Шимановский Кароль

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЫ ШЭ ШЮ ШЯ
ШИА
ШИБ
ШИВ
ШИГ
ШИД
ШИЕ
ШИЗ
ШИИ
ШИК
ШИЛ
ШИМ
ШИН
ШИО
ШИП
ШИР
ШИС
ШИТ
ШИФ
ШИХ
ШИЦ
ШИЧ
ШИШ
ШИЯ

К. Шимановский. Шимановский Кароль.

К. Шимановский.

Шимановский (Szymanowski) Кароль (6.10.1882, Тимошовка, на Украине, — 29.3.1937, Лозанна), польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик, музыкально-общественный деятель. Учился в школе своего дяди Г. В. Нейгауза (до 1900) в Елизаветграде (ныне Кировоград). В 1901—05 брал уроки у М. Завирского (теория музыки) и З. Носковского (композиция) в Варшаве. В 1905 стал членом «Издательского товарищества молодых польских композиторов», получившего вскоре назв. «Молодой Польши в музыке». Творчество Шимановский Кароль условно делят на периоды, которые приблизительно совпадают с 1-й мировой войной 1914—18 и становлением польского государства. На формирование творческого стиля Шимановский Кароль вместе с воздействием польской и русской музыкальных культур (Ф. Шопен, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин) оказало влияние знакомство (в разные периоды творчества) с музыкой Р. Вагнера, Р. Штрауса, К. Дебюсси, Г. Малера, И. Ф. Стравинского и восточной культурой (во время поездок в Алжир и Тунис, 1914). В 1900—10-е гг. Шимановский Кароль концертировал за рубежом, исполняя в авторских концертах свои фортепьянные пьесы; многие из них получили известность, в том числе 3 поэмы для фортепьяно «Метопы» (1905) и 2-я соната (исполнялись также Г. Г. Нейгаузом). Среди других сочинений 1-го, наиболее продолжительного и стилистически разнородного периода творчества, — Концертная увертюра для оркестра (1905, 2-я ред. 1912), 2-я симфония (1910), ряд пьес для скрипки с фортепьяно, песни на слова древневосточных, немецких и польских поэтов. В 1911—14 Шимановский Кароль жил в Вене, совершал поездки по Италии и Сицилии. В «военный» период Шимановский Кароль находился главным образом в Тимошовке, выезжая для выступлений в Киев, Москву, Петроград. В творчестве этих лет сказывается интерес Шимановский Кароль к восточной поэзии и философии. Используя колористические находки французских импрессионистов, Шимановский Кароль создал собственный стиль, сочетающий звуковую красочность и богатство оркестровки с близкой музыке Скрябина эмоциональной экстатичностью (3-я симфония «Песнь о ночи» для голоса, хора и оркестра на слова средневекового персидского поэта Руми, 1916; «Мифы», 1915, и «Маски», 1916, для скрипки с фортепьяно; 3-я соната для фортепьяно, 1916—17; 1-й концерт для скрипки с оркестром, 1916; 1-й струнный квартет, 1917; опера «Король Рогер», 1918—24, пост. 1926, Варшава, и др.). В 1917—18 участвовал в концертах для рабочих и солдат в Елизаветграде. В конце 1919 Шимановский Кароль поселился в Варшаве, написал ряд статей об эстетической роли искусства и музыкальной критики, о Шопене, Скрябине, Стравинском, М. Равеле и других композиторах. В 1920—21 Шимановский Кароль гастролировал со скрипачом П. Коханьским в США (в т. ч. во Флориде) и на Кубе. С 1922 жил подолгу (периодически) в Закопане, изучал местный музыкальный фольклор (р-н Подгалья). Для последнего (фольклорного) периода творчества (1920—37) характерна опора на национальный, преимущественно гуральский, фольклор — вокально-хореографическая поэма «Атаманы» («Харнаси», основана на гуральском музыкальном материале, 1923—31, пост. 1934, Прага; 20 мазурок, 1924—26) и др. В 1927—29 и 1930—33. Шимановский Кароль занимался педагогической деятельностью (был ректором Варшавской консерватории), где проводил реформу музыкального образования. В 1933—36 гастролировал в Скандинавии и других европейских странах, выступал в Москве и Ленинграде. В 1928—30 (с перерывами) и в 1936—37 находился на лечении в Австрии и Швейцарии. В последних произв. Шимановский Кароль заметна тенденция к большей мелодической и гармонической ясности, простоте фактуры, прозрачности оркестровки и в то же время к ладогармоническому своеобразию, которое создавалось благодаря сочетанию современных приёмов письма с претворением традиций народного национального музыкального искусства («Stabat Mater», 1926; 2-й концерт для скрипки с оркестром, 1933; «Курпёвские песни», 1929 и 1932; 4-я концертная симфония, с фортепьяно, 1932). Крупнейший польский композитор 20 в., Шимановский Кароль заложил основы современной польской композиторской школы.

 

  Соч.: Избр. статьи и письма, М., 1963.

 

  Лит.: Хоминьский Ю., Шимановский и Скрябин, в кн.: Русско-польские музыкальные связи, под ред. И. Бэлзы, М., 1963, с. 375—433; Golachowski S., Karol Szymanowski, 2 wyd., Kr., 1956; Lobaczewska S., Karol Szymanowski, Kraków, [1950]; Chominski J. M., Studia nad twórczošci K. Szymanowskiego, [Kraków], 1969: Chylinska Т., Szymanowski, 3 wyd., Kraków, 1973.

  О. В. Левтонова.

 

Так же Вы можете узнать о...


Хакасский язык, язык хакасов. Распространён главным образом на территории Хакасской АО и частично в Шарыповском районе Красноярского края и Тувинской АССР.
Церий (лат. Cerium), Ce, химический элемент, атомный номер 58, атомная масса 140,12; редкоземельный металл, относится к лантаноидам.
Шахи, город на С. Ирана, в остане Мазендеран, у северных подножий Эльбурса.
Электреты ,диэлектрики, сохраняющие поляризованное состояние длительное время после снятия внешнего воздействия, вызвавшего поляризацию.
Аббе Эрнст Аббе (Abbe) Эрнст (23.1.1840 — 14.1.1905), немецкий физик-оптик, автор теории образования изображений в микроскопе, создатель технологии важных разделов оптико-механической промышленности.
Американский народно-революционный альянс (Alianza Popular Revolucionaria Americana; АПРА), мелкобуржуазная национал-реформистская партия Перу.
«Аттила», кодовое наименование плана немецко-фашистского командования по превентивному захвату т.
Бенеш Эдуард Бенеш (Beneš) Эдуард (28.
Британская радиовещательная корпорация (British Broadcasting Corporation; сокращённо — ВВС, Би-Би-Си), основана в 1927.
Верроккьо Андреа дель Верроккьо (Verrocchio; собственно Андреа ди Микеле Чони, Andrea di Michele Cioni) Андреа дель (1435 или 1436, Флоренция, — 7.