Сектантство (религ.)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЕА
СЕБ
СЕВ
СЕГ
СЕД
СЕЗ
СЕИ
СЕЙ
СЕК
СЕЛ
СЕМ
СЕН
СЕП
СЕР
СЕС
СЕТ
СЕУ
СЕФ
СЕХ
СЕЦ
СЕЧ
СЕШ
СЕЯ

Сектантство религиозное (лат. secta — школа, учение, от sequor — следую), общее название различных религиозных групп, общин и объединений, отделившихся от господствующих направлений в буддизме, исламе, иудаизме, христианстве и других религиях и находящихся в оппозиции к ним. Сектантство (религ.) возникло как форма демократического движения, выражавшего в религиозной оболочке социальный протест против господствовавшего строя, но в ходе общественного развития переродилось в своеобразные буржуазные церкви (на Западе — преимущественно протестантские, см. Протестантизм), играющие глубоко реакционную роль в современном обществе.

  Религиозная секта в докапиталистических формациях — вид социальной общности, которая сплачивала верующих на основе равенства, единства чувств, убеждений и борьбы (облекавшейся в религиозные формы) с господствующими классами. Секты обычно не имели своего аппарата духовной власти, общеобязательных догматических систем, устойчивой обрядности. В мессианских сектах, распространённых в Римской империи в первые века н. э., формировалось христианство как религиозно-общественное движение рабов и других бесправных слоев населения, которое после ряда модификаций стало государственной церковно-организованной религией. Позднее, в средневековье, от христианской церкви отделялись секты, ставшие ей враждебными и влившиеся в Западной Европе в период Реформации в народное движение, которое положило конец безраздельному господству католицизма. В других религиях образование сект являлось также результатом отделения от господствующей религии оппозиционных направлений, выражавших стихийный социальный протест народных масс против классовой эксплуатации и иноземного господства. Так, секты брахманизма отражали недовольство свободных общинников, разорявшихся и порабощавшихся в условиях образования классовых государств. Ранние секты иудаизма (ессеи, сикарии и др.) в той или иной форме отражали возмущение трудящихся растущим социальным гнётом римской и местной знати, выступали с осуждением рабства и социального неравенства. Антифеодальными по своей социальной направленности были секты исмаилитов, карматов, хариджитов и др. в средневековом исламе; ваххабитов, махдистов (см. Махди), бабидов (см. Бабизм) — в исламе нового времени; саббатиан, франкистов, хасидов — в иудаизме нового времени. Однако в силу ограниченности Сектантство (религ.) как религиозные формы социального протеста, разнородности поначалу объединяемых в нём элементов в ходе исторического развития сами секты перерождаются, в них выявляются внутренние противоречия, происходит «оцерковление» Сектантство (религ.) Эволюция социальной роли Сектантство (религ.) и его форм зависела от путей развития капитализма в отдельных регионах и странах, от сохранения больших или меньших пережитков крепостничества в экономике, социально-политическом строе и общественном сознании. Так, в общественно-экономических условиях России 18 — 2-й половине 19 вв. Сектантство (религ.) продолжало оставаться выражением политического протеста, в то время как в развитых капиталистических странах Запада оно всё меньше играло роль демократического движения, всё больше эволюционируя в буржуазно-протестантские церкви. Секты, приспособившиеся на З. к новым условиям, представляют собой разновидность буржуазно-протестантских церквей. В области религиозных воззрений ряд сект широко проповедует эсхатологию, хилиазм (адвентисты, иеговисты), мистико-экстатические формы культа (пятидесятники). Наиболее распространёнными формами Сектантство (религ.) (точнее, «оцерковленных» сект) во 2-й половине 20 в. в Европе и Америке являются: методисты, баптисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, иеговисты («свидетели Иеговы»).

  В развитых капиталистических странах Сектантство (религ.), отвлекающее народные массы от политической борьбы, подменяющее социальный протест религиозным утешением, имеет реакционный характер. В колониальных и зависимых странах в ряде случаев Сектантство (религ.) переплетается с народно-освободительной борьбой против колониализма. Так, в Южном Вьетнаме немалую роль в борьбе против колониалистов играли сложившиеся после 2-й мировой войны 1939—45 «синкретические секты», сочетающие некоторые черты христианства, буддизма и даосизма.

  Сектантству в России предшествовали антифеодальные еретические движения 14—16 вв. (см. Ереси). После возникновения во 2-й половине 17 в. раскола в конце 17 в. появляется секта христововеров (хлыстов). Христововерие отличалось строгими требованиями аскетизма и мистико-экстатическим культом. Т. н. священные, а тем более церковные книги были отвергнуты. Наиболее крайним крылом христововерия явилась секта скопцов, появившаяся в конце 18 в. и проповедовавшая крайний аскетизм.

  В 60-х гг. 18 в. из рядов христововерия вышло учение «духовного христианства», которое вскоре после своего возникновения разделилось на две группы: духоборы и молокане. «Духовное христианство» звало к устроению на земле «царства божия», основанного на равенстве людей и общности имуществ. Социальных принципов «духовного христианства» наиболее последовательно придерживались духоборы. Молокане в основу своего учения клали Библию, в толковании которой у них имелись элементы рационализма. В начале 19 в. в их среде выделился «донской толк», пытавшийся приспособить молоканство к православию и прийти к соглашению с самодержавием. Появилось в молоканстве течение, придерживавшееся идей утопического социализма. В 30—50-х гг. 19 в. из молокан выделились прыгуны. В середине 19 в. на юге Украины возник штундизм в виде ряда сект, близких к баптизму. В 80—90-х гг. 19 в. в среде духоборов, расселённых в Закавказье, произошёл раскол на «Большую партию», объединявшую трудовые низы духоборов, и «Малую партию», состоявшую преимущественно из зажиточных элементов. В результате преследований церкви и царизма, особенно суровых по отношению к духоборам, значительная часть их была вынуждена эмигрировать в Канаду в 1898—1900.

  При всём различии между собой учений и культа рус. религиозных сект их объединял до крестьянской реформы 1861 протест против порабощения человека человеком. Отсюда значение, которое было придано в сектантских учениях человеку, его этике, деятельности, способности собственными силами осуществить «царство божие» на земле. Всем этим идеология Сектантство (религ.) обязана была крестьянскому демократизму своих участников. Развитие капиталистических отношений в пореформенный период сопровождалось оживлением религиозных настроений и исканий. Но новые условия общественного развития привели к кризису всех направлений Сектантство (религ.) Идея «царства божия» на земле уступила идее «небесной отчизны». Этика «добрых дел» как средство достижения и осуществления идеала «справедливости» сменялась учением о всесилии божественного промысла, об извечной предопределённости человеческих судеб.

  С конца 60-х гг. 19 в. в Россию проникает баптизм, а в 80-х гг. 19 в. — адвентизм. Их распространение особенно характерно для наиболее капиталистически развитых районов — Украины, Юга России, Прибалтики. Позднее в северо-западных и центральных губерниях распространяется разновидность баптизма — евангельские христиане. В дореформенных сектах возникают новообразования, устанавливающие своеобразный церковный строй и придающие своим учениям характер догматических систем, строго обязательных для верующих (Старый Израиль, Новый Израиль в христововерии, христиане евангелического исповедания в молоканстве). Баптизм, евангельское христианство, адвентизм являлись религиозными течениями, реакционными по форме и содержанию, растворявшими социальный протест демократических элементов. Они стали просто небольшими религиозными организациями, конкурировавшими с православной церковью, а не антагонистичными ей. В то же время различные религиозные и государственные преследования сектантов в дореволюционной России содействовали сохранению о них представления в отсталых группах трудящихся как о противниках официальной церкви. В конце 19 — начале 20 вв. появились различные секты, проповедовавшие религиозное трезвенничество.

Накануне Октябрьской революции 1917 в России было до 1 млн. сектантов, из них до 200 тыс. баптистов, евангельских христиан, адвентистов. Руководители Сектантство (религ.) встретили Октябрьскую революцию враждебно, боролись против Советской власти в годы Гражданской войны 1918—20. Некоторые секты оказывали сопротивление коллективизации сельского хозяйства, выступали против многих мероприятий социалистические государства. Религиозное изуверство, проявлявшееся в деятельности ряда сект (пятидесятники, скопцы, хлысты и др.), было запрещено законом. Отделение церкви от государства и гарантированная Конституцией свобода совести поставили сектантские организации в равное положение со всеми религиозными культами и лишили их былой репутации как противников господствующей православной церкви. Под давлением рядовых верующих многие секты и их руководители в середине 20-х гг. заявили о лояльном отношении к Сов. власти. Численность сектантов в СССР по сравнению с дореволюционным временем резко снизилась. Дореформенные секты, как и их позднейшие разновидности — молоканство, духоборчество, христововерие, скопчество, субботничество, Старый и Новый Израиль, потеряли основную массу последователей. Наблюдавшийся в начале 40 — начале 50-х гг. рост баптизма, адвентизма, пятидесятничества, как и распространение секты «Общество свидетелей Иеговы» (преимущественно в западных областях Украины и Белоруссии), затем приостановился. В социально-демографической структуре этих сект происходят изменения, выявляющие ущербную тенденцию в их развитии: по сравнению с 20-ми гг. численность молодёжи снизилась вдвое; также вдвое уменьшилась доля мужчин; среди сектантов втрое сократилось число лиц, непосредственно участвующих в общественно-производительном труде. Хотя в современном Сектантство (религ.) и идёт процесс модернизации (отказ от изуверских обрядов, соблюдение сов. законов и т. д.) и приспособления его к условиям социализма и мышлению современных сов. людей, в своей основе оно остаётся антиобщественным и реакционным. Для сектантов характерны религиозный фанатизм, проповедь аскетизма и отказа от «мирской» жизни, психология избранничества. Для идейного развития советского общества закономерным является постоянный отход населения от всех форм религиозного мировоззрения, в том числе от Сектантство (религ.)

  Социалистические революции в других странах Европы и Азии подорвали социальные корни религии и Сектантство (религ.) Однако в ряде социалистических стран Сектантство (религ.) является и ныне одним из наиболее живучих религиозных пережитков. В целом же постоянно сокращается число сектантов, уменьшается контингент молодёжи в сектах, значительная часть последователей современных сект составляют люди преклонного возраста, не участвующие непосредственно в общественно-производительном труде, преимущественно женщины.

 

  Лит.: Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества, в. 1—5, 7, СПБ, 1908—16; Путинцев Ф., Кабальное братство сектантов, М. — Л. 1931; его же Политическая роль и тактика сект, М., 1935; Бонч-Бруевич В. Д., Избр. соч., т. 1 — О религии, религиозном сектантстве и церкви, М., 1959; Конкретные исследования современных религиозных верований (методика, организация, результаты), М., 1967; Танчер В. К., Лекционная пропаганда среди сектантов, М., 1967; Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. — 1917 г.), М., 1965; его же, Религиозное сектантство и современность, М., 1969; его же, Религиозное сектантство в прошлом и настоящем, М., 1973; его же, Из мира религиозного сектантства; М., 1974; Настольная книга атеиста, 3 изд., М., 1974; Грекулов Е. Ф., Библиографический указатель литературы по исследованию православия, старообрядчества и сектантства в советской исторической науке. За 1922-1972 гг., М., 1974.

  А. И. Клибанов.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Перемышляны, город (с 1939), центр Перемышлянского района Львовской области УССР.
Пылеугольная топка ,камерная топка для сжигания твёрдого пылевидного топлива.
Сейссель Клод Сейссель (Seyssel, Seissel) Клод (около 1450, Экс-ле-Бен, Савойя, — 30.
Субретка (франц. soubrette, итал. servetta), амплуа бойкой, остроумной, находчивой, лукавой служанки, помогающей своим господам в их любовных интригах.
Удмуртский университет им. 50-летия СССР, основан в 1972 в Ижевске на базе Удмуртского педагогического института.
Хуасинхой (Союз процветания Китая), вторая по значимости после Синчжунхоя буржуазно-революционная организация в Китае.
Эль-Фашер, город на 3. Судана, на плато Дарфур, на шоссе Нджамена — Эль-Обейд, центр оазиса .
Антитрестовское законодательство, законы ряда буржуазных государств, принятые формально в целях ограничения деятельности трестов, картелей и других форм монополий.
Боевая часть, на военном корабле часть экипажа, в ведении которой сосредоточены боевые и технические средства по определённому виду вооружения или оборудования.
Вольвоксовые (Volvocophyceae), класс одноклеточных или колониальных, подвижных в вегетативном состоянии зелёных водорослей.
Григорьев Иван Антонович (1902 — 30.7.1942), один из организаторов партизанской борьбы в Карелии в период Великой Отечественной войны 1941—45, майор.
Жемчужный пат, смесь кальциевой соли гуанина с нитроцеллюлозным лаком; густая масса серебристого цвета, по внешнему виду похожая на перламутр.
Камфеновые перегруппировки, внутримолекулярные перегруппировки соединений терпенового ряда.
Кормовой рацион, суточная кормовая дача, составленная из различных кормов с учётом потребности животных в питательных веществах.
Логометр (от греч. logos — слово, здесь — отношение и .
Модуль (в электронике) Модуль в электронике, унифицированный функциональный узел, функционально законченный узел радиоэлектронной аппаратуры, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие.