Фейербах Людвиг Андреас

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ФА ФБ ФЕ ФЁ ФЗ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФЕА
ФЕБ
ФЕВ
ФЕД
ФЕЕ
ФЕЙ
ФЕК
ФЕЛ
ФЕМ
ФЕН
ФЕО
ФЕР
ФЕС
ФЕТ
ФЕФ
ФЕХ
ФЕЦ

Л. Фейербах. Фейербах Людвиг Андреас.

Л. Фейербах.

Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария, – 13.9. 1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий философ-материалист и атеист. Родился в семье криминалиста А. Фейербаха. Окончив местную гимназию, поступил в 1823 на теологический факультет Гейдельбергского университета. Неудовлетворённый догматической ортодоксией, переехал из Гейдельберга в Берлин, где слушал лекции Гегеля, под воздействием которых и формировались воззрения Фейербах Людвиг Андреас По окончании Берлинского университета Фейербах Людвиг Андреас в 1828 защитил в Эрлангенском университете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме», в целом выдержанную в духе гегелевского идеализма. Однако уже в этот период проявилось расхождение Фейербах Людвиг Андреас с Гегелем в отношении к религии вообще, к христианской – в частности, несовместимой, по убеждению Фейербах Людвиг Андреас, с разумом и истиной. После защиты диссертации Фейербах Людвиг Андреас стал приват-доцентом Эрлангенского университета, где с 1829 читал курс «гегелевской философии» и истории новой философии. В 1830 Фейербах Людвиг Андреас анонимно опубликовал сочинение «Мысли о смерти и бессмертии», в котором отвергал идею бессмертия души. Авторство Фейербах Людвиг Андреас было установлено, книга конфискована и Фейербах Людвиг Андреас лишён права преподавания. Но Фейербах Людвиг Андреас не прекратил своей научной деятельности. В трёхтомной работе по истории философии 17 в. Фейербах Людвиг Андреас, оставаясь ещё в целом на гегельянских позициях, уделяет большее внимание философам-материалистам и атеистам и высоко оценивает их вклад в развитие научной мысли. В 1836 Фейербах Людвиг Андреас женился и в течение 25 лет почти безвыездно жил в деревне Брукберг, где жена его была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики. В 1859 фабрика обанкротилась и Фейербах Людвиг Андреас переселился в Рехенберг, где провёл последние годы жизни в жестокой нужде.

  Фейербах Людвиг Андреас горячо приветствовал Революцию 1848. Однако он не принимал активного участия в политической жизни; даже будучи в 1848 депутатом франкфуртского Национального собрания, оставался политически пассивным. В последние годы жизни Фейербах Людвиг Андреас проявлял большой интерес к социальным и экономическим проблемам, изучал «Капитал» К. Маркса, а в 1870 вступил в социал-демократическую партию.

  Основные сочинения Фейербах Людвиг Андреас: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).

  Главным делом жизни Фейербах Людвиг Андреас была непримиримая борьба против религии. В противовес гегелевской философии религии Фейербах Людвиг Андреас рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга. Причина живучести религиозных верований, по Фейербах Людвиг Андреас, – не только обман, использующий невежество; реальная причина религии коренится в «природе человека» и условиях его жизни. Первоисточник религиозных иллюзий Фейербах Людвиг Андреас усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выхода в порождаемых фантазией надежде и утешении – так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. Бог, по Фейербах Людвиг Андреас, будучи проекцией человеческого духа, отчуждается от последнего, объективируется, ему не только приписывают самостоятельное существование, но превращают из творения человека в его творца, в первопричину всего существующего и ставят самого человека в зависимость от вымышленного им «высшего существа». Религия, по мысли Фейербах Людвиг Андреас, парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния. Отвергая религиозный культ, Фейербах Людвиг Андреас противопоставлял ему культ человека, облекаемый им в религиозную оболочку «обоготворения человека». Фейербах Людвиг Андреас рассматривал свой девиз «человек человеку бог» как противоядие от теистической религии.

  Критика религии у Фейербах Людвиг Андреас перерастала в критику философского идеализма, завершившуюся переходом Фейербах Людвиг Андреас в лагерь материализма (1839). Убедившись в родстве идеализма и религии, Фейербах Людвиг Андреас вступил в единоборство с наиболее совершенной формой идеализма – нем. классическим идеализмом и вершиной его – философией Гегеля. Основной порок идеализма, по Фейербах Людвиг Андреас, – отождествление бытия и мышления. «... Мысленное бытие не есть действительное бытие... Образ этого бытия вне мышления – материя, субстрат реальности» (Избранные философские произведения, т. 1, М., 1955, с. 175, 176). В основе философии Фейербах Людвиг Андреас лежит принцип: «... Бытие – субъект, мышление – предикат» (там же, с. 128).

  В теории познания Фейербах Людвиг Андреас продолжал линию материалистического сенсуализма. Выдвигая на первый план опыт как первоисточник знания, Фейербах Людвиг Андреас подчёркивал взаимную связь чувств, созерцания и мышления в процессе познания.

  В центре учения Фейербах Людвиг Андреас – человек как «... единственный, универсальный и высший предмет философии» (там же, с. 202). Антропологический материализм Фейербах Людвиг Андреас исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа. Человек, по Фейербах Людвиг Андреас, есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. С этой позиции Фейербах Людвиг Андреас отвергал вульгарный и механистический материализм. Вместе с тем антропологизм Фейербах Людвиг Андреас основывается на биологической (а не социальной) трактовке природы человека. Здесь – граница фейербаховского, как и всего домарксовского, материализма, не распространявшего материалистическое понимание на сферу общественной жизни. В целом антропологизм Фейербах Людвиг Андреас не вышел за рамки метафизического материализма. Выступая против гегелевского идеализма, Фейербах Людвиг Андреас отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистической диалектики.

  Мировоззрение Фейербах Людвиг Андреас завершается учением о нравственности, исходящим из единства и взаимосвязи Я и Ты. Система общественных отношений подменяется у Фейербах Людвиг Андреас понятиями «рода» и межиндивидуального общения. Стремление к счастью, рассматриваемое как движущая сила человеческой воли, влечёт за собой сознание нравственного долга, поскольку Я не может ни быть счастливым, ни вообще существовать без Ты. Стремление к собственному счастью перерастает рамки эгоизма, оно недостижимо вне человеческого единения. Этическое учение Фейербах Людвиг Андреас имело прогрессивное значение благодаря его гуманистическому, демократическому и антирелигиозному характеру. Однако, лишённая историко-материалистического фундамента, этика Фейербах Людвиг Андреас, подобно его атеизму, не приводила к сознанию необходимости преобразования обществ, бытия как реального условия достижения человеческого счастья. С этим связан и метафизический характер этической теории Фейербах Людвиг Андреас, которая «... скроена для всех времен, для всех народов, для всех обстоятельств и именно поэтому не применима нигде и никогда» (Энгельс Фейербах Людвиг Андреас, см. Маркс К. и Энгельс Фейербах Людвиг Андреас, Соч 2 изд., т. 21, с. 298).

  Всемирно-историческое значение философских и антирелигиозных идей Фейербах Людвиг Андреас ярко обнаруживается в том, что его материализм стал исходным пунктом становления философии марксизма. Более сорока лет спустя после критики Марксом в «Тезисах о Фейербахе» ограниченности фейербаховского материализма Энгельс писал: «... За нами остается неоплаченный долг чести: полное признание того влияния, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой философ после Гегеля» (там же, с. 371).

 

  Соч.: GesammelteWerke, hrsg. vonW. Schuffenhauer, Bd 1–16, В., 1967–75; в рус. пер. – Избранные философские произведения, т. 1–2, М,, 1955; История философии, т. 1–3, М., 1974.

 

  Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К., Энгельс Фейербах Людвиг Андреас Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К. и Энгельс Фейербах Людвиг Андреас, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии», Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; его же, Конспект книги Фейербаха «Изложение, анализ и критика философии Лейбница», там же; Иодль Фейербах Людвиг Андреас, Людвиг Фейербах. Его жизнь и учение, пер. с нем., СПБ, 1905; Деборин А. М., Л. Фейербах, М. – Л., 1929; История философии, т. 3, М., 1943, гл. 7; Есин И. М., Материалистическая философия Л. Фейербаха, М., 1954; Ардабьев А. И., Атеизм Л. Фейербаха, М., 1963; Быховский Б. Э., Л. Фейербах, М., 1967; Элез И., Проблема бытия и мышления в философии Л. Фейербаха, M.,1971; Rawidowicz S., L. Feuerbach's Philosophic, В., 1931; Chamberlain W. В., Heaven wasn't his destination, L., 1941; Cherno М., L. Feuerbach and the intellectual background of 19th century radicalism, Stanford, 1955; Arvon H., L. Feuerbach ou la transformation du sacre, P., 1957; его же, L. Feuerbach, sa vie, son oeuvre avec un expose de sa philosophic, P., 1964; Cornu A., Marx Thesen über Feuerbach, B.,1963; Jankowski H., Etyka L. Feuerbacha, Warsz., 1963; Schuffenhauer W., Feuerbach und der junge Marx, B., 1965; Schmidt A., Emanzipatorische Sinnlichkeit. L. Feuerbachs anthropologischer Materialismus, Münch., 1973.

  Б. Э. Выховский.

 

Так же Вы можете узнать о...


Центральная аэрологическая обсерватория (ЦАО) Главное управления гидрометеорологической службы СССР, научно-исследовательское учреждение, в котором ведутся исследования по физике атмосферы.
Эксцесс (от лат. excessus — выход, отступление),
Алло ... (греч. állos — иной, другой), составная часть сложных слов, обозначающая иное, инородное (например, аллопатия, аллотропия).
Басков страна, Баскония (Vascongadas; Vasconia) (по-баскски Эускади), национальная историческая область в Северной Испании, у побережья Бискайского залива.
Вад (река в Пензенской обл.) Вад, Большой Вад, река в Пензенской области.
Газодинамическая лаборатория (ГДЛ), первая советская ракетная научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация.
Губин Игорь Евгеньевич [р. 5(18).4.1906, Петербург], советский геолог и сейсмолог, член-корреспондент АН СССР (1976).
Елань (посёлок гор. типа в Волгоградской обл.) Елань, посёлок городского типа, центр Еланского района Волгоградской области РСФСР.
Искусства пластические, также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением.
Клини Стивен Коул Клини (Kleene) Стивен Коул (р. 5.1.1909, Хартфорд, штат Коннектикут), американский логик и математик.
Купальница, троллиус (Trollius), род многолетних травянистых растений семейства лютиковых.
Малая Даниловка, посёлок городского типа в Дергачёвском районе Харьковской области УССР, на реке Лопань (бассейн Северского Донца).