Эстонская Советская Социалистическая Республика XVII. Танец. БалетБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XVII. Танец. Балет Истоки эстонского народного танца — в различных обрядах, праздничных обычаях. Первые упоминания о нем относятся к 13 в. Со временем танец обрел четкую форму, для которой характерны благородство манеры исполнения, отсутствие высоких прыжков, перепляса. Эстонский танец, как правило, массовый, строится по кругу (парный характерен для 2-й половины 19 в.). Танцы принято делить на обрядовые, подражательные (имитирующие различные повадки и движения животных и др.), акробатические и бытовые. Элементы обрядовых сохранились в «Кихну ратае», «Муху каннанеэр», «Тарга рехеалуне» и др.; среди подражательных — «Харакатантс» («Танец сороки»), «Карутантс» («Танец медведя»), а также «Кингсепа полька» («Полька сапожника») и др.; акробатических почти не осталось («Пулгатантс», «Кандали»). С 18 в. эстонский танец вобрал элементы народных танцев соседних стран. Около 1820 популярным становится вальс, который преобразовался в народный «Лабаялавальс», с особой манерой исполнения поворота на всей ступне. Во 2-й половине 19 в. часто танцевали польку (разновидности — «в три шага», «через ножку», с подскоком и др.). Контрдансы представлены танцами типа«Инглиски» и близкими к ним «Ойге я ваземба», «Каламиес», «Куппаримуори». На кадрили основаны и «Пикк инглиска» и своеобразный танец «Каэра Яан». В начале 20 в. бальные танцы стали вытеснять народные. В 1913 по инициативе А. Раудкатс началась работа по собиранию, записи и популяризации народных танцев. В 40-х гг. 20 в. в Э. зародилась традиция вечеров народного творчества, выросшая в республиканские праздники народного танца (с 1963), в которых принимает участие до 10 тыс. исполнителей (1970). В республике много танцевальных коллективов, имеются самодеятельные ансамбли, которые создают сценические варианты танцев («Кульюс», «Туйсулине», «Сыпрус», «Куллакетраяд» и др.). Над ними работают хореографы У. Тооми, X. Миккель, С. и О. Валгемяэ, К. Леэте и др. Некоторые ансамбли сохраняют этнографические танцы («Лейгарид» и др.). Руководителей ансамблей народных танцев готовят на курсах при Доме народного творчества, в Вильяндиском училище культуры и Таллинском педагогическом институте. X. Я. Аассалу. Развитие профессионального балета началось под влиянием танцевального искусства русских артистов и отдельных гастролеров из др. стран. Одна из первых профессиональных танцовщиц — Э. Ильбак, последовательница А. Дункан. В 1924 Г. Негго организовала в Таллине студию ритмопластики, которая готовила исполнителей и балетмейстеров, ставила спектакли. Классический танец успешно преподавался в студии, созданной E. Литвиновой (бывшая артистка Марийского театра), ее воспитанники Л. Лооринг, Э. Хольц, Р. Ольбрей, Р. Роод были в составе первой балетной труппы театра «Эстония». Первое хореографическое представление было показано в 1914. В 1925 балетмейстером театра стала Р. Ольбрей, которая поставила: «Щелкунчик» (1936) и «Лебединое озеро» (1940) П. И. Чайковского, «Красный мак» Р. М. Глиэра (1939), «Кратт» Э. Тубина (1944). В 1935 при театре «Ванемуйне» (Тарту) была создана балетная труппа под руководством балетмейстера И. Урбель. После освобождения Э. от фашистской оккупации хореографическое искусство получило все возможности для дальнейшего развития. В репертуар вошли произведения классического наследия и лучшие балеты советских и зарубежных композиторов; среди балетов эстонских композиторов: «Калевипоэг» Э. Каппа (1948, «Эстония»; 1950, «Ванемуйне»), «Тийна» Л. Аустер (1955, «Эстония»; 1958, «Ванемуйне»), «Балет-симфония» Э. Тамберга (1960, «Ванемуйне»; 1963, «Эстония»). В 60-е — середине 70-х гг. ведущие балетмейстером М. Мурдмаа, Ю. Вилимаа, Э. Суве, в творчестве которых национальные традиции своеобразно сочетаются со школой классического танца. Созданы новые балеты, например «Иоанна тентата» Тамберга (1971, «Эстония») и др. Среди ведущих артистов балета — Т. Рандвийр, А. Лейс, Ю. Лехисте, Е. А. Позняк, Т. Сооне, Э. Керге, Ю. Ласе, Т. Хярм, В. И. Маймусов, Я. Гаранцис, Э. Эркина, И. Арро, С. Краниг; педагогов-репетиторов — А. Экстон, X. Пуур, Л. Леэтмаа. В Э. ставили балетмейстеры из др. республик — Б. А. Фенстер, В. П. Бурмейстер, В. Гривицкас и др. С 1946 работает Таллинское хореографическое училище. Материалы о балете печатаются в еженедельнике «Сирп я вазар» («Серп и молот»), в сборнике «Театральные заметки». Т. Э. Ласс. Ваза. Керамика. 1969.
Лит.: Tormis L., Eesti balletist, Tallinn, 1967; Tööpunalipu ordeniga autasustatud Eesti NSV Riikiik Akadeemiline Ooperi — ja Balletiteater «Estonia» (1906—1966), Tallinn, 1969: «Vanernuine» täna ja eile, Tartu, 1970. Л. Тормис. Эстонская Советская Социалистическая Республика, Эстония (Ээсти НСВ). Флаг государственный. Эстонская ССР. Герб государственный. Эстонская ССР. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк Э. в эпоху социализма VI. Коммунистическая партия Эстонии VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Эстонии VIII. Профессиональные союзы IX. Народное хозяйство X. Медико-географическая характеристика XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения XII. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XIII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Литература XV. Архитектура и изобразительное искусство XVI. Музыка XVII. Танец. Балет XVIII. Драматический театр XIX. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|