Сен-Симон Клод Анри де Рувруа

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЕА
СЕБ
СЕВ
СЕГ
СЕД
СЕЗ
СЕИ
СЕЙ
СЕК
СЕЛ
СЕМ
СЕН
СЕП
СЕР
СЕС
СЕТ
СЕУ
СЕФ
СЕХ
СЕЦ
СЕЧ
СЕШ
СЕЯ

К. А. Сен-Симон. Сен-Симон Клод Анри де Рувруа.

К. А. Сен-Симон.

Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, — 19.5.1825, там же), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Под руководством Д'Аламбера получил домашнее образование. Офицером французской армии участвовал в войне за независимость северо-американских колоний против Англии, в 1783 вернулся во Францию. В годы Великой французской революции, которую Сен-Симон Клод Анри де Рувруа приветствовал с буржуазно-либеральных позиций, нажил большое состояние. В период Конвента проявлял лояльное отношение к якобинским властям, затем был сторонником правительства Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. В 1797 Сен-Симон Клод Анри де Рувруа разорился.

  Неудовлетворённый буржуазной революцией, Сен-Симон Клод Анри де Рувруа замыслил «исправить» её результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества. Начав с идей «социального физицизма», построенного на механистическом распространении ньютоновского закона всемирного тяготения на общественные явления, Сен-Симон Клод Анри де Рувруа разрабатывал затем концепцию «социальной физиологии», в которой рационалистические воззрения 18 в. сочетались с историзмом в истолковании общественных явлений. Объясняя развитие общества, в конечном счёте, сменой господствующих в нём философско-религиозных и научных идей, Сен-Симон Клод Анри де Рувруа полагал, что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (под которой подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая общественная система, согласно Сен-Симон Клод Анри де Рувруа, развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, «органическая», сменяется «критической», разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого обществ, строя. Т. о., в социологической системе Сен-Симон Клод Анри де Рувруа делал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма. Картина всемирной истории у Сен-Симон Клод Анри де Рувруа пронизана мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших обществ. форм к высшим, по стадиям религиозного, метафизического и положительного, или позитивного, научного мышления. Основными ступенями прогресса Сен-Симон Клод Анри де Рувруа считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нём рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя. С 15 в., согласно Сен-Симон Клод Анри де Рувруа, наступила новая критическая эпоха: феодальная богословско-сословная система пришла к своему глубокому кризису, возникло научное мировоззрение с его носителями — светскими учёными и индустриалами-промышленниками. Французская революция была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной исторической смены, однако революция уклонилась от правильного пути построения научной общественной системы и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это философско-историческое построение лежит в основе разработанного Сен-Симон Клод Анри де Рувруа утопического плана создания рационального общественного строя как «промышленной системы». Сен-Симон Клод Анри де Рувруа доказывал, что путь построения нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет промышленного и с.-х. производства, через всемерное развитие производительных сил общества и искоренение в нём всякого паразитизма. Основными чертами «промышленной системы» Сен-Симон Клод Анри де Рувруа считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности и введение распределения «по способностям», государственное планирование промышленного и с.-х. производства, превращение государственной власти в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ. Сен-Симон Клод Анри де Рувруа не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс «индустриалов». В «промышленной системе» Сен-Симон Клод Анри де Рувруа буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства. Однако Сен-Симон Клод Анри де Рувруа стремился найти реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. В своём последнем сочинении «Новое христианство» Сен-Симон Клод Анри де Рувруа «... прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 154). Идеалистические основы мировоззрения Сен-Симон Клод Анри де Рувруа делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путём мистического преодоления классовых противоречий. Разработанная Сен-Симон Клод Анри де Рувруа религиозная концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные стимулы «промышленной системы» моральными требованиями новой религии с её лозунгом «все люди — братья».

  Сен-Симон Клод Анри де Рувруа оказал большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран. В России в 1-й половине 19 в. непосредственное воздействие идей Сен-Симон Клод Анри де Рувруа испытали декабрист М. С. Лунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Е. Салтыков-Щедрин и др. Ученики Сен-Симон Клод Анри де Рувруа — Б. П. Анфантен, С.-А. Базар, О. Родриг и другие — образовали школу сен-симонизма, которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения Сен-Симон Клод Анри де Рувруа, развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале 30-х гг. распалась. Под сильным влиянием идей Сен-Симон Клод Анри де Рувруа находился О. Конт. Учение Сен-Симон Клод Анри де Рувруа явилось одним из источников научного социализма.

 

  Соч.: CEuvres complétes, v. 1—6, P., 1966; в рус. пер. — Собр. соч., М. — Л., 1923; Избр. соч., т. 1—2, М. — Л., 1948.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 496—512; Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19, с. 193—96; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избранные философские произведения, т. 1, М., 1956, с. 536—63; его же, Французский утопический социализм XIX в., там же, т. 3, М., 1957, с. 521—66; его же, Утопический социализм XIX в., там же, с. 586—602; Арк А — н, Анри де Сен-Симон, его жизнь и учение, М. — Л., 1926; Волгин В. П., Сен-Симон и сенсимонизм, М., 1961; Застенкер Н. Е., Анри де Сен-Симон, в сборнике: История социалистических учений, М., 1962, с. 208—27; Францов Г. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1965; Кан С. Б., История социалистических идей (до возникновения марксизма), 2 изд., М., 1967; Кучеренко Г. С., Сен-Симонизм в общественной мысли первой половины XIX в., М., 1975; Weill G., Un précurseur du Socialisme, Saint-Simon et son ceuvre, P., 1894; Gurvitch G., Les fondateurs français de la sociologie contemporaine: Saint-Simon et P. — J. Proud'hon, P., 1956; Manuel Fr., The new world of Henri Saint-Simon, Camb. (Mass.), 1956; Walch J., Bibliographie du Saint-Simonisme, P., 1967; Ansart P., Sociologie de Saint-Simon, P., 1970.

  Н. Е. Застенкер.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Кимры, город в Калининской области РСФСР. Расположен в 133 км к В.
Коммунистическая партия Индокитая, см. в ст.
Крамбе (Crambe), род растений семейства крестоцветных; то же, что катран.
Куфтин Борис Алексеевич [21.1(2.2).1892, Самара, ныне Куйбышев, — 2.
Либерман Карл Теодор Либерман (Liebermann) Карл Теодор (23.2.1842.
Магнитная головка, узел устройства для магнитной записи (стирания) информации или её воспроизведения.
Мачадо Густаво Мачадо (Machado) Густаве (родился 19.7.1898, Каракас), деятель венесуэльского и международного рабочего движения.
Мир Сеид Али, художник-миниатюрист 16 века, представитель тебризской школы миниатюры.
Муралов Александр Иванович (партийный псевдоним — Матвей) (1886 — 30.
Нертера (Nertera), род многолетних стелющихся травянистых растений семейства мареновых.
Овощеводство, 1) отрасль сельского хозяйства, занимающаяся выращиванием овощных растений.