й. Л. Караджале. Бухарест. 1975.

Румыния. Сцена из спектакля «Восстание» Г. Думитреску. Театр оперы и балеты. Бухарест. 1959. Румыния.

Румыния. Сцена из спектакля «Восстание» Г. Думитреску. Театр оперы и балеты. Бухарест. 1959.

Румыния. Кадр из фильма «Лес повешенных». Реж. Л. Чулей. 1962. Румыния.

Румыния. Кадр из фильма «Лес повешенных». Реж. Л. Чулей. 1962.

  В 30-е гг. зародилась пролетарская литература (А. Сахия, 1908—37, «СССР сегодня», 1935; Дж. Богза, р. 1908, «Трагедия народа басков», 1937) и «левая», тяготеющая к пролетарским идеалам поэзия (М. Бенюк, р. 1907; Э. Жебеляну, р. 1911; М. Румыния Параскивеску, 1911—1971). Антибуржуазная настроенность румынской литературы, усиленная антифашистскими и антивоенными настроениями, способствовала её переходу на позиции социалистического реализма. После освобождения страны от фашизма (1944) новые идеи и новая жизнь нашли отражение в творчестве писателей старшего поколения: Садовяну (повесть «Митря Кокор», 1949; роман «Никоарэ Подкова», 1952), К. Петреску (роман «Человек среди людей», т. 1—3, 1953—57), Ч. Петреску (роман «Люди вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня», 1955), а также поэтов и прозаиков, начинавших свой путь в 20—30-е гг.: Бенюка, З. Станку (1902—74), Жебеляну, Параскивеску, В. Теодореску (р. 1909). В атмосфере строительства социалистического общества формируется творчество Э. Камилара (р. 1910), Т. Поповича (р. 1930), М. Преды (р. 1922), Э. Барбу (р. 1924), Л. Фулги (р. 1916), Марии Бануш (р. 1914), М. Драгомира (1919—64), Румыния Боуряну (р. 1906), М. Давидоглу (р. 1910), Лучии Деметриус (р. 1910), А. Баранги (р. 1913), Х. Ловинеску (р. 1917) и других прозаиков, поэтов, драматургов. В 1949 основан Союз писателей, призванный объединить творческие силы на марксистской идейно-эстетической платформе. На рубеже 50—60-х гг. выдвинулось новое поколение: прозаики — Д. В. Попеску (р. 1935), Ф. Нягу (р. 1932), Н. Веля (р.1936); поэты — Н. Стэнеску (р. 1933), М. Сореску (р. 1936), Ана Бландиана (р. 1942) и др. С середины 60-х гг. в румынской литературе обозначается тенденция к постановке разных морально-этических проблем, к углублённому психологическому анализу на основе раскрытия индивидуального мировосприятия, художественного символизирования и мифологизирования, лиризации прозы. Эта тенденция в той или иной степени нашла выражение в творчестве Ш. Бэнулеску (р. 1929), Ф. Нягу, А. Ивасюка, М. Преды, З. Станку, Н. Стэнеску, Ч. Балтага, И. Каройона, В. Теодореску и др. В СРР, кроме литературы на румынском языке, существуют литературы на венгерском и немецком языках. Издаются специальные журналы: «România literară», «Viaţa românească» и др.

  Литературоведение. Его начало было положено статьей Когэлничану «Румынский или Валашский язык и литература» (1837). Т. Майореску пропагандировал лозунг «искусство для искусства». В 80-е гг. Доброджану-Геря, полемизируя с Майореску, утверждал эстетическую концепцию, сочетавшую детерминистские положения И. Тэна с идеями русских революционных демократов об общественном назначении искусства. В дальнейшем эстетику реализма отстаивали Г. Ибрэиляну (1871—1936; «Критицизм в румынской культуре», 1909) и автор работ по истории румынской литературы Н. Йорга (1871—1940), рассматривавший её как важный фактор, объединяющий нацию, что послужило идейной основой сэмэнэторизма. Оппозицию Йорге составлял Э. Ловинеску (1881—1943) — наследник «эстетизма» Майореску и теории подражания Г. Тарда, сторонник активного восприятия опыта других литератур. Кэлинеску в «Истории румынской литературы с зарождения до наших дней» (1941) рассматривает историю литературы как эпопею развития литературных жанров и личных судеб писателей в их взаимосвязи. Проблемами теории литературы, эстетики, стилистики и философии искусства занимались Т. Виану (1897—1964), М. Раля (1896—1964). Основы марксистской науки о литературе заложены в 20—30-х гг. Современное литературоведение и критика пересматривают с марксистских позиций литературное наследие, анализируют современное литературное творчество (работы Ш. Чокулеску, р. 1902; А. Пиру, р. 1917; О. Крохмэлничану, р. 1922; И. Яноши, р. 1928; П. Корня, р. 1924; Д. Мику, р. 1928, и др.).

Румыния. Жилой дом в Бухаресте. Начало 1970-х гг. Румыния.

Румыния. Жилой дом в Бухаресте. Начало 1970-х гг.

 

  Лит.: Курс лекций по истории зарубежных литератур XX в., [М.], 1956; Кожевников Ю. А., Попоранизм и проблема влияния русской литературы на румынскую, в сборнике; Славянские литературы, М., 1963; его же, Становление социалистического реализма в румынской литературе и творчество А. Сахии, в кн.: Национальные традиции и генезис социалистического реализма (в литературах стран народной демократии), М., 1965; его же, М. Эминеску и проблема романтизма в румынской литературе XIX в., М., 1967; Румынско-русские литературные связи 1-й половины XIX — начала XX века, М., 1964; Двойченко-Маркова Е. М., Русско-румынские литературные связи в 1-й половине XIX в., М., 1966; Гацак В. М., Восточно-романский героический эпос, М., 1967; Călinescu G., Istoria literaturii române, Buc., 1941; Piru Al., Literatura română veche [Buc., 1961]; его же, Literatura română premodarnă. Buc., 1964; Cornea P., Păcurariu D., Curs de istoria literaturii române moderne, Buc., 1962; Tradiţii ale criticii literare marxiste din Romănia, 1930—1940; Studii şi antologie de lleana Vrancea, Buc., 1962; Istoria literaturii române, v. 1—3, Buc., 1964—73; Crohmălniceanu Ov. S., Literatura românăîntre cele două războaie, v. 1—2, Buc., 1972—74; Popa M., Dicţionar de literatura română contemporană, 1971; Adamescu G., Contribuţiune la bibliografia românesca, v. 1—3, Buc., 1921—28; Bibliografia literaturii române, 1948—60, Sub. red. acad. T. Vianu, Buc., 1965.

Румыния. Гостиница «Перла» в г. Мамая. 1962. Архитектор М. Лауриан. Румыния.

Румыния. Гостиница «Перла» в г. Мамая. 1962. Архитектор М. Лауриан.

  Ю. А. Кожевников.

Румыния (România), Социалистическая Республика Румыния, СРР (Republica Socialistă România).

Государственный герб. Румыния. Румыния.

Государственный герб. Румыния.

Флаг государственный. Румыния. Румыния.

Флаг государственный. Румыния.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Румынская коммунистическая партия, Фронт социалистического единства, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Шпитальный Борис Гавриилович [25. 7(7.8). 1902, Ростов-на-Дону, — 6.
Эксплуатационная мощность двигателя, мощность, которую двигатель развивает в течение большей части времени эксплуатации.
Эрланга формулы, формулы массового обслуживания теории, выражающие стационарную вероятность отказа для систем с потерями.
Ян Чжэнь-нин Янг Ян Чжэнь-нин, Янг (Yang) (р. 22.9.1922, Хэфэй, провинция Аньхой), китайский физик: работает в США.
Агробиоценоз (от агро..., греч. bios — жизнь и koinos — общий), сообщество организмов в посевах и посадках культурных растений; одна из широко распространённых форм вторичных биоценозов.
Али-Байрамлы, город (до 1954 — посёлок) в Азербайджанской ССР, на Ширванской равнине.
Андрей Боголюбский (около 1111 — 1174), князь владимиро-суздальский с 1157, сын Юрия Долгорукого, который и посадил А.
Армориканская возвышенность, Армориканские горы (Massif armoricain), возвышенность на северо-западе Франции, на полуостровах Бретань и Котантен.
Аче (народ в Индонезии) Аче, народ в Индонезии, см. Ачинцы.
Барков Иван Семенович (по др. данным, Степанович) (родился около 1732 — умер 1768, Петербург), русский поэт и переводчик.