Финляндия XVII. Театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ФА ФБ ФЕ ФЁ ФЗ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФИА
ФИБ
ФИВ
ФИГ
ФИД
ФИЕ
ФИЗ
ФИК
ФИЛ
ФИМ
ФИН
ФИО
ФИР
ФИС
ФИТ
ФИУ
ФИФ
ФИХ
ФИЦ
ФИЧ
ФИШ
ФИЮ

XVII. Театр

  Традиции народного театрального искусства – основа фин. профессионального театра. Его развитие тормозилось многовековым швед. владычеством (до 1809), отсутствием национальной драматургии (фин. язык был признан государственным в 1863). В 1827 в Хельсинки было построено первое театральное здание (Театральный дом), в котором выступали рус., нем., швед. гастрольные труппы, иногда фин. любительские кружки, игравшие на швед. языке. Первый профессиональный театр в Финляндия показал спектакли в Хельсинки в 1860, исполнителями были актёры из Швеции. В 1916 начала работать труппа, сформировавшаяся из шведов – жителей Финляндия (позднее Национальный швед. театр в Хельсинки). В 1869 фин. любительским кружком под руководством филолога, критика и драматурга К. Бергбума была поставлена одноактная пьеса «Леа» основоположника национальной драматургии А. Киви на библейский сюжет. Спектакль имел большой успех, что стимулировало создание профессионального театра на фин. языке. В 1872 открылся фин. театр в Хельсинки. В 1872–1904 его возглавлял Бергбум. Ведущими актёрами были И. Алберг, А. Линдфорс и А. Аксельберг. До 1878 театр имел две труппы – драматическую и оперную, которая затем отделилась. С 1902 драматическая труппа начала работать в собственном помещении и получила название Фин. Национальный театр. Существование постоянного театра стимулировало развитие драматургии на фин. языке, переводов пьес на фин. язык. Реалистичная направленность была преобладающей в фин. театральном искусстве. Большое влияние на развитие фин. театра оказало творчество драматурга М. Кант, представительницы возникшего в 80-х гг. движения «Молодая Финляндия», целью которого было проведение социальных реформ, пробуждение национального самосознания народа. Её пьесы «Жена рабочего» (1885, Фин. театр), «Дети горькой судьбы» (1888) и др. рассказывали о бесправном положении рабочих, доведённых до крайней нищеты эксплуатацией. Это первая пьеса в фин. драматургии о борьбе пролетариата за свободу и равноправие. В конце 19 – начале 20 вв. в фин. театр проникают элементы символизма и др. течений декаданса. Реалистические традиции сохранялись в драматургии М. Лассила; в пьесах «Молодой мельник» (1912), «Мудрая дева» (около 1912–15), инсценировка повестей «За спичками» (1910), «Воскресший из мёртвых» (1915) и др. правдиво показаны противоречия современной жизни Финляндия начала 20 в. В остросоциальных пьесах Х. Вуолийоки «Министр и коммунист» (1932), «Закон и порядок» (1933), в цикле пьес о Нискавуори отражена жизнь различных слоев фин. общества. Пьесы этого цикла «Женщины Нискавуори» («Каменное гнездо», 1936), «Хлеб Нискавуори» (1940), «Что же теперь Нискавуори?» (1953) и др., поставлены во многих театрах страны. В пьесе современного прогрессивного драматурга Э. Синерво «Мир ещё молод» (1953, Фин. рабочий театр, Хельсинки) тема нового человека связана с темой борьбы за мир. Наряду с общей реалистической направленностью современного фин. театра в нём отчётливо проявляются модернистские тенденции (в некоторых пьесах К. А. Кивима, М. Валтари и особенно В. Кореля).

Финляндия. Сенатская площадь с собором св. Николая в Хельсинки. 1830—52. Архитектор К. Эгель. Финляндия.

Финляндия. Сенатская площадь с собором св. Николая в Хельсинки. 1830—52. Архитектор К. Эгель.

  В Финляндия существуют городские, рабочие театры и театры, ставящие пьесы на швед. языке. Рабочими и швед. руководят центральное объединение театральных организаций Финляндия и центральное объединение театров на швед. языке. Деятельность многочисленных любительских трупп координируется центральным объединением любительских и Объединением рабочих театров. Профессиональный театр пополняется за счёт театральных школ, высших театральных учебных заведений, самодеятельности. Из 34 профессиональных театров, частично получающих государственные субсидии, большинство содержится за счёт обществ, членами которых являются меценаты, рабочие организации, торговые фирмы и др. Около 10 театров созданы и содержатся муниципалитетами. Среди ведущих театров: Фин. Национальный, Национальный швед., Фин. рабочий, Интимный театр, Зелёный театр – все в Хельсинки; рабочий театр в Тампере, театры в городах Лахти, Турку, Куопио и др. В репертуаре театров классическая зап.-европейская драматургия, пьесы фин., рус., сов. драматургов. Фин. Национальный театр имеет две сцены, одна из которых предназначена для экспериментальных постановок (в 1917–50 художественный руководитель и директор Э. Калима, пропагандист системы К. С. Станиславского, в 1950–74 – К. А. Кивима). Среди режиссёров – Д. Витикка (много работал на экспериментальной сцене), В. Ильмари и др.; актёры – Э. К. Воланен, Э. Эронен, Т. Пало, Т. И. Ринне, А. Корхонен и др. Народный рабочий театр организован около 1914 драматургом М. Иотуни (в 1965 гастролировал в СССР). Среди ведущих актёров Финляндия, помимо названных, А. Линдфорс, А. Леппанен, А. М. Млангус, Р. Снельман, У. Сомерсалми, Э. Юркка и др.

Финляндия. Целлюлозная фабрика фирмы «Энсо — Гутцайт» в г. Каукопя. Финляндия.

Финляндия. Целлюлозная фабрика фирмы «Энсо — Гутцайт» в г. Каукопя.

 

  Лит.: Koskimies R., Suomen kansallisteatteri 1902–1917, Hels., 1953; Suomen kansallisteatteri, toirn. R. Heikkilä, Porvoo, 1962; Finnish Theatre today, Hels., 1971.

Финляндия (Suomi), Финляндская Республика (Suomen Tasavalta).

Государственный герб. Финляндия. Финляндия.

Государственный герб. Финляндия.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Каменное, посёлок городского типа в Ворошиловградской области УССР, в 2 км от ж.
Кубичек ди Оливейра Жуселину Кубичек ди Оливейра (Kubitschek de Oliveira) Жуселину (р.
Месторождения выветривания, залежи полезных ископаемых в зоне химического выветривания горных пород у поверхности Земли.
Операционное исчисление, один из методов математического анализа, позволяющий в ряде случаев посредством простых правил решать сложные математические задачи.
Промышленность, индустрия, важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества; представляет собой совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой П.
Синтин, жидкая горючая смесь насыщенных и ненасыщенных углеводородов; см.
Травертин, см. Известковый туф.
Цетиловый спирт, гексадециловый спирт, CH3(CH2)14CH2OH, насыщенный первичный спирт алифатического ряда; бесцветные кристаллы, нерастворимые в воде, растворимые в спирте и эфире; tпл 49,27 °С, tкип 344,0 °С.
Адлерберг Владимир Федорович [10(21).11.1791 — 8(20).
Богоискательство, религиозное философское течение в среде русской либеральной интеллигенции.
Гелгаудишкис, посёлок городского типа в Шакяйском районе Литовской ССР, на левом берегу р.
Дэрбул, река на С. Китая, правый приток р. Аргунь (бассейна Амура).
Кашеварова-Руднева Варвара Александровна [1842, Витебск, — 29.
Ледораздел, линия наибольшей высоты, разделяющая части ледникового щита или покрова, лёд которых движется в противоположных или сильно различающихся направлениях (например, в Антарктиде, Гренландии, на Ватнайёкудле в Исландии, на фирновых полях Эльбруса).