Стриндберг Юхан Август

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТЁ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТШ
СТЫ
СТЬ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

А. Стриндберг. Стриндберг Юхан Август.

А. Стриндберг.

Стриндберг (Strindberg) Юхан Август (22.1.1849, Стокгольм, — 14.5.1912, там же), шведский писатель. Сын негоцианта (по происхождению аристократа) и служанки. В 1867—72 (с перерывами) учился в Уисальском университете. В кандидатской диссертации «Хаконярл, или Идеализм и реализм» (1871), цикле «Перспективы» (1872) и др. под влиянием Г. Брандеса Стриндберг Юхан Август выдвинул идею о необходимости для искусства следовать «правде действительности». Духом героических саг и шекспировских хроник проникнута историческая драма о Реформации в Швеции «Местер Улуф» (1-я редакция 1872, сценическая редакция 1874, стихотворная редакция 1877). В романе «Красная комната» (1879), содержащем универсальную критику буржуазного общества и ставшем классическим произведением швед. критического реализма, отразились социалистические симпатии автора. Повесть-памфлет «Новое царство»(1882) — острая сатира на буржуазную цивилизацию.

  В 1883—98 Стриндберг Юхан Август, преследуемый реакционными кругами Швеции, скитался по Европе. В «Рассказах о браке» (1884—86) он обличал основы буржуазного брака. В сборнике новелл «Утопии в действительности» (1885) отразились идеи Ж. Ж. Руссо, А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье и особенно романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». В творчестве Стриндберг Юхан Август конца 80-х гг. заметно сильное влияние искусства натурализма и импрессионизма, хотя он полностью не принял их эстетику. В статье «Натуралистическая драма», предпосланной пьесе «Фрекен Юлия» (1888), Стриндберг Юхан Август, выступив за театральную реформу, обосновал принципы философской драмы. Лучшие «натуралистические» пьесы Стриндберг Юхан Август «Отец» (1887), «Фрекен Юлия», «Товарищи» (1888) и «Кредиторы» (1889) написаны в жанре социально-психологической драмы.

  Отдав дань модернистским увлечениям, Стриндберг Юхан Август в то же время выступил с критикой буржуазной действительности, продолжал борьбу за реализм.

  В романе «Жители острова Хемсё» (1887) Стриндберг Юхан Август показал разрушение патриархального быта под напором буржуазной цивилизации. В автобиографическом романе «Сын служанки» (1886—87) он воссоздал картину современной общественной и литературной жизни. В 1888 Стриндберг Юхан Август обратился к учению Ф. Нищие (роман «Исповедь безумца», 1888), однако, героизируя учёных-индивидуалистов (повесть «Чандала», 1889; роман «На шхерах», 1890), Стриндберг Юхан Август в конечном счёте развенчивал «сверхчеловеческое» как аморальное и преступное. Автобиографическим книгам «Ад» (1897) и «Легенды» (1898) присущи элементы мистицизма.

  В конце 19 — начале 20 вв. им были созданы «лирические», или «камерные», драмы — трилогия «Путь в Дамаск» (1898—1904), «Пляска смерти» (1901), «Игра грёз» (1902), «Соната призраков» (1907). Мечта Стриндберг Юхан Август об экспериментальной сцене была реализована в 1907 открытием в Стокгольме Интимного театра (до 1910), где ставились его пьесы. Построенные на современном материале, они отразили остроту социальных отношений. Важное место в творчестве Стриндберг Юхан Август занимают исторические драмы, в которых он утверждал идеи народоправия: «Густав Васа» (1899), «Эрик XIV» (1899), «Энгельбрект» (1901), «Карл XII» (1901), «Кристина» (1903). Проза 1900-х гг. пронизана страстным обличением социальных пороков, поисками общественных идеалов: романы «Одинокий» (1903), «Готические комнаты» (1904), «Чёрные знамена» (1905). Его публицистика («Открытые письма Интимному театру», 1909, 3-томная «Синяя книга», 1907—08, «Речи к шведской нации», 1910, и др.) характеризуется вниманием к современным событиям, к вопросам освободительного и рабочего движения.

  В начале 20 в. Стриндберг Юхан Август наряду с Г. Ибсеном был «властителем дум» европейской интеллигенции, в том числе русских писателей. Влияние творчества Стриндберг Юхан Август, прошедшего в своём развитии основные этапы европейского искусства рубежа 19 и 20 вв. и ставшего, т. о., как бы символом современной литературы, сказалось в драматургии М. Метерлинка, Л. Пиранделло, эстетике и творчестве И. Бергмана, П. Лагерквиста, Ю. О'Нила, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра. К сюжетам Стриндберг Юхан Август обращались Б. Брехт, Ф. Дюрренматт.

 

  Соч.: Samlade skrifter, bd 1—55, Stockh., 1912—20; Brev, bd 1—12, Stockh., 1948—70; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—12, М., 1908—11; {Статьи], в кн.: Хрестоматия по истории зап. театра на рубеже XIX—XX вв., М. — Л., 1939.

 

  Лит.: Брандес Г., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 2, СПБ, [б. г.]; Луначарский А. В., Великомученик индивидуализма (А. Стриндберг), в его кн.: Мещанство и индивидуализм, М. — П., 1923; Блок А., [Статьи о Стриндберге], Собр. соч., т. 9, М. — Л., 1936; Горький М., Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 49, 468; т. 28, М., 1954 с. 77—79; т. 29, М., 1955, с. 245; Манн Т., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 10, М., 1961; История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970; Шарыпкин Д. М., Русская литература в скандинавских странах, Л., 1975; Berendsohn W., Strindbergs-problem, Stockh., 1946; Brandell G., Strindbergs infernokris, Stockh., 1950; Hagsten A., Den unge Strindberg, v. 1—2, Lund, 1951: Ollen G., Strindberg's dramatik, Stockh., 1961; Lamm M., August Strindberg, Stockh.. 1963; Karnell K. A., Strindbergsiexikon, Stockh., [1969].

  В. П. Неустроев.

 

Так же Вы можете узнать о...


Мажейкяй, город, центр Мажейкского района Литовской ССР.
Меццо пиано (итал. mezzo piano, от mezzo — средний и piano — тихий) в музыке (сокращенно mp), обозначение умеренно тихого звучания.
Нагрузка электроэнергетической системы, суммарная электрическая мощность, расходуемая всеми приемниками (потребителями) электроэнергии, присоединёнными к распределительным сетям системы, и мощность, идущая на покрытие потерь во всех звеньях электрической сети (трансформаторах, преобразователях, линиях электропередачи).
Обращение взыскания на имущество, по советскому праву один из способов принудительного исполнения судебных решений, касающихся имущественной ответственности.
Параллакс Солнца, горизонтальный экваториальный параллакс Солнца, угол, под которым со среднего расстояния Солнца виден экваториальный радиус Земли.
Подсед, 1) короткий пуховой волос, остающийся на шкурах животных после удаления длинного волоса.
Псориаз (от греч. psoriasis — зуд, чесотка), чешуйчатый лишай, хроническое рецидивирующее незаразное заболевание кожи человека.
Романов Пантелеймон Сергеевич

[24.
Семинар (от лат. seminarium — рассадник, переносное — школа), один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей.
Составной стержень, элемент стержневой конструкции, состоящий из отдельных уголков, швеллеров, двутавров и т.
Тагальский язык (тагалог, с 1959 — филиппинский, или пилипино), язык тагалов, одной из основных народностей Филиппинского архипелага.
Тренировка материала, изменение механических и физических свойств материала, возникающее на начальной стадии действия циклических напряжений и проявляющееся в повышении сопротивления разрушению (статическому и усталостному).
Феерия (франц. feerie, от fee – фея, волшебница), 1) жанр театральных представлений, основанных на применении различных постановочных эффектов, трюков, «превращений».