Швеция XIII. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЫ ШЭ ШЮ ШЯ
ШВА
ШВЕ
ШВИ
ШВЫ
ШВЯ

XIII. Литература

Самые ранние из сохранившихся памятников — рунические надписи героического содержания на камнях (аллитерирующие стихи 9 в. на т. н. Рёкском камне). В период становления феодализма и распространения христианства возникла религиозная литература на латинском языке: «Жизнь Кристины из Стумбелена» Петруса де Дация (1235— 1289), «Откровения святой Биргитты» (14 в.) и др. В 14—15 вв. распространились баллады-песни. В начале 14 в. появились исторические хроники и куртуазная поэзия. Томас Симонсон из Стренгнеса (ум. 1443) создал патриотические песни. Деятелем Реформации в Швеция был О. Петри (1493—1552; «Шведская хроника», перевёл Библию совместно с Л. Петри). В 17 в. зародились драматургия (пьесы на сюжеты из шведской истории и фольклора Ю. Мессениуса, 1579—1636) и лирика (Л. Виваллиус, 1605—69). Творчество Г. Шернъельма (1598—1672; поэма «Геркулес», 1658), застольные песни Лусидора (псевд. Л. Юхансона, 1638—74) проникнуты духом Возрождения. Стихам Ю. Руниуса (1679—1713) присущи черты барокко.

  В начале 18 в. сложилась литература Просвещения. У. Далин (1708—63) в издаваемом им журнале «Then swänska Argus» («Тен свенска Аргус», 1732—34), в сатирах и поэмах критиковал монархию, нравы аристократии и духовенства. «Приключения Адальрика и Гьетильды» (1742—44) Я. Х. Мёрка (1714—63) — первый просветительский роман. Путевые очерки Я. Валленберга (1746—78), естествоиспытателя К. Линнея сыграли важную роль в развитии прозы. Творчество литературной группы «строителей мысли» [Хедвиг Шарлотта Нурденфлюкт, 1718—63; Г. Ф. Крёйц, 1731—85; Г. Ф. Юлленборг (Гилленборг), 1731—1808], поэзия Ю. Г. Уксеншерны (1750—1818) развивались в русле сентиментализма. С критикой монархии и церкви выступал писатель и публицист позднего Просвещения Ю. Х. Чельгрен (1751— 1795). Отстаивая принципы классицизма, он отдал дань и предромантизму. К. М. Бельман (1740—95; сб. «Послания Фредмана», 1790) поднял традиционный жанр застольной песни на уровень национальной поэзии, вложив в него демократическое и реалистическое содержание. Идиллии и сатиры Анны Марии Ленгрен (1754—1817) также проникнуты демократическими симпатиями. В борьбе с классицизмом складывался предромантизм. Его теоретик Т. Турильд (1759— 1808) выступал в защиту Великой французской революции. Поэзия Турильда, Б. Лиднера (1757—93) и Ф. М. Франсена (1772— 1847) отличалась напряжённой эмоциональностью и образностью.

  Борьбу против эпигонов классицизма (К. Г. Леопольд, 1756—1829) и просветит. иллюзий по отношению к буржуазному строю завершили романтики: журнал «Фосфорос» («Phosphoros», 1810—13). Романтический конфликт между идеалом и действительностью получил религиозно-мистическое воплощение в лирике и драматической поэме «Остров блаженства» (1824—27) главы «фосфористов» П. Д. Аттербума (1790— 1855), в поэзии и лирической драмах близкого «фосфористам» Э. Ю. Стагнелиуса (1793— 1823). Против мистических тенденций «фосфористов» выступили романтики т. н. Готского (Ётского) союза в журнале «Идуна» («lduna», 1811—24), издаваемом их вождём Э. Г. Гейером (1783—1847). «Готы» призывали к возрождению героических традиций, обращались к фольклору. Э. Тегнер (1782—1846), связанный с «готами», воплотил патриотические и гуманистические идеалы в поэме «Сага о Фритьофе» (1819— 1825), ставшей своего рода национальным эпосом.

  Обострение общественных противоречий в 30-е гг. вызвало поворот к социально-критической проблематике и зарождению реализма: проза К. Ю. Л. Альмквиста (1793—1866). В 30—50-е гг. появились бытовые романы Фредрики Бремер (1801—65), Эмилии Флюгаре-Карлен (1807—92), очерки К. А. Веттерберга (1804—89) и комедии А. Бланша (1811—68). Подъём буржуазно-демократические движения нашёл выражение в политических стихах О. П. Стурцен-Беккера (1811—69) и К. В. А. Страндберга (1818—77). Традиции романтизма прослеживаются в исторических романах «Последний афинянин» (1859) и «Оружейник» (1891) и лирике А. В. Рюдберга (1828—95).

  В конце 70-х — начале 80-х гг., в эпоху бурного роста капитализма и рабочего движения, укреплению реализма способствовала литературно-критическая деятельность датчанина Г. Брандеса. Центральное место занял острокритический роман «Красная комната» (1879) А. Стриндберга (1849—1912). Вокруг Стриндберга группировались писатели «Молодой Швеция» (Анна Шарлотта Лефлер-Эдгрен, 1849—92; Виктория Бенедиктсон, 1850—88; Г. Гейерстам, 1858—1909), поднимавшие актуальные проблемы шведской жизни. В конце 80-х гг. в творчестве Стриндберга, Гейерстама, романиста и драматурга Т. Хедберга (1862—1931) усилились натуралистические тенденции; драмы Стриндберга «Отец» (1887), «Фрекен Юлия» (1888) и др. обозначили новую ступень в развитии европейской драмы. Поэзия и проза У. Хансона (1860—1925) отразили эволюцию от натурализма к импрессионизму и символизму.

  В 90-е гг. против натурализма выступили неоромантики во главе с В. Хейденстамом (1859—1940). В литературном манифесте «Ренессанс» (1889), лирике, романе «Ханс Альенус» (1892) он противопоставлял буржуазным будням эстетизированный мир Возрождения и Востока, культ наслаждений. Черты эстетизма, уход в прошлое, в мир мечты характеризуют лирику О. Левертина (1862—1906) и новеллы П. Хальстрёма (1866—1960). В неоромантической поэзии Г. Фрёдинга (1860—1911; сб. «Гитара и гармоника», 1891) и Э. А. Карлфельдта (1864—1931) на основе фольклора воссозданы патриарх. картины сельского уклада. С неоромантизмом связано раннее творчество Сельмы Лагерлёф (1858— 1940), опиравшейся на народную сказку и легенду. Её роман «Сага о Йёсте Берлинге» (1891) проникнут гуманизмом, отрицанием буржуазного утилитаризма. Стриндберг в 90-е гг. обнаружил интерес к мистицизму и ницшеанству, от которых, однако, внутренне отталкивался (роман «В шхерах», 1890). Неприятие им буржуазного мира отразилось в драмах «Путь в Дамаск» (ч. 1—3, 1898—1904), «Соната призраков» (1907), предвосхитивших европейскую экспрессионистскую драму.

  Я. Сёдерберг (1869—1941) в психологических романах и новеллах подверг иронической и скептической оценке моральные, религиозные и социальные устои буржуазного общества. В центре его произведений, а также в лирике и новеллах Б. Бергмана (1869—1967) — жизнь Стокгольма и судьба «маленького человека».

  В начале 20 в., в условиях капиталистической индустриализации и подъёма рабочего движения появились первые значительные произведения о рабочем классе М. Кока (1882—1940), Г. Хеденвинд-Эриксона (1880—1967), Д. Андерсона (1888—1920). Л. Нурдстрём (1882—1942), Г. Хельстрём (1882—1953) и Элин Вегнер (1882—1949) создали бытовые романы о разных слоях шведского общества. Психологический роман «Селямбы» (1920) П. С. Сивертса (1882—1970) — острая сатира на буржуазные нравы. Циклу романов Я. Бергмана (1883—1931) о промышленном районе Бергслаген («Маркуреллы из Вадчёпинга», 1919, и др.) присущи обострённый психологизм, гротеск и символика.

  Настроения смятения и страха, порожденные 1-й мировой войной, выразили П. Лагерквист (1891—1974) в сборнике экспрессионистских стихов «Страх» (1916), Б. Шёберг (1885—1929). Под влиянием Октябрьской революции в России появились революционные мотивы в поэзии Э. Блумберга (1894—1965). В 1924 возникла шведская группа международного союза «Кларте», способствовавшая распространению социалистических идей: поэты Карин Бойе (1900—41), А. Юнгдаль (1901—68) и др. В 1929 Г. Сандгрен (р. 1904), Х. Мартинсон (1904—78), А. Лундквист (р. 1906), Ю. Чельгрен (1907—48) и Э. Асклунд (р. 1908) выступили с поэтической антологией «Пять молодых». Для этой группы характерны туманные социалистические идеалы, примитивизм, романтическое воспевание «века машин» и «свободной любви». При всей утопичности идей их программа способствовала сближению литературы с жизнью. Сб. стихов Лундквиста «Обнажённая жизнь» (1929) отразил жизнь современного города, рабочих. Чельгрен создал роман «Люди и мост» (1935), проникнутый духом пролетарской солидарности. В стихах Мартинсона преобладали черты морской романтики.

  В 30-е гг. развивается социальный автобиографический роман: дилогия «Крапива цветёт» (1935) и «Путь в жизнь» (1936) Мартинсона, цикл романов об Улуфе (1934—1937) Э. Йонсона (р. 1900), трилогия о Кнуте Туринге (1935—39) В. Муберга (1898¾1973). Особой социальной остротой отличались произведения писателей, принадлежавших к т. н. статарской школе, отразившие нужду и бесправие батраков: Муа Мартинсон (1890—1964), Я. Фридегорд (1897—1968), П. Лу-Юхансон (р. 1901). Цикл «Барышни фон Палены (1930—35) и другие романы Агнес фон Крусеншерны (1894—1940) натуралистически показали деградацию дворянства. Объект сатиры в романах Ф. Нильсона-Пиратена (1895—1972; «Бомби Битт и я», 1932) и У. Хедберга (1899—1974) — буржуазная мораль. В прозе Т. Аурелля (1895—1976), В. Юнгквиста (1900—74), Т. Юнсона (1910—50) заметны поиски новых художественных средств. Поэты Я. Гульберг (1898—1961) и Ю. Эдфельт (р. 1904) продолжили традиции экспрессионизма. Э. Тоб (1890—1976) и Н. Ферлин (1898—1961) развивали демократические традиции городской песни. Сюрреалистические мотивы стихов Г. Экелёфа (1907—68) сменились глубокими философским обобщениями.

  В преддверии и в годы 2-й мировой войны (1939—45) созданы антифашистские произведения: аллегорическая повесть «Палач» (1933) Лагерквиста, роман «Возвращение солдата» (1940) Йонсона, антиутопия «Каллокаин» (1940) Карин Бойе, исторический роман Муберга «Скачи в ночь!» (1941). В первые послевоенные годы сложилось творчество писателей, разочаровавшихся в буржуазной цивилизации, обратившихся к исследованию внутреннего мира человека. В их произведениях заметно влияние экзистенциализма. Комплекс страха и вины доминирует в романе С. Дагермана (1923—54) «Остров обречённых» (1946), в ранней лирике Э. Линдегрена (1910—68) и К. Венберга (р. 1910). Проблема отчуждения человека в буржуазном обществе — в центре произведений С. Арнера (р. 1909) и Л. Алина (р. 1915). Нравственные искания современного человека запечатлены в цикле романов Лагерквиста на библейские сюжеты («Варавва», 1950, и др.). С философскими историческими романами «Прибой» (1946), «Эпоха его милости» (1960) выступил Йонсон, поставив в них важные современные проблемы. Эпическая фантастическая поэма Мартинсона «Аниара» (1956) имеет черты пессимистической антиутопии. Лу-Юхансон в цикле автобиографических романов (1951—60) воссоздал картину шведской жизни 1-й трети 20 в. Муберг опубликовал цикл романов (1949—59) об эмиграции шведских крестьян в Америку в середине 19 в. Традиции реалистического романа в 40—50-е гг. продолжали также Лундквист, Ф. Фриделль (р. 1904), О. Вассинг (р. 1919), Сара Лидман (р. 1923).

Флюгер церкви в Сёдерале (Хельсингланд). Золочённая бронза. 11 в. Исторический музей. Стокгольм. Швеция.

Флюгер церкви в Сёдерале (Хельсингланд). Золочённая бронза. 11 в. Исторический музей. Стокгольм.

  Одна из центральных тем литературы 60—70-х гг. — полемика с официальным тезисом «государства всеобщего благоденствия». Биргитта Тротциг (р. 1929) рисует картины материальной и духовной нищеты, стремясь найти выход в религиозных исканиях. Пороки общественной и духовной жизни обличали Л. Йёрлинг (1931—66), Б. Рунеборг (р. 1937), сатирики П. Родстрём (1925—65) и П. К. Ерсильд (р. 1935), соавторы острокритических детективных романов П. Валё (1926—75) и Май Шёвалль (р. 1935). Против моральных и идеологических стереотипов направлены интеллектуальные и аналитические романы П. У. Сундмана (р. 1922), Л. Юлленстена (р. 1921), П. У. Энквиста (р. 1930). В условиях роста антиимпериалистического и антиколониального движения появилась «ангажированная» литература: антиколониальные романы Лидман («Я и мой сын», 1961), Б. Сёдерберга (р. 1925; «Стремя», 1961), политический роман «Шерсть» (1973) Л. Густафсона (р. 1936). Распространение получила документальная литература: репортажи Лундквиста, П. Вестберга (р. 1933) о Южной Африке, Лидман о шведских шахтёрах и Вьетнаме, документальные романы Энквиста и С. Дельбланка (р. 1931). Крупные эпические произведения — циклы романов П. А. Фогельстрёма (р. 1917) «Город» (1960—68) и Дельбланка о провинции Сёдерманланд (1970—76). Мировой известностью пользуются книги для детей Астрид Линдгрен (р. 1907) о Малыше и Карлсоне, Пеппи — Длинном чулке и др.

  В начале 60-х гг. выступила группа формалистической, т. н. конкретной поэзии (Э. Фальстрём, р. 1928; и др.). В противовес ей школа «новой простоты»— И. Пальм (р. 1931), Соня Окессон (р. 1926), Б. Хокансон (р. 1937) — стремилась возродить реалистическую поэзию. Л. Сёдерберг (р. 1931), Хокансон, И. Сонневи (р. 1939) в своей лирике конца 60-х — начала 70-х гг. обращаются к актуальной политической тематике.

  Союз писателей Швеция, существующий с 1893, представляет собой профессиональную организацию, призванную защищать экономические и творческие интересы литераторов.

  Литературоведение в Швеция с самого начала развивалось в тесной связи с западноевропейским, а в 20 в. и с американским. Начало литературоведению как науке положили романтики Л. Хаммаршельд (1785—1827, соч. «Шведская словесность», 1818—19) и Аттербум, применившие к лит. произведению эстетический и  психологический анализ. Наибольшее влияние на литературоведение 20 в. оказал последователь культурно-исторической школы Х. Шюк (1855—1947), основывавшийся на тщат. изучении источников. Его метод развили и углубили М. Ламм (1880—1950), Ф. Бёэк (1883—1961), А. Нильсон (1878—1936) и др. В. Сванберг (р. 1896) утверждает социальные связи и значимость лит. произведений («Поэзия и политика», 1931, и др.). В 50-е гг. Г. Тидестрём (р. 1906) выступил как сторонник «новой критики».

 

  Лит.: Горн Ф. В., История скандинавской литературы от древнейших времен до наших дней, М., 1894; Брандес Г., Собрание сочинений, 2 изд., т. 2, СПБ. 1906; История западной литературы, под ред. Ф. Д. Батюшкова, т. 2—3, М., 1913—14; История зарубежной литературы конца XIX — начала ХХ в. (1871¾1917), М., 1968; История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1 (1917¾1945), М., 1969; История Швеции, М., 1974; Брауде Л., Сказочники Скандинавии, Л., 1974; Schück Н., Warburg К., Illustrerad svensk litteraturhistoria, 3 uppl., del 1—8, Stockh., 1926— 1952; Tigerstedt E. N., Svensk litteraturhistoria, 3 uppl., Stockh.; 1960; Gustafson A., A history of Swedish literature, Minneapolis, 1961; Linder E. Hj., Fern decennier av nittonhundratalet, 4 uppl., del 1—2,. Stockh., 1965—66; Ny illustrerad svensk litteraturhistoria, 2 uppl., del 1—4, Stockh., 1967; Broström Т., Moderne svensk litteratur 1940—1972, Kbh., 1973; Brandell G., Stenkvist J., Svensk litteratur 1870—1970, [del] 1—3, Stockh., 1974—75.

  А. А. Мацевич.

 

Швеция (Sverige), Королевство Швеция (Konungariket Sverige).

Швеция. Флаг государственный. Швеция.

Швеция. Флаг государственный.

Государственный герб Швеции. Швеция.

Государственный герб Швеции.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
  V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации.
Политические партии.
VII. Экономико-географический очерк.
Экономико-географические районы.
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-санитарное состояние и здравоохранение
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
  XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Кипарисовые (Cupressaceae), семейство хвойных вечнозелёных кустарников или деревьев.
Красногорское сражение 1790, бои между русской и шведской эскадрами 23—24 мая в Финском заливе, северо-западнее Красной Горки, во время русско-шведской войны 1788—90.
Ликвация (в металлургии) Ликвация (от лат. liquatio — разжижение, плавление), сегрегация (от позднелат.
Медан (Medan), город в Индонезии, самый крупный на острове Суматра.
Муфта (от нем. Muffe или голл. mouwtje) в технике, устройства для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и т.
Одиннадцатый Всероссийский съезд Советов, состоялся в Москве 19—29 января 1924.
Перигляциальные процессы (от пери... и лат. glacies — лёд), термин, введённый в 1909 польским географом и почвоведом В.
Приеде Гунар Рейнхольдович (р. 17.3.1928, Рига), латышский советский драматург.
Роба, раба, в Древней Руси рабыня, невольница.
Серы хлориды, соединения серы с хлором: SCl4, SCl2, S2Cl2.
Стеатитовая керамика, изделия и материалы, применяемые как изоляторы в высоковольтной и высокочастотной технике; изготовляется на основе минерала стеатита (разновидность талька).