Финляндия XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ФА ФБ ФЕ ФЁ ФЗ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФИА
ФИБ
ФИВ
ФИГ
ФИД
ФИЕ
ФИЗ
ФИК
ФИЛ
ФИМ
ФИН
ФИО
ФИР
ФИС
ФИТ
ФИУ
ФИФ
ФИХ
ФИЦ
ФИЧ
ФИШ
ФИЮ

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На поселениях мезолитических культур аскола и суомусъярви (8-е тыс. до н. э.) найдены остатки жилищ, овальных в плане, с прямоугольными сенями. От эпохи неолита (3-е тыс. до н. э.) сохранились образцы т. н. ямочно-гребенчатой и шнуровой керамики, наскальные росписи, сверлёные сланцевые молоты, украшенные медвежьими, реже лосиными, головами, резные зооморфные навершия рукояток каменных ножей, костяные инструменты, антропоморфные идолы. Во 2-й половине 1-го тыс. н. э. в орнаменте распространился звериный стиль, близкий искусству германцев.

  В 12–13 вв. складываются традиции каменной архитектуры (швед. опорные пункты-замки Олавинлинна у г. Савонлинна и в Турку). Каменные храмы близки романским церквам Швеции (собор в Турку, 13–15 вв.). Для 14 в. типичны небольшие сельские каменные церкви – прямоугольные в плане, с высокой двухскатной кровлей, низкими пристройками – ризницей с сев. стороны и притвором с южной. Стены возводились из неотёсанного камня, своды из кирпича (церкви в Лохье, 14–16 вв., Хаттуле, 14 в.). Деревянное зодчество, тесно связанное с традициями народного строительного мастерства, сохраняло сравнительную независимость (церкви в Торнио, 17 в., и Кеуру, 18 в.). Для позднеготической монументальной живописи 14–15 вв. характерны привязанность к народному орнаменту, наивный бытовизм деталей, яркий локальный цвет (росписи церквей в Хаттуле, Тайвассало, Перниё). В монументальной живописи 17–18 вв. заметно усилились барочные тенденции (росписи церкви в Палтамо, 1780, художник М. Топелиус). Напряжённой динамикой, экспрессией отмечены произведения деревянной скульптуры 15–17 вв. (распятия, многостворчатые алтари).

Финляндия. Собор в Турку. 13—15 вв. Интерьер. Финляндия.

Финляндия. Собор в Турку. 13—15 вв. Интерьер.

  Процесс осознания национальной самостоятельности, затронув все области фин. культуры, стал основой для формирования национальной художественной школы 19 в. В архитектуре и живописи возрождались традиции народного ремесла, деревянной резьбы, средневековой монументальной живописи и зодчества, характерным стало обращение к темам национальной истории и фольклора.

  Развитие архитектуры конца 18 – начала 19 вв. отмечено влиянием рус. и швед. классицизма (застройка Сенатской площади в Хельсинки, 1820–30-е гг., архитектор К. Энгель). На фоне господствующей в середине 19 в. эклектики (здание «Атенеума» в Хельсинки, 1887, архитектор К. Хейер) в архитектуре утверждается течение «национального романтизма». Его инициаторы Г. Гезеллиус, А. Линдгрен, Э. Сааринен и Л. Сонк стремились к выработке специфических черт национальной архитектуры, сознательно заимствуя декоративные элементы из фин. средневекового деревянного и каменного зодчества. Логическим завершением стиля «национального романтизма» в архитектуре стало здание вокзала в Хельсинки (1904–14, архитектор Э. Сааринен). На рубеже 19–20 вв. развился стиль «модерн» (здание отеля в Иматре, 1903, архитектор Г. Нюстрём, жилые дома в районе Эйра в Хельсинки, начало 20 в.). Схема «Большого Гельсингфорса», разработанная Э. Саариненом в 1915–18, развивала идеи децентрализованной структуры современного города, получившие развитие в архитектуре 20 в. Неоклассицизм 1920-х гг. (здание Национального парламента в Хельсинки, 1927–31, архитектор И. Сирен) сменил функционализм, программным произведением которого стал санаторий в Паймио близ Турку (1929–33, архитектор А. Аалто). В русле функционализма работали Э. Брюгман (церковь на кладбище в Турку, 1938–40), А. Блумстедт, Э. Хуттунен. После 2-й мировой войны 1939–1945 основное внимание уделялось проблемам массового жилищного и общественного строительства. Простота и строгость архитектурных форм, противопоставленные живописности ландшафта (города-спутники Тапиола и Отанисми близ Хельсинки), использование современных строительных конструкций характерны для творчества многих фин. архитекторов 1960-х гг. (А. Аалто, Р. Пиетиля, В. Ревелль, К. и Х. Сирен, А. Эрви). Под влиянием идей структурализма появляются жилые комплексы с компактной застройкой асимметричных, геометрически чётких групп домов (районы Кортепохья в Ювяскюле, 1968–69, архитектор Б. Лундстен, район Хакунила в Хельсинки, 1970, архитекторы Б. Лундстен и Б. Кругиус). Высоким мастерством отмечены общественные здания: административный центр посёлка Сейнятсало (1951–53), Дом культуры рабочих (1955–1958), зал конгрессов «Финляндия» (1971) – все А. Аалто, в Хельсинки; они сочетают яркую необычность композиции с рациональной логикой.

Финляндия. Э. Брюгман. Церковь на кладбище в Турку. 1938—40. Интерьер. Финляндия.

Финляндия. Э. Брюгман. Церковь на кладбище в Турку. 1938—40. Интерьер.

Финляндия. А. Эрви. Центр города-спутника Тапиола. 1959—70. Финляндия.

Финляндия. А. Эрви. Центр города-спутника Тапиола. 1959—70.

Финляндия. Л. Сонк. Церковь св. Иоанна в Тампере. 1902—07. Интерьер. Финляндия.

Финляндия. Л. Сонк. Церковь св. Иоанна в Тампере. 1902—07. Интерьер.

Финляндия. А. Аалто. Ратуша в Сайнятсало. 1949—52. Юго-восточный фасад. Финляндия.

Финляндия. А. Аалто. Ратуша в Сайнятсало. 1949—52. Юго-восточный фасад.

Финляндия. К. Энгель. Библиотека университета в Хельсинки. 1831—45. Главный зал. Финляндия.

Финляндия. К. Энгель. Библиотека университета в Хельсинки. 1831—45. Главный зал.

Финляндия. Л. Сонк. Здание телефонной компании в Хельсинки. 1905—09. Финляндия.

Финляндия. Л. Сонк. Здание телефонной компании в Хельсинки. 1905—09.

  Фин. изобразительное искусство 19 в. находилось в тесном контакте с крупнейшими европейскими школами (в Дюссельдорфе, Париже, Петербурге). Предтечами национальной живописной школы были жанрист А. Лауреус, портретист Г. Финберг, Р. Экман, названный «отцом фин. искусства». При активном участии Р. Экмана было образовано «Фин. художественное общество» (1846). Пути для создания национального пейзажа проложил В. Холмберг, поиски которого развиты и завершены Я. Мунстсрхьельмом, Б. Линдхолмом и В. Вестерхолмом. Морализирующие, сентиментальные полотна А. фон Беккера и К. Янсона не выходят за рамки позднего академизма. Братья фон Райт пишут наивные романтические пейзажи с идиллическими сельскими видами. В 1880–1900 выдвинулась плеяда художников, в творчестве которых воплотились народно-демократические тенденции фин. культуры. Подчёркнуто национальный колорит сцен из народной жизни, смыкающихся по своей демократической направленности с критическим реализмом, близким движению передвижничества в России, стремление к монументально-эпическому решению народной темы присущи произведениям А. Эдельфельта, Э. Ярнефельта и П. Халонена. Крупным художником поры расцвета национальной школы был А. Галлен-Каллела. Решая проблемы демократического искусства, он возвратился к истокам национального реализма, обратившись к темам национального эпоса и фольклора. Фин. скульптура конца 19 – начала 20 вв. представлена работами швед. скульптора К. Шёстранда, долго жившего в Финляндия, классицистическими портретами и аллегорической пластикой В. Рунеберга, камерными терракотовыми статуэтками И. Таканена, памятниками работы Э. Викстрёма. Черты условной стилизации свойственны произведениям В. Валгрена. Подражание средневековой деревянной скульптуре характерно для Э. Халонена и Х. Аутере. Значительная роль в развитии национальной скульптуры принадлежит Финляндия Нюлунду, инициатору создания «Союза скульпторов Финляндия» (1910). Гуманистическая устремлённость, мощь пластической формы свойственны творчеству В. Аалтонена. Для современной фин. скульптуры характерно усиление монументально-декоративных тенденций, стремление к созданию целостных парковых и городских ансамблей (Р. Утриайнен, Л. Пуллинен, Э. Хилтунен, фонтаны А. Тукиайнена).

Финляндия. П. Халонен. «Возвращение с работы». 1905. Атенеум, Хельсинки. Финляндия.

Финляндия. П. Халонен. «Возвращение с работы». 1905. Атенеум, Хельсинки.

Финляндия. Э. Халонен. «Объездчик оленей». Дерево. 1899. Атенеум, Хельсинки. Финляндия.

Финляндия. Э. Халонен. «Объездчик оленей». Дерево. 1899. Атенеум, Хельсинки.

Финляндия. А. Галлен-Каллела. «Мать Лямминкяйнена». 1897. Атенеум, Хельсинки. Финляндия.

Финляндия. А. Галлен-Каллела. «Мать Лямминкяйнена». 1897. Атенеум, Хельсинки.

Финляндия. В. Холмберг. «Объездчик оленей». Дерево. 1899. Атенеум, Хельсинки. Финляндия.

Финляндия. В. Холмберг. «Объездчик оленей». Дерево. 1899. Атенеум, Хельсинки.

В. Вестерхолм. «Речной порог». 1902. Художественный музей . Турку. Финляндия.

В. Вестерхолм. «Речной порог». 1902. Художественный музей . Турку.

Финляндия. А. Тукиайнен. Памятник Э. Салину в Пори. Бронза. 1955. Финляндия.

Финляндия. А. Тукиайнен. Памятник Э. Салину в Пори. Бронза. 1955.

Финляндия. А. Эдельфельт. «Луи Пастер». 1885. Атенеум, Хельсинки. Финляндия.

Финляндия. А. Эдельфельт. «Луи Пастер». 1885. Атенеум, Хельсинки.

Э. Хилтунен. Фонтан «Пламя жизни» в Тампере. 1972. Финляндия.

Э. Хилтунен. Фонтан «Пламя жизни» в Тампере. 1972.

Финляндия. Р. Экман. «Народный поэт П. Линтанен читает стихи». 1849. Атенеум, Хельсинки. Финляндия.

Финляндия. Р. Экман. «Народный поэт П. Линтанен читает стихи». 1849. Атенеум, Хельсинки.

Финляндия. В. Аалтонен. Памятник «Дружба». Турку. Бронза. 1952. Финляндия.

Финляндия. В. Аалтонен. Памятник «Дружба». Турку. Бронза. 1952.

  Фин. живопись 20 в. складывается в процессе взаимодействия национальных традиций и основных интернациональных течений и стилевых направлений, начиная с неоимпрессионизма (группа «Септем», основана в 1912, во главе с М. Эпкелем) и экспрессионизма (группа «Ноябрь», основана в 1916, во главе с Т. Саллиненом) и кончая сюрреализмом (Э. Тирронен), абстрактным искусством (группа «Призма», основана в 1956) и его новейшими разновидностями (В. Карлстедт, М. Фавен, А. Лукандер, Ю. Линновара). Несмотря на обилие формалистических группировок и направлений, реалистическое искусство Финляндия сохраняет прочные позиции, продолжая и развивая художественные традиции национальной школы (сцепы из народной жизни М. Коллина, лаконичные пейзажи Р. Экслунда, А. Канервы, С. Грёнвалла). Прогрессивные фин. графики (А. Ахо, В. Аскола, И. Коллпандер, И. Пиетиля, Т. Тапиовара) обращаются к темам народного быта, труда, городским и сельским мотивам. Монументально-декоративное искусство, сохраняя свою социальную содержательность, является ярким примером синтеза современных архитектурных форм и лаконичного языка монументальной живописи (росписи Л. Сегестроле, Э. Копонена, У. Пусси).

  Традиционные черты народного крестьянского зодчества сохранялись вплоть до начала 20 в. Постройки крестьянской усадьбы свободно группировались вокруг открытого двора. Интересны и разнообразны по формам клети (aitta) и швед. происхождения клети-лухти (luhti). Фин. мастерицы славились декоративным ткачеством. Крестьянский дом украшали тканые одеяла, покрывала, занавеси на двухъярусной кровати, настенные ковры (клетчатые – реану, орнаментированные – тякяня, ворсовые – рюийю), изделия из меди и железа (котлы, кофейники, подсвечники). Современные объединения народных мастеров и профессиональные художники-прикладники широко используют наследие фин. крестьянской культуры. Фин. дизайн опирается на традиции, заложенные в начале 20 в. его пионерами (А. Галлен-Каллела, А. Финч, Э. Сааринен). Произведениям фин. дизайна свойственно стремление к уравновешенности, комфортабельности, конструктивной ясности решений, использование естественных свойств материала и его формы (посуда – Т. Вирккола, К. Франек, ткани – Р. Брик, Д. Юнг, мебель – А. Аалто, Э. Арно, И. Тапиовара).

Э. Арно. Мебельный гарнитур «Караван». Финляндия.

Э. Арно. Мебельный гарнитур «Караван».

 

  Лит.: Выставка финского изобразительного искусства. Каталог, [М.], 1953: Иконников А. В.. Новая архитектура Финляндии, [М., 1972]; Okkonen О., Suomen taiteen historia, osa 1–2, Porvoo – Hels., [1945]; Salokorpi A., Modern Architecture in Finland, L., 1970; Nоrdman C. A., Medeltida skulptur i Finland, Hels., 1964; Valkonen О., Maalaustaiteen murros sliomessa 1908–1914, Yyväskyla, 1973.

Финляндия (Suomi), Финляндская Республика (Suomen Tasavalta).

Государственный герб. Финляндия. Финляндия.

Государственный герб. Финляндия.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Георгиевск, город, центр ого района Ставропольского края РСФСР, на р.
Дом отдыха, оздоровительное учреждение с регламентированным режимом отдыха, предназначенное для практически здоровых людей.
Казанская операция 1918, наступательная операция 5—10 сентября войск 5-й армии (командующий П.
Косарек Адольф Косарек (Kosárek) Адольф (6.
Майами (Miami), город и порт на Атлантическом побережье США, в устье реки, в штате Флорида.
Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского (Второе ополчение), объединение патриотических сил России на завершающем этапе борьбы с польско-литовской и шведской интервенцией в начале 17 в.
Пелиты (от греч. pelos — глина), глинистые породы, обломочные горные породы, сложенные больше чем на 50% частицами размером менее 0,01—0,005 мм.
Разрядник вентильный ,разрядник, предназначенный для защиты электрооборудования сетей переменного тока от различных перенапряжений; представляет собой ряд искровых промежутков (ИП), последовательно с которыми включены нелинейные сопротивления (т.
Скандинавская семилетняя война 1563 —70 (датско-шведская), см.
Тёбза, река в Костромской области РСФСР, левый приток р.
Фустик, зеленоватоили красновато-жёлтая хорошо полирующаяся древесина одного из видов скумпии (семейство сумаховых), а также бразильского жёлтого дерева Chlorophora tinctoria семейства тутовых.
Экзема (греч. ekzema — высыпание на коже, от ekzéo — вскипаю), острое или хроническое незаразное воспалительное заболевание кожи, имеющее нервно-аллергическую природу, характеризующееся разнообразной сыпью, чувством жжения, зудом и склонностью к рецидивам.
Аппаев Хасан Алиевич (1904, с. Карт-Джурт, ныне Карачаевский район Карачаево-Черкесской АО, — 1938), карачаевский советский писатель.