Ткачёв Петр Никитич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТКА
ТКВ
ТКЕ
ТКИ

П. Н. Ткачёв. Ткачёв Петр Никитич.

П. Н. Ткачёв.

Ткачёв Петр Никитич [29.6(11.7).1844, с. Сивцово Великолуцкого уезда Псковской губернии, — 23.12.1885 (4.1.1886), Париж], русский революционер, идеолог якобинского направления в народничестве, литературный критик и публицист. Из мелкопоместных дворян. Окончил экстерном юридический факультет Петербургского университета (1868), литературную деятельность начал в 1862. С 1865 сотрудничал в журнале «Русское слово» и «Дело» под псевдонимом П. Никитин, П. Нионов, Всё тот же и др. За революционную пропаганду среди студенчества подвергался тюремному заключению, постоянно находился под надзором полиции. Во время студенческих волнений в Петербурге в 1868—69 вместе с С. Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство. Арестован в 1869, судился по «процессу нечаевцев», после отбытия тюремного заключения выслан на родину. В 1873 бежал за границу. В эмиграции сотрудничал в журналом «Вперёд!», примкнул к группе польско-русских эмигрантов (см. Якобинцы русские), после разрыва с П. Л. Лавровым начал издавать журнал «Набат» (1875—81), совместно с К. М. Турским был одним из создателей «Общества народного освобождения» (1877), деятельность которого в России была незначительна. В середине 1870-х гг. сблизился с французскими бланкистами, сотрудничал в их газете «Ni dieu, ni maìtre» («Ни бога, ни господина»). В конце 1882 тяжело заболел и последние годы провёл в психиатрической больнице.

  Воззрения Ткачёв Петр Никитич сложились под влиянием демократической и социалистической идеологии 50—60-х гг. 19 в. Ткачёв Петр Никитич отвергал идею «самобытности» русского общественного строя и утверждал, что пореформенное развитие страны совершается в сторону капитализма. Считал, что предотвратить победу капитализма можно лишь заменив буржуазно-экономический принцип социалистическим. Как и все народники, Ткачёв Петр Никитич связывал надежду на социалистическое будущее России с крестьянством, коммунистическим «по инстинкту, по традиции», проникнутым «принципами общинного владения». Но, в отличие от др. народников, Ткачёв Петр Никитич полагал, что крестьянство в силу своей пассивности и темноты неспособно самостоятельно совершить социальную революцию, а община может стать «ячейкой социализма» лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй. В противовес господствовавшему в революционном движении аполитизму Ткачёв Петр Никитич развивал идею политической революции как первого шага к революции социальной. Вслед за П. Г. Заичневским он считал, что создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации является важнейшей гарантией успеха политической революции. Революция, по Ткачёв Петр Никитич, сводилась к захвату власти и установлению диктатуры «революционного меньшинства», открывающей путь для «революционно-устроительной деятельности», которая, в отличие от «революционно-разрушительной», осуществляется исключительно убеждением. Проповедь политической борьбы, требование организации революционных сил, признание необходимости революционной диктатуры отличали концепцию Ткачёв Петр Никитич от идей М. А. Бакунина и Лаврова.

  Свои философские воззрения Ткачёв Петр Никитич называл «реализмом», понимая под этим «... строго реальное, разумно научное, а потому самому и в высшей степени человеческое миросозерцание» (Избранные соч. на социально-политические темы, т.4, 1933, с. 27). Выступая противником идеализма, Ткачёв Петр Никитич отождествлял его в гносеологическом плане с «метафизикой», а в социальном — с идеологической апологией существующего строя. Ценность любой теории Ткачёв Петр Никитич ставил в зависимость от её отношения к общественным вопросам. Под влиянием работ Н. Г. Чернышевского и отчасти К. Маркса Ткачёв Петр Никитич усвоил отдельные элементы материалистического понимания истории, признавал «экономический фактор» важнейшим рычагом социального развития и рассматривал исторический процесс с точки зрения борьбы экономических интересов отдельных классов. Руководствуясь этим принципом, Ткачёв Петр Никитич выступал с критикой субъективного метода в социологии Лаврова и Н. К. Михайловского, их теорий социального прогресса. Однако в вопросе о роли личности в истории Ткачёв Петр Никитич склонялся к субъективизму. Качественная особенность исторической действительности состоит, по Ткачёв Петр Никитич, в том, что она не существует вне и помимо деятельности людей. Личность выступает в истории как активная творческая сила и поскольку пределы возможного в истории подвижны, то личности, «активное меньшинство», могут и должны вносить «... в процесс развития общественной жизни много такого, что не только не обусловливается, но подчас даже решительно противоречит как предшествующим историческим предпосылкам, так и данным условиям общественности...» (Избранные соч. на социально-политические темы, т.3, 1933, с. 193). Руководствуясь этим положением, Ткачёв Петр Никитич создал собственную схему исторического процесса, согласно которой источником прогресса является воля «активного меньшинства». Эта концепция стала философским обоснованием теории революции Ткачёв Петр Никитич

  В области литературной критики Ткачёв Петр Никитич выступал последователем Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Продолжая разработку теории «реальной критики», Ткачёв Петр Никитич требовал от художественного произведения высокой идейности и общественной значимости. Эстетические достоинства художественного произведения Ткачёв Петр Никитич зачастую игнорировал, ошибочно оценил ряд современных литературных произведений, обвинял И. С. Тургенева в искажении картины народной жизни, отвергал сатиру М. Е. Салтыкова-Щедрина, называл Л. Н. Толстого «салонным писателем».

  Революционеры народники конца 1860 — начала 1870-х гг., отрицавшие политическую революцию во имя социальной, отвергали доктрину Ткачёв Петр Никитич Лишь в конце 1870-х гг. логика исторического процесса привела народовольцев к прямому политическому выступлению против самодержавия. «Подготовленная проповедью Ткачева и осуществленная посредством “устрашающего” и действительно устрашавшего террора попытка захватить власть — была величественна...» — писал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 173). Высоко оценив заслуги Ткачёв Петр Никитич и народовольцев, Ленин подверг критике заговорщическую тактику бланкизма (см. там же, т.13, с.76). Разгром «Народной воли» означал по существу поражение теории Ткачёв Петр Никитич и вместе с тем — крах якобинского (бланкистского) направления в русском революционном движении.

 

  Соч.: Соч., т.1—2, М., 1975—76; Избр. соч., т.1—6, М., 1932—37; Избр. лит.-критич. статьи, М. — Л., 1928.

 

  Лит.: Энгельс Ф., Эмигрантская литература, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.18, с.518—48; Ленин В. И., Что делать?, Полн. собр. соч., 5 изд., т.6, с.173—74; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Избр. филос. произв., т.1, М., 1956; Козьмин Б. П., П. Н. Ткачев и революционное движение 1860-х гг., М., 1922; его же, Из истории революционной мысли в России, М., 1961; его же, Литература и история, М., 1969; Реуэль А. Л., Русская экономическая мысль 60-70-х гг. XIX в. и марксизм, М., 1956; Седов М. Г., Некоторые проблемы истории бланкизма в России. [Революционная доктрина П. Н. Ткачева], «Вопросы истории», 1971, №10; П. Н. Ткачев, в кн.: История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962, с. 675—76; П. Н. Ткачев, в кн.: Народничество в работах советских исследователей за 1953—70 гг. Указатель литературы, М., 1971, с. 39—41; П. Н. Ткачев, в кн.: История русской философии. Указатель литературы, изданной в СССР на русском языке за 1917—1967 гг., ч, 3, М., 1975, с. 732—35.

  Б. М. Шахматов.

 

Так же Вы можете узнать о...


Градиентные течения, течения, возникающие в морях и океанах в результате образования в них разности давления столба воды.
Крыланы, плодоядные рукокрылые (Megachiroptera), подотряд млекопитающих отряда рукокрылых.
Пермяки, устаревшее название народа коми-пермяков.
Термальные воды (франц. thermal — тёплый, от греч.
«Американ бродкастинг компани» «Американ бродкастинг компани» (American Broadcasting Company), одна из крупнейших радиотелевизионных корпораций США.
Дациншань, горный хребет в системе Иньшань, в автономной обл.
Ланка (на сингальском яз. — остров), Шри-, название о.
Подборщик, рабочий орган с.-х. машины для подбора скошенных и уложенных в валки стеблей с.
Трдат, Тиридат, Тирдат (середина 10 в. — начало 11 в.
АРКОС (All Russian Cooperative Society Limited, с 1922 — Arcos Ltd), акционерное торговое общество.
Дигул (Digul), река на Ю. острова Новая Гвинея, в Западной Ириане (Индонезия).
Линь (пеньковый трос) Линь (голл. lijn), пеньковый трос окружностью до 25 мм, изготовляемый скручиванием или плетением отдельных нитей, обычно из высококачественного растительного волокна.
Почковый клещ смородины [Eriophyes (Cecidophyopsis) ribis], галловый клещ; один из опаснейших вредителей чёрной и красной смородины в Европе.
Уитото, индейское племя в Южной Америке, живущее в тропических лесах бассейна Амазонки на юго-востоке Колумбии (в междуречье рр.
Байдарские ворота, перевал через главную гряду Крымских гор из Байдарской долины к побережью Чёрного моря высотой 503 м.
Дурбе (город в Латв. ССР) Дурбе, город в Лиепайском районе Латвийской ССР.
Магнитодинамика, магнетодинамика, раздел учения о магнетизме, в котором рассматриваются процессы намагничивания в изменяющихся во времени полях.
Птериготы (Pterygota), наиболее обширная группа высших насекомых, у которых во взрослой стадии развиваются крылья (независимо от того, выполняют они функцию летания или нет), а также ряд насекомых, у которых крылья в той или иной степени редуцированы или отсутствуют.
Феодор I Ласкарис (Theodores Laskares) (около 1175 – начало 1222, Никея), основатель Никейской империи.