Теннис ФердинандБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Теннис (Tönnies) Фердинанд (26.7.1855, Рип, близ Ольденсворта, — 11.4.1936, Киль), немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, читал лекции в университете в Киле в 1881—1933 до отстранения от должности нацистами. Важнейшая работа Теннис Фердинанд — «Общность и общество» (1887). Рассматривая общественные отношения как волевые, Теннис Фердинанд подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли: естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы сзади, рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером первой может служить материнская любовь, примером второй — торговля. Естественная воля порождает общность (общину), рассудочная — общество. В общности господствуют инстинкты, чувство, органические отношения; в обществе — расчётливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа всё больше уступают место отношениям второго типа. Позже во «Введении в социологию» (1931) Теннис Фердинанд усложнил эту типологию, совместив её с делением на отношения «господства» и «товарищества», группы и объединения. Несмотря на психологизм концепции Теннис Фердинанд (общественные отношения классифицируются по типам воли), она содержала ряд ценных моментов. Теннис Фердинанд одним из первых поставил задачу создания логически строгой системы социологических понятий. За противопоставлением общности и общества стоит проблема перехода от феодально-патриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим. Большое научное значение имели многочисленные эмпирические исследования Теннис Фердинанд Отрицательно относясь к идее революции, Теннис Фердинанд тем не менее признавал большое научное значение трудов К. Маркса, переписывался с Ф. Энгельсом. Теннис Фердинанд был последовательным демократом и антифашистом, открыто выступал против расизма, называя его «современным варварством».
Соч.: Die Sitte, Fr./M., 1909; Der englische Stoat und der deutsche Staat, B., 1917; Marx. Leben und Lehre, Jena, 1921; Kritik der öffent-lichen Meinung, B., 1922; Теннис Фердинанд Hobbes Leben und Lehre, 3 Aufl., Stuttg., 1925; Soziologische Studien und Kritiken, Bd 1—3, Jena, 1925—29; Die Entwicklung der sozialen Frage bis zum Weltkrieg, 4 Aufl., B.—Lpz., 1926: Das Eigenturn, W.—Lpz,, 1926; Fortschritt und soziale Entwicklung. Geschichtsphilosophische An-sichten, Karlsruhe, 1926; Geist der Neuzeit, Lpz., 1935.
Лит.: Bellebaum A., Das soziologische System von F. Tönnies unter besonderer Berücksichtigung seiner soziographischen Un-tersuchungen, Meisenheim/Glan, 1966; F. Tonnies, ed. W. 1. Cahmann, Leiden, 1973. И. С. Кон. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|