Швеция XVII. Драматический театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЫ ШЭ ШЮ ШЯ
ШВА
ШВЕ
ШВИ
ШВЫ
ШВЯ

XVII. Драматический театр

В 15—16 вв. в Швеция получили распространение школьные театры. В королев. замках с конца 16 в. устраивались театральные представления. Первый придворный театр открыт в Стокгольме в 1649. До начала 19 в. в нём играли итальянская опера и труппа комедии дель арте, немецкая и несколько французских трупп; последние оказали большое влияние на театральная жизнь, подчиняя её вкусы канонам французского классицистского театра. Первой постоянной национальной сценой стал упсальский Студенческий театр (1682— 1691). В 1737 любительская труппа из молодых дворян и чиновников получила название «Королевской шведской сцены». С 1753 этот театр уступил место французской и итальянской труппам. При Густаве III появились первые общедоступные шведские театры в Гётеборге (1779), в Стокгольме (1788); см. Шведский Королевский драматический театр. До 70-х гг. 19 в. на сцене господствовал французский водевиль, псевдоисторические трагедии А. Коцебу и его подражателей. Стиль актёрской игры был тяжеловесно-декламационен. В 70-е гг. в связи с общественным, экономическим и культурным подъёмом в репертуар частных и государственных театров проникла «новая драма» (в т. ч. Г. Ибсен и Б. Бьёрнсон). Утверждение реализма неразрывно связано с А. Стриндбергом — крупнейшим драматургом и теоретиком театра. Хотя многие исторические драмы Стриндберга заняли прочное место в репертуаре европейских театров, большинство его произведений, отмеченных печатью смелого новаторства, не нашли признания на национальной сцене. В 1907 Стриндберг (совместно с режиссёром А. Фальком) открыл в Стокгольме Интимный театр (существовал до 1910), поставивший большинство его пьес. Большое влияние на театральных деятелей Швеция оказали гастроли немецкого Камерного театра, постановка М. Рейнхардом на сцене Королевского драматического театра «Игры снов» Стриндберга (1921), а также гастроли МХТ (1921— 1922). Деятельность крупных актёров 1-й четверти 20 в. Н. Персонне, Х. Боссе, Т. Т. Тейе, В. Шёстрёма, Э. Хильберга, И. Хедквиста, А. де Валя утвердила на шведской сцене принципы психологического реализма. Мастером сценического перевоплощения был Й. Экман. Крупнейшим режиссёром 1-й половины 20 в. стал У. Муландер. В 30-е гг. в театр пришёл А. Шёберг, а в 40-е — И. Бергман—ведущие деятели современного национального театрального искусства. В годы 2-й мировой войны Королевский драматический театр вёл беспринципную репертуарную политику, принимая к постановке главным образом развлекательную драматургию. В то же время лишь Городской театр Гётеборга под рук. Т. Хаммарена открыто выступил против нацизма. Здесь ставились антивоенные спектакли: «Готовность» Альстрёма (1941), «Скачи в ночь!» Муберга (1942), «Нильс Эббесен» Мунка (1944) и др. Одним из самых ярких антифашистских спектаклей был «Калигула» А. Камю в постановке Бергмана (1946). В 50-е гг. возникли частные театры, пропагандировавшие драматургию абсурда. Но на государственных сценах предпочтение отдавалось классике, а также пьесам иностранных драматургов — Ж. П. Сартра, Ж. Ануя, А. Миллера, Т. Уильямса, Дж. Осборна. Усилился интерес театров Швеция к произведениям А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Горького, В. В. Маяковского, В. П. Катаева. Для 60-х гг. характерна возрастающая политическая активность шведского театра. Одним из самых репертуарных драматургов стал Б. Брехт. Родилась идея театра-группы, т. е. содружества актёров, режиссёров, драматурга, создающих спектакль на основе общих политических и художественных взглядов. Такие группы сложились внутри театров (например, вокруг спектакля Королевского драматического театра «Они», посвященного войне во Вьетнаме, 1967), иногда выделялись в отдельные театральные коллективы — т. н. «свободные театры», получившие особенно широкое распространение в конце 60-х — в 70-е гг. Спектакли этих театров зачастую носят ярко выраженный политический характер, имеют форму ревю, насыщены музыкой, пением, пантомимой. Сценарий спектакля сочиняется всей труппой. Наиболее известен Стокгольмский свободный профессиональный театр, выступающий с поддержкой экономических и политических требований рабочего класса и разъезжающий по всей стране. Крупнейшие актёры современного шведского театра: И. Тидблад (ум. в 1975), Э. Юсефсон, Г. Вольгрен, А. Эк, Э. Адольфсон, Э. Дальбек, Г. Рюдеберг, Х. Лёвенадлер, Т. Павло, С. Руд, У. Пальме, К. Кавли, Я. Кулле, А. Третов, С. Фюрст, П. Оскарсон, Э. Х. Ерегорд. Помимо Королевского драматического и городского в Стокгольме работает несколько частных театров. В Гётеборге, Мальмё и др. имеются драматические театры. Для обслуживания небольших городов создан государственный гастролирующий «Рикс-театр», дающий в год до 700 представлений в более чем 100 населённых пунктах.

Кадр из фильма «Фрёкен Юлия». Реж. А. Шёберг. 1951. Швеция.

Кадр из фильма «Фрёкен Юлия». Реж. А. Шёберг. 1951.

Сцена из спектакля «Макбет» У. Шекспира. Гётеборгский городской театр. 1948. Реж. И. Бергман. Швеция.

Сцена из спектакля «Макбет» У. Шекспира. Гётеборгский городской театр. 1948. Реж. И. Бергман.

Кадр из фильма «Седьмая печать». Реж. И. Бергман. 1956. Швеция.

Кадр из фильма «Седьмая печать». Реж. И. Бергман. 1956.

Кадр из фильма «Возница». Реж. В. Шёстрём. 1920. Швеция.

Кадр из фильма «Возница». Реж. В. Шёстрём. 1920.

 

  Лит.: Nordensvan G., Svensk teater och Svenska skådespelare..., del 1—2, Stockh.,1917—18; Hilleström P., Gustaviansk teater, Stockh., 1947; Engel P. G., Janzon L., Sju decennier. Svensk teater under 1900-talet, [Stockh.], 1974.

  О. В. Гарибова.

Цирк. В Швеция систематически выступали передвижные цирковые коллективы. Среди них получили известность цирки под рук. Орландо, братья Миярес, Б. Шрайбер. Родоначальник крупнейшей цирковой династии — Ж. Л. Хоуске; в 60-е гг. 19 в. его жена, наездница Рене Леонар, возглавляла Стокгольмский цирк. Среди крупных цирков 1920-х гг. — Цирк Скотт (под рук. Кэт Бронетт), Цирк Скала (под рук. Гарри и Элен Йонсон), 40—50-х гг. — цирк-варьете Тролле Родина.

  А. Я. Шнеер.

 

Швеция (Sverige), Королевство Швеция (Konungariket Sverige).

Швеция. Флаг государственный. Швеция.

Швеция. Флаг государственный.

Государственный герб Швеции. Швеция.

Государственный герб Швеции.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
  V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации.
Политические партии.
VII. Экономико-географический очерк.
Экономико-географические районы.
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-санитарное состояние и здравоохранение
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
  XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Остеотомия (от остео... и греч. tomē — разрез, рассечение), операция пересечения кости для исправления её деформации и порочного положения конечности.
Пуансон (франц. poincon), 1) в металлообработке — одна из основных деталей инструмента, используемого при штамповке и прессовании металлов.
Система отсчёта в механике, совокупность системы координат и часов, связанных с телом, по отношению к которому изучается движение (или равновесие) каких-нибудь других материальных точек или тел.
Тондо (итал. tondo, буквально — круглый), произведение живописи или рельеф, имеющие круглую форму.
Хромовые сплавы, сплавы на основе хрома. Свойства Х.
Яо (народность) Яо, народность; расселена в КНР (провинции Гуандун, Хунань и Гуанси-Чжуанский автономный район) — 666 тыс.
Белая раса, неточное и устаревшее название европеоидной расы.
Воробьёв Иван Алексеевич (р. 26.8.1921, деревня Горбачёво Одоевского района Тульской области), дважды Герой Советского Союза (19.
Дерегус Михаил Гордеевич [р. 22.11(5.12).1904, с.
Исайя (8 в. до н. э., Иерусалим), первый из так называемых «больших пророков» Ветхого завета (см.
Космос (ботан.) Космос, космея (Cosmos), род однолетних или многолетних травянистых растении семейства сложноцветных.
Мариинский театр, см. Ленинградский театр оперы и балета.
Новосёловское, посёлок городского типа в Раздольненском районе Крымской области УССР, в 33 км от ж.
Полипы (биол.) Полипы (от греч. polypus, буквально — многоногий), общее название преимущественно донных особей кишечнополостных животных.