Тагор Рабиндранат

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТАА
ТАБ
ТАВ
ТАГ
ТАД
ТАЁ
ТАЖ
ТАЗ
ТАИ
ТАЙ
ТАК
ТАЛ
ТАМ
ТАН
ТАО
ТАП
ТАР
ТАС
ТАТ
ТАУ
ТАФ
ТАХ
ТАЦ
ТАЧ
ТАШ
ТАЯ

Тагор Рабиндранат (Тхакур Робиндронатх) (7.5.1861, Калькутта, — 7.8.1941, там же), индийский писатель и общественный деятель. Писал на бенгальском языке. Родился в семье Дебендранатха Тагора. Учился в Калькутте, затем в Лондонском университете. Печатался с 1875. В 1878—80 занимался в Англии литературой и музыкой. Его музыкальная драма «Гений Вальмики» (1881) сочетает индийские национальные мелодии с ирландскими народными напевами. Поэтический сборник Тагор Рабиндранат «Вечерние песни» (1882) пронизан пантеистическими мотивами; сборники «Утренние песни» (1883), «Картины и песни» (1884), «Диезы и бемоли» (1886), драма «Возмездие природы» (1884) полны жизнеутверждающих настроений. В исторических романах «Берег Бибхи» (1883) и «Раджа-мудрец» (1885) он осудил тиранию. В 1884—1911 Тагор Рабиндранат — секретарь религиозно-реформаторского просветительского общества Брахмо самадж.

  В 90-е гг. им созданы лучшие рассказы, поэтические циклы «Маноши» (1890), «Золотая ладья» (1893), «Сбор урожая» (1896), «Крупинки» (1899), цикл философских драм, открывающийся пьесой «Раджа и рани» (1889). Редактировал литературно-общественный журнал «Шадхода», где напечатал большинство своих художественных произведений, общественно-политических и литературных статей. Взяв на себя управление поместьем Шилайдехо в 1891, Тагор Рабиндранат познакомился с жизнью трудящихся, которые стали героями его сочинений. В рассказе «Свет и тени» (1894) Тагор Рабиндранат дал обобщённую картину колониальной действительности, произвола властей, забитости крестьян, создал образ борца с несправедливостью. В его поэзии прослеживается эволюция идейно-эстетических воззрений, в итоге которой он сформулировал гуманистическую концепцию «джибандебота» («божество жизни»), восходящую к Упанишадам и идеалам средневековых поэтов-вишнуитов (см. Вишнуизм).

В конце 19 — начале 20 вв. в стихах Тагор Рабиндранат философские раздумья сменились воспеванием природы, любовной лирикой, гражданскими мотивами. Поэт призывал бенгальцев сплотиться в борьбе с тиранией. Сборник стихов «Мгновение» (1900) проникнут духом бунтарства против мещанской ограниченности и филистерства, в сборнике «Дары» (1901) переплетаются гражданские и религиозно-философские мотивы. В социально-бытовых романах Тагор Рабиндранат «Песчинка» (1902) и «Крушение» (1905), в повести «Разрушенное гнездо» (1903) с психологической убедительностью показан конфликт между феодальной семейной моралью и демократическими веяниями.

  Книги стихов «Памяти» (1903), «Дитя» (1903), «Паром» (1906) пронизаны скорбью, вызванной смертью жены, отца, сына. Во время подъёма национально-освободительного движения, усилившегося после раздела Бенгалии в 1905, Тагор Рабиндранат стал одним из его руководителей, писал патриотические песни, а также издавал общественно-политический журнал «Бхандар». Когда движение вышло за рамки ненасильственной борьбы, Тагор Рабиндранат отошёл от него и обратился к просветительской деятельности. В романе «Гора» (1907—10), главный герой которого — борец за прогресс и свободу, Тагор Рабиндранат призывал к единству всех индийцев независимо от их религиозной и кастовой принадлежности в борьбе за освобождение. Поиски форм такой борьбы отразились в драме «Возмездие» (1909), где предвосхищены идеи движения несотрудничества с колониальными властями; сатирическая пьеса «Крепость консерватизма» (1911) бичевала конформизм общества, пропитанного индуистскими традициями.

  В 1912—13 Тагор Рабиндранат посетил Великобританию и США, выступал с лекциями об индийской философии и культуре. За книгу стихов «Жертвенные песни» (или «Гитанджали», перевод на английский язык самого Тагор Рабиндранат 1912, рус. пер. 1914) Тагор Рабиндранат присуждена Нобелевская премия (1913). Его имя стало известным всему миру. В стихотворном цикле «Полёт журавлей» (1914—16) отразилась тревога за судьбу человечества, навеянная поездкой на Запад и 1-й мировой войной 1914—18. В романе «Дом и мир» (1915—16) показаны расхождения между либеральным крылом руководства народно-освободительного движения и крестьянством, попытки использования движения для разжигания шовинизма и религиозно-общинного фанатизма.

  В 20-х гг. Тагор Рабиндранат совершил поездки в Европу, Азию и Америку. Итоги 1-й мировой войны, собственные впечатления от послевоенной Европы и раздумья над судьбами народов отразились в публицистических произведениях поэта. Так, книга «Национализм» (рус. пер. 1922) предупреждает о милитаристской сущности шовинизма на Западе и Востоке. Полны раздумий над социальными проблемами лирический сборник «Восточный напев» (1925), аллегорические драмы «Освобожденный поток» (1922) и «Красные олеандры» (1924). В 1930 Тагор Рабиндранат посетил СССР. В «Письмах о России» (1931) он высоко оценил достижения СССР в области просвещения, миролюбивую политику Советского государства.

  С конца 20-х гг. политические взгляды Тагор Рабиндранат становятся более радикальными. Откликаясь на подъём национально-освободительного движения 1929—34, он в романе «Четыре части» (1934) вновь обратился к вопросу о правомерности насилия как средства социальной борьбы. Проза этих лет включает психологические повести «Две сестры» (1933), «Цветник» (1934), рассказы. Поэтические сборники «Мохуа» (1929), «Голос леса» (1931), «Завершение» (1932), «Снова» (1932), «Пёстрое» (1933), «Последняя октава» (1935) имеют несколько созерцательный характер. Опубликованы поэтические сборники «Листья» (1936), «У края» (1938), «Вечерний светильник» (1938), «Рожденный вновь» (1940), «Во время болезни» (1940), «Выздоровление» (1941), «В день рождения» (1941), «Последние стихи» (1941). В «Рассказе мусульманки» (1941) он вновь предупреждал об опасности религиозно-общинного фанатизма. Творчество Тагор Рабиндранат сыграло решающую роль в становлении современного бенгальского литературного языка, в формировании критического реализма. Он обогатил поэзию новыми формами и стихотворными размерами, заложил основы жанра рассказа и развил жанр социально-психологического романа, положил начало политической лирике. Эстетические идеалы Тагор Рабиндранат нашли своеобразное отражение и в изобразительном искусстве, к которому писатель обращался с 1928 (пользуясь преимущественно техникой акварели и рисунка пером). Живописные и графические произведения Тагор Рабиндранат, исполненные в свободной манере и созерцательно-философские (нередко возвышенно-трагические) по настроению, оказали влияние на развитие индийского искусства 20 в. Велико воздействие его творчества на все литературы Индии. Стихотворение Тагор Рабиндранат «Душа народа» (1911) стало национальным гимном Индии. значительное внимание Тагор Рабиндранат уделял вопросам теории и практики народного просвещения. Ещё в 1901 он открыл в Шантиникетоне школу, где сам преподавал, а в начале 20-х гг. — университет Вишватхарати, который по его замыслу должен был стать центром изучения индийской культуры. Автор популярных лирических песен на собственные тексты и балетов.

  Сочинения Тагор Рабиндранат, переведённые на русский язык, вызвали отклик в России ещё в предреволюционные годы. Большинство критиков толковало его творчество в духе модных воззрений теософов и поэтов-символистов; отмечались также жизнелюбие и национальный характер его произведений После Октябрьской революции 1917  интерес к Тагор Рабиндранат возрос. А. В. Луначарский писал: «... Произведения Тагора, несмотря на присущий им пантеистический мистицизм, так полны красками, тончайшими духовными переживаниями и поистине великодушными идеями, что составляют сейчас одно из сокровищ общечеловеческой культуры» («Красная Нива», 1923, № 1, с. 30). В 1961 во всём мире отмечалось столетие со дня рождения писателя.

 

  Соч.: Робиндророчанаболи, т. 1—27, Калькутта, 1939—65; в рус. пер.— Соч., кн. 1—7, 10, М., 1914—15; Соч. Вступ. ст. А. П. Гнатюка-Данильчука, т. 1—12. М., 1961—65; Личное, П., 1922; Искры. Поэтические афоризмы и миниатюры, [М., 1970];

 

  Лит.: Рабиндранат Тагор. К столетию со дня рождения, М., 1961; Р. Тагор — друг Советского Союза. Сб. документов и материалов, М., 1961; Гнатюк-Данильчук А. П., Рабиндранат Тагор. Критикобиографический очерк, М., 1961; Бросалина Е., О гуманизме драматургии Р. Тагора, «Ученые записки ЛГУ. Серия востоковедческих наук», 1962, № 306; Рабиндранат Тагор. Биобиблнографический указатель, сост. Л. А. Стрижевская, М., 1961; Мукхопаддха и Пробхаткумар, Робиндроджибони, т. 1—4, Калькутта, 1946—57; Бошу Буддходеб, Робиндронатхкотхашахитто, Калькутта, 1955; Биши Промотхонатх, Робиндрокаббопробахо, т. 1—2, Калькутта, 1957—58; Sen S., The political thought of Tagore, Calc., 1947; Thompson Е., Rabindranath Tagore. Poet and dramatist, L., 1948; Mahalonobis P. C., R. Tagore, «The Visva Bharati Quarterly», 1949, Aug.—Oct.; Rabindranath Tagore, On the edges of time, Delhi, 1958; Radhakrishnan S., The philosophy of R. Tagore, Baroda, 1961; Z b a-vitel D., Rabindranath Thakur, Praha, 1961; Kripalani К., R. Tagore, L.,1962; Asianо., Rabindranath Tagore, P., 1969.

Р. Тагор. Тагор Рабиндранат.

Р. Тагор.

Р. Тагор и А. Эйнштейн. 1930. Тагор Рабиндранат.

Р. Тагор и А. Эйнштейн. 1930.

Р. Тагор. «Бенгалия» (Москва, 1927). Обложка П. Алякринского. Тагор Рабиндранат.

Р. Тагор. «Бенгалия» (Москва, 1927). Обложка П. Алякринского.

Р. Тагор. «Лунный серп» (Москва, 1914). Илл. А. Тагора. Тагор Рабиндранат.

Р. Тагор. «Лунный серп» (Москва, 1914). Илл. А. Тагора.

Р. Тагор. «Птица». Акварель. Галерея живописи. Тируванантапурам (Тривандрам). Тагор Рабиндранат.

Р. Тагор. «Птица». Акварель. Галерея живописи. Тируванантапурам (Тривандрам).

  А. П. Гнатюк-Данильчук.

Так же Вы можете узнать о...


Рыбий жир ,рыбный продукт, вырабатываемый из печени рыб семейства тресковых.
Тараски (самоназвание — пурепеча), индейский народ в Мексике.
Холиок (Holyoke), город на северо-востоке США, в Новой Англии, в штате Массачусетс, на р.
Адъютант (от лат. adjutans — помогающий),
Бронте (Bronte), сестры Шарлотта, Эмили и Анна, английские писательницы.
Городское и сельское население, две категории населения, различающиеся по месту проживания: в городах и др.
Иллюминирование (от лат. illumino — освещаю, делаю ярким, украшаю), раскрашивание вручную гравюр или рисунков от руки.
Красногорский (пос. гор. типа в Кемеровской обл.) Красногорский, посёлок городского типа в Кемеровской области РСФСР.
Мидлтон Томас Мидлтон (Middleton) Томас (18.4.1580, Лондон, — 4.
Папская область, Церковная область, Папское государство (итал.
Рогань Рогань, посёлок городского типа в Харьковском районе Харьковской области УССР.
Сусайков Иван Захарович [30.8 (12.9). 1903, деревня Давыдково, ныне Гагаринского   района Смоленской области, — 12.
Ханабад, город на С. Афганистана, в провинции Кундуз, на шоссе Мазари-Шариф — Файзабад.
Абдуррахман Моманд (второе имя Рахман Баба) (1632, деревня Бахадур, около Пешавара, — 1706, Пешавар), афганский поэт-суфий (см.
Болотная руда, руда, образовавшаяся путём отложения на дне болот окислов и гидроокислов железа в виде конкреций, твёрдых корок и слоев.
Главный фокус в оптике, точка, в которой сходится после прохождения оптической системы пучок световых лучей, падающих на систему параллельно её оптической оси.
Золотые Ворота (Golden Gate), пролив, соединяющий бухту Сан-Франциско (у западных берегов США) с Тихим океаном.
Корецкий Владимир Михайлович [р. 5(17).2.1890, Екатеринослав, ныне Днепропетровск], советский юрист, специалист в области международного права и всеобщей истории государства и права, академик АН УССР (1948).