Швеция XIII. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIII. Литература Самые ранние из сохранившихся памятников — рунические надписи героического содержания на камнях (аллитерирующие стихи 9 в. на т. н. Рёкском камне). В период становления феодализма и распространения христианства возникла религиозная литература на латинском языке: «Жизнь Кристины из Стумбелена» Петруса де Дация (1235— 1289), «Откровения святой Биргитты» (14 в.) и др. В 14—15 вв. распространились баллады-песни. В начале 14 в. появились исторические хроники и куртуазная поэзия. Томас Симонсон из Стренгнеса (ум. 1443) создал патриотические песни. Деятелем Реформации в Швеция был О. Петри (1493—1552; «Шведская хроника», перевёл Библию совместно с Л. Петри). В 17 в. зародились драматургия (пьесы на сюжеты из шведской истории и фольклора Ю. Мессениуса, 1579—1636) и лирика (Л. Виваллиус, 1605—69). Творчество Г. Шернъельма (1598—1672; поэма «Геркулес», 1658), застольные песни Лусидора (псевд. Л. Юхансона, 1638—74) проникнуты духом Возрождения. Стихам Ю. Руниуса (1679—1713) присущи черты барокко. В начале 18 в. сложилась литература Просвещения. У. Далин (1708—63) в издаваемом им журнале «Then swänska Argus» («Тен свенска Аргус», 1732—34), в сатирах и поэмах критиковал монархию, нравы аристократии и духовенства. «Приключения Адальрика и Гьетильды» (1742—44) Я. Х. Мёрка (1714—63) — первый просветительский роман. Путевые очерки Я. Валленберга (1746—78), естествоиспытателя К. Линнея сыграли важную роль в развитии прозы. Творчество литературной группы «строителей мысли» [Хедвиг Шарлотта Нурденфлюкт, 1718—63; Г. Ф. Крёйц, 1731—85; Г. Ф. Юлленборг (Гилленборг), 1731—1808], поэзия Ю. Г. Уксеншерны (1750—1818) развивались в русле сентиментализма. С критикой монархии и церкви выступал писатель и публицист позднего Просвещения Ю. Х. Чельгрен (1751— 1795). Отстаивая принципы классицизма, он отдал дань и предромантизму. К. М. Бельман (1740—95; сб. «Послания Фредмана», 1790) поднял традиционный жанр застольной песни на уровень национальной поэзии, вложив в него демократическое и реалистическое содержание. Идиллии и сатиры Анны Марии Ленгрен (1754—1817) также проникнуты демократическими симпатиями. В борьбе с классицизмом складывался предромантизм. Его теоретик Т. Турильд (1759— 1808) выступал в защиту Великой французской революции. Поэзия Турильда, Б. Лиднера (1757—93) и Ф. М. Франсена (1772— 1847) отличалась напряжённой эмоциональностью и образностью. Борьбу против эпигонов классицизма (К. Г. Леопольд, 1756—1829) и просветит. иллюзий по отношению к буржуазному строю завершили романтики: журнал «Фосфорос» («Phosphoros», 1810—13). Романтический конфликт между идеалом и действительностью получил религиозно-мистическое воплощение в лирике и драматической поэме «Остров блаженства» (1824—27) главы «фосфористов» П. Д. Аттербума (1790— 1855), в поэзии и лирической драмах близкого «фосфористам» Э. Ю. Стагнелиуса (1793— 1823). Против мистических тенденций «фосфористов» выступили романтики т. н. Готского (Ётского) союза в журнале «Идуна» («lduna», 1811—24), издаваемом их вождём Э. Г. Гейером (1783—1847). «Готы» призывали к возрождению героических традиций, обращались к фольклору. Э. Тегнер (1782—1846), связанный с «готами», воплотил патриотические и гуманистические идеалы в поэме «Сага о Фритьофе» (1819— 1825), ставшей своего рода национальным эпосом. Обострение общественных противоречий в 30-е гг. вызвало поворот к социально-критической проблематике и зарождению реализма: проза К. Ю. Л. Альмквиста (1793—1866). В 30—50-е гг. появились бытовые романы Фредрики Бремер (1801—65), Эмилии Флюгаре-Карлен (1807—92), очерки К. А. Веттерберга (1804—89) и комедии А. Бланша (1811—68). Подъём буржуазно-демократические движения нашёл выражение в политических стихах О. П. Стурцен-Беккера (1811—69) и К. В. А. Страндберга (1818—77). Традиции романтизма прослеживаются в исторических романах «Последний афинянин» (1859) и «Оружейник» (1891) и лирике А. В. Рюдберга (1828—95). В конце 70-х — начале 80-х гг., в эпоху бурного роста капитализма и рабочего движения, укреплению реализма способствовала литературно-критическая деятельность датчанина Г. Брандеса. Центральное место занял острокритический роман «Красная комната» (1879) А. Стриндберга (1849—1912). Вокруг Стриндберга группировались писатели «Молодой Швеция» (Анна Шарлотта Лефлер-Эдгрен, 1849—92; Виктория Бенедиктсон, 1850—88; Г. Гейерстам, 1858—1909), поднимавшие актуальные проблемы шведской жизни. В конце 80-х гг. в творчестве Стриндберга, Гейерстама, романиста и драматурга Т. Хедберга (1862—1931) усилились натуралистические тенденции; драмы Стриндберга «Отец» (1887), «Фрекен Юлия» (1888) и др. обозначили новую ступень в развитии европейской драмы. Поэзия и проза У. Хансона (1860—1925) отразили эволюцию от натурализма к импрессионизму и символизму. В 90-е гг. против натурализма выступили неоромантики во главе с В. Хейденстамом (1859—1940). В литературном манифесте «Ренессанс» (1889), лирике, романе «Ханс Альенус» (1892) он противопоставлял буржуазным будням эстетизированный мир Возрождения и Востока, культ наслаждений. Черты эстетизма, уход в прошлое, в мир мечты характеризуют лирику О. Левертина (1862—1906) и новеллы П. Хальстрёма (1866—1960). В неоромантической поэзии Г. Фрёдинга (1860—1911; сб. «Гитара и гармоника», 1891) и Э. А. Карлфельдта (1864—1931) на основе фольклора воссозданы патриарх. картины сельского уклада. С неоромантизмом связано раннее творчество Сельмы Лагерлёф (1858— 1940), опиравшейся на народную сказку и легенду. Её роман «Сага о Йёсте Берлинге» (1891) проникнут гуманизмом, отрицанием буржуазного утилитаризма. Стриндберг в 90-е гг. обнаружил интерес к мистицизму и ницшеанству, от которых, однако, внутренне отталкивался (роман «В шхерах», 1890). Неприятие им буржуазного мира отразилось в драмах «Путь в Дамаск» (ч. 1—3, 1898—1904), «Соната призраков» (1907), предвосхитивших европейскую экспрессионистскую драму. Я. Сёдерберг (1869—1941) в психологических романах и новеллах подверг иронической и скептической оценке моральные, религиозные и социальные устои буржуазного общества. В центре его произведений, а также в лирике и новеллах Б. Бергмана (1869—1967) — жизнь Стокгольма и судьба «маленького человека». В начале 20 в., в условиях капиталистической индустриализации и подъёма рабочего движения появились первые значительные произведения о рабочем классе М. Кока (1882—1940), Г. Хеденвинд-Эриксона (1880—1967), Д. Андерсона (1888—1920). Л. Нурдстрём (1882—1942), Г. Хельстрём (1882—1953) и Элин Вегнер (1882—1949) создали бытовые романы о разных слоях шведского общества. Психологический роман «Селямбы» (1920) П. С. Сивертса (1882—1970) — острая сатира на буржуазные нравы. Циклу романов Я. Бергмана (1883—1931) о промышленном районе Бергслаген («Маркуреллы из Вадчёпинга», 1919, и др.) присущи обострённый психологизм, гротеск и символика. Настроения смятения и страха, порожденные 1-й мировой войной, выразили П. Лагерквист (1891—1974) в сборнике экспрессионистских стихов «Страх» (1916), Б. Шёберг (1885—1929). Под влиянием Октябрьской революции в России появились революционные мотивы в поэзии Э. Блумберга (1894—1965). В 1924 возникла шведская группа международного союза «Кларте», способствовавшая распространению социалистических идей: поэты Карин Бойе (1900—41), А. Юнгдаль (1901—68) и др. В 1929 Г. Сандгрен (р. 1904), Х. Мартинсон (1904—78), А. Лундквист (р. 1906), Ю. Чельгрен (1907—48) и Э. Асклунд (р. 1908) выступили с поэтической антологией «Пять молодых». Для этой группы характерны туманные социалистические идеалы, примитивизм, романтическое воспевание «века машин» и «свободной любви». При всей утопичности идей их программа способствовала сближению литературы с жизнью. Сб. стихов Лундквиста «Обнажённая жизнь» (1929) отразил жизнь современного города, рабочих. Чельгрен создал роман «Люди и мост» (1935), проникнутый духом пролетарской солидарности. В стихах Мартинсона преобладали черты морской романтики. В 30-е гг. развивается социальный автобиографический роман: дилогия «Крапива цветёт» (1935) и «Путь в жизнь» (1936) Мартинсона, цикл романов об Улуфе (1934—1937) Э. Йонсона (р. 1900), трилогия о Кнуте Туринге (1935—39) В. Муберга (1898¾1973). Особой социальной остротой отличались произведения писателей, принадлежавших к т. н. статарской школе, отразившие нужду и бесправие батраков: Муа Мартинсон (1890—1964), Я. Фридегорд (1897—1968), П. Лу-Юхансон (р. 1901). Цикл «Барышни фон Палены (1930—35) и другие романы Агнес фон Крусеншерны (1894—1940) натуралистически показали деградацию дворянства. Объект сатиры в романах Ф. Нильсона-Пиратена (1895—1972; «Бомби Битт и я», 1932) и У. Хедберга (1899—1974) — буржуазная мораль. В прозе Т. Аурелля (1895—1976), В. Юнгквиста (1900—74), Т. Юнсона (1910—50) заметны поиски новых художественных средств. Поэты Я. Гульберг (1898—1961) и Ю. Эдфельт (р. 1904) продолжили традиции экспрессионизма. Э. Тоб (1890—1976) и Н. Ферлин (1898—1961) развивали демократические традиции городской песни. Сюрреалистические мотивы стихов Г. Экелёфа (1907—68) сменились глубокими философским обобщениями. В преддверии и в годы 2-й мировой войны (1939—45) созданы антифашистские произведения: аллегорическая повесть «Палач» (1933) Лагерквиста, роман «Возвращение солдата» (1940) Йонсона, антиутопия «Каллокаин» (1940) Карин Бойе, исторический роман Муберга «Скачи в ночь!» (1941). В первые послевоенные годы сложилось творчество писателей, разочаровавшихся в буржуазной цивилизации, обратившихся к исследованию внутреннего мира человека. В их произведениях заметно влияние экзистенциализма. Комплекс страха и вины доминирует в романе С. Дагермана (1923—54) «Остров обречённых» (1946), в ранней лирике Э. Линдегрена (1910—68) и К. Венберга (р. 1910). Проблема отчуждения человека в буржуазном обществе — в центре произведений С. Арнера (р. 1909) и Л. Алина (р. 1915). Нравственные искания современного человека запечатлены в цикле романов Лагерквиста на библейские сюжеты («Варавва», 1950, и др.). С философскими историческими романами «Прибой» (1946), «Эпоха его милости» (1960) выступил Йонсон, поставив в них важные современные проблемы. Эпическая фантастическая поэма Мартинсона «Аниара» (1956) имеет черты пессимистической антиутопии. Лу-Юхансон в цикле автобиографических романов (1951—60) воссоздал картину шведской жизни 1-й трети 20 в. Муберг опубликовал цикл романов (1949—59) об эмиграции шведских крестьян в Америку в середине 19 в. Традиции реалистического романа в 40—50-е гг. продолжали также Лундквист, Ф. Фриделль (р. 1904), О. Вассинг (р. 1919), Сара Лидман (р. 1923). Флюгер церкви в Сёдерале (Хельсингланд). Золочённая бронза. 11 в. Исторический музей. Стокгольм. Одна из центральных тем литературы 60—70-х гг. — полемика с официальным тезисом «государства всеобщего благоденствия». Биргитта Тротциг (р. 1929) рисует картины материальной и духовной нищеты, стремясь найти выход в религиозных исканиях. Пороки общественной и духовной жизни обличали Л. Йёрлинг (1931—66), Б. Рунеборг (р. 1937), сатирики П. Родстрём (1925—65) и П. К. Ерсильд (р. 1935), соавторы острокритических детективных романов П. Валё (1926—75) и Май Шёвалль (р. 1935). Против моральных и идеологических стереотипов направлены интеллектуальные и аналитические романы П. У. Сундмана (р. 1922), Л. Юлленстена (р. 1921), П. У. Энквиста (р. 1930). В условиях роста антиимпериалистического и антиколониального движения появилась «ангажированная» литература: антиколониальные романы Лидман («Я и мой сын», 1961), Б. Сёдерберга (р. 1925; «Стремя», 1961), политический роман «Шерсть» (1973) Л. Густафсона (р. 1936). Распространение получила документальная литература: репортажи Лундквиста, П. Вестберга (р. 1933) о Южной Африке, Лидман о шведских шахтёрах и Вьетнаме, документальные романы Энквиста и С. Дельбланка (р. 1931). Крупные эпические произведения — циклы романов П. А. Фогельстрёма (р. 1917) «Город» (1960—68) и Дельбланка о провинции Сёдерманланд (1970—76). Мировой известностью пользуются книги для детей Астрид Линдгрен (р. 1907) о Малыше и Карлсоне, Пеппи — Длинном чулке и др. В начале 60-х гг. выступила группа формалистической, т. н. конкретной поэзии (Э. Фальстрём, р. 1928; и др.). В противовес ей школа «новой простоты»— И. Пальм (р. 1931), Соня Окессон (р. 1926), Б. Хокансон (р. 1937) — стремилась возродить реалистическую поэзию. Л. Сёдерберг (р. 1931), Хокансон, И. Сонневи (р. 1939) в своей лирике конца 60-х — начала 70-х гг. обращаются к актуальной политической тематике. Союз писателей Швеция, существующий с 1893, представляет собой профессиональную организацию, призванную защищать экономические и творческие интересы литераторов. Литературоведение в Швеция с самого начала развивалось в тесной связи с западноевропейским, а в 20 в. и с американским. Начало литературоведению как науке положили романтики Л. Хаммаршельд (1785—1827, соч. «Шведская словесность», 1818—19) и Аттербум, применившие к лит. произведению эстетический и психологический анализ. Наибольшее влияние на литературоведение 20 в. оказал последователь культурно-исторической школы Х. Шюк (1855—1947), основывавшийся на тщат. изучении источников. Его метод развили и углубили М. Ламм (1880—1950), Ф. Бёэк (1883—1961), А. Нильсон (1878—1936) и др. В. Сванберг (р. 1896) утверждает социальные связи и значимость лит. произведений («Поэзия и политика», 1931, и др.). В 50-е гг. Г. Тидестрём (р. 1906) выступил как сторонник «новой критики».
Лит.: Горн Ф. В., История скандинавской литературы от древнейших времен до наших дней, М., 1894; Брандес Г., Собрание сочинений, 2 изд., т. 2, СПБ. 1906; История западной литературы, под ред. Ф. Д. Батюшкова, т. 2—3, М., 1913—14; История зарубежной литературы конца XIX — начала ХХ в. (1871¾1917), М., 1968; История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1 (1917¾1945), М., 1969; История Швеции, М., 1974; Брауде Л., Сказочники Скандинавии, Л., 1974; Schück Н., Warburg К., Illustrerad svensk litteraturhistoria, 3 uppl., del 1—8, Stockh., 1926— 1952; Tigerstedt E. N., Svensk litteraturhistoria, 3 uppl., Stockh.; 1960; Gustafson A., A history of Swedish literature, Minneapolis, 1961; Linder E. Hj., Fern decennier av nittonhundratalet, 4 uppl., del 1—2,. Stockh., 1965—66; Ny illustrerad svensk litteraturhistoria, 2 uppl., del 1—4, Stockh., 1967; Broström Т., Moderne svensk litteratur 1940—1972, Kbh., 1973; Brandell G., Stenkvist J., Svensk litteratur 1870—1970, [del] 1—3, Stockh., 1974—75. А. А. Мацевич.
Швеция (Sverige), Королевство Швеция (Konungariket Sverige). Швеция. Флаг государственный. Государственный герб Швеции. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации. Политические партии. VII. Экономико-географический очерк. Экономико-географические районы. VIII. Вооружённые силы IX. Медико-санитарное состояние и здравоохранение X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|