Эстонская Советская Социалистическая Республика 2. Общественные наукиБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2. Общественные науки Общественная мысль в Э. до 1919. Зарождение прибалтийской немецкой исторической литературы в Э. относится к 13 в.: «Хроника Ливонии» (составлена в 1224—27), «Старейшая ливонская рифмованная хроника» (доведена до конца 13 в.). Авторами этих и составленных в 14—15 вв. хроник выступали идеологи немецкой феодальной верхушки. Они оправдывали завоевания в Прибалтике необходимостью распространения христианства, защищали сословные привилегии немецкого дворянства. «Хроника Ливонской провинции» (16 в.) пастора эстонского происхождения Б. Руссова впервые подвергла робкой критике немецких дворян и крепостное право. Ранние этапы миросозерцания эстонского народа, его нравственные и эстетические воззрения отразились в фольклоре. Курессаарский замок. 14—15 вв. Современный вид. В 17—18 вв. начато исследование эстонского языка; во 2-й половине 18 в. значительный лингвистический и этнографический материал собран А. В. Хупелем. Становление профессиональной философии, начало систематического изучения права связаны с основанием в 1632 Академии Густавианы. Начатая в академии И. Шютте борьба против схоластики натолкнулась на сопротивление богословов, а первый профессор логики и этики М. Савоний, защищавший гуманистическое учение П. Раме, в 1650 был уволен. Основы народного образования связаны с деятельностью Б. Г. Форселиуса. В конце 18 в. просветители Г. И. Яннау, Г. Г. Меркел, И. Х. Петри и др. выступили с критикой крепостничества; они положительно оценивали присоединение Эстляндии и Лифляндии к России. Большую известность приобрели работы по истории права России ректора Тартуского университета И. Ф. Г. Эверса. Ряд работ в области гражданского права и процесса был опубликован Ф. Г. Бунге, в области международного права — работавшим в Тартуском университете в 1893—1918 В. Э. Грабарем. Большинство работ прибалтийских немецких историков в 19 — начале 20 вв. (А. Тобин и др.) имело антирусскую направленность, в них проповедовались идеи культуртрегерства, игнорировалась роль эстонского народа в истории. Развитию общественных наук способствовало открытие в 1802 Тартуского университета и учреждение в 1838 ученого Эстонского общества; к этому времени относится и зарождение экономической науки. Изучением истории Прибалтики, в том числе и Эстонии, занимался ряд русских ученых. Так, Н. Н. Харузин выдвигал на первый план значение коренных народностей на территории Э., указывал на их связи с народами, населяющими территорию России. Сводом эстонской лексики явился эстонско-немецкий словарь Ф. И. Видемана (1869). Эстонский фольклор собрали и исследовали Я. Хурт и М. И. Эйсен. В Тартуском университете работал в 1883—93 один из предшественников современной фонологии А. Бодуэн де Куртенэ. Преподавание философии в течение нескольких десятилетий проводилось в духе кантианства (Г. Б. Еше), которое у первого ректора университета физика Г. ф. Паррота сочеталось с естественнонаучным материализмом. Просветительские идеи в эстетике были в работах И. К. С. Моргенштерна. Антифеодальные и антиклерикальные идеи содержались в трудах первых эстонских просветителей-демократов Ф. Р. Фельмана и Ф. Р. Крейцвальда, в стихах К. Я. Петерсона. Атеизм и материализм пропагандировал К. Р. Якобсон — деятель эстонского национального движения. С середины 19 в. усилилось влияние материалистических идей, проводившихся работавшими в Тарту естествоиспытателями. Этому противостояла философия персонализма, развивавшаяся Г. Тейхмюллером. В 90-х гг. 19 в. в Э. стали проникать марксистские идеи. Существенное влияние на их распространение в передовых слоях эстонского общества оказали революционно настроенные русские рабочие и студенты, высланные в Э. из Петербурга и др. городов России. На рубеже 19 и 20 вв. материалистическую линию в преподавании естественных наук продолжили профессора университета А. Н. Северцов, А. И. Садовский, Ф. Ю. Левинсон-Лессинг и др., работы которых оказали влияние на демократическую интеллигенцию Э. Истоки эстонской буржуазной историографии относятся к концу 19 в. Среди первых историков был пастор В. Рейман. В конце 19 в. в эстонской историографии сложилось два направления: буржуазно-клерикальное (Я. Хурт, И. Яннсен и др.), которое восприняло в основном концепции прибалтийских нем. историков, и буржуазно-демократическое (Якобсон, языковед М. Веске, живописец И. Келер и др.). Его представители в своих трудах требовали распространения на Прибалтику российских буржуазных реформ, ликвидации особого остзейского порядка и т. д. В начале 20 в., с развитием рабочего движения и распространением идей марксизма в Э., появились первые марксистские труды по истории края (Х. Пегельман, В. Кингисепп, Я. Анвельт и др.). Первые два десятилетия 20 в. характеризуются ростом влияния марксистской экономической теории. Взгляды эстонских марксистов по основным вопросам совпадали с экономической платформой русских большевиков. Тарту. Набережная реки Эмайыги. Основы экспериментального направления в психологии были заложены в Э. в конце 19 в. психиатром Э. Крепелином. Проблемы памяти исследовал Р. Каллас. Общественные науки в буржуазной Э. Идеи марксизма-ленинизма продолжали жить в сознании трудящихся масс Э. и в годы буржуазной диктатуры. Компартия Э. продолжала борьбу в условиях подполья. Она сплачивала демократические силы страны, организовывала изучение и издание марксистской литературы, возглавляла борьбу против буржуазной идеологии. Антинародный характер политики эстонской буржуазии разоблачался в трудах В. Кингисеппа. В СССР работала комиссия по истории КП Э., издавалась литература по общественным наукам на эстонском языке; марксистскую историографию Э. продолжали развивать эстонские советские историки и революционные деятели: Я. Анвельт, А. Йеа.А.Лукин, Я.Пальвадре, Х. Пегельман, И. Реезен, О. Рястас, Х. Туммельтау. В буржуазной философии наиболее широкое распространение получили неореализм (В. Фрейманн), персонализм (Э. Теннманн) и др. Позитивистской линии придерживался психолог и философ К. Рамуль, который стал основателем школы в области методики психологического эксперимента. К материализму эволюционировал А. Коорт. Против усиливавшейся в 30-е гг. угрозы фашизма в Э. выступали представители прогрессивной интеллигенции — писатели Э. Вильде, И. Варес-Барбарус, А. Х. Таммсааре, ряд учёных и общественных деятелей. После установления буржуазной диктатуры в Э. научную деятельность продолжали главным образом консервативно и умеренно настроенные буржуазные историки. В своих работах они шли по стопам русской и немецкой буржуазной историографии, распространяли идеи национализма, уделяя большое внимание истории Э. до 13 в., которая рассматривалась как эпоха «древней государственной самостоятельности». С этим периодом сопоставлялась история Э. 19 в., называвшаяся периодом «национального пробуждения». Игнорируя социально-экономические факторы, отрицая роль классовой борьбы в развитии общества, идеологи эстонской буржуазии провозгласили национальное движение главной движущей силой исторического процесса. При этом наибольший упор делался на пропаганду истории борьбы контрреволюции против Советской власти и участие буржуазии в антисоветской интервенции. Прогрессивные представители эстонских историков, перешедшие затем на позиции Советской власти, издали ряд ценных трудов. Так, Х. Моора в исследовании о железном веке на территории Латвии отвёл значительное место истории Э., дал обзор эстонской археологии; Х. Круус изучал народные движения в 19 в., историю Ливонской войны (1558—83). В период 1919—40 труды буржуазных экономистов сводились в основном к различным трактовкам экономической политики государства. Буржуазные экономисты оправдывали подчинение эстонской экономики иностранному капиталу; для этих работ был характерен крайний антисоветизм. В 30-х гг. в Э. получила распространение концепция «корпоративного государства». В 1919—40 по проблемам теории права и административного права заслуживают внимания исследования А. Т. Клийманна, по гражданскому праву — Э. Илуса, по финансовому праву — И. Н. Ваабеля, по уголовному праву — Х. Кадари. Эти учёные продолжали свою научную деятельность и в Советской Э. Существенное воздействие на развитие и формирование эстонского литературного языка оказали И. В. Вески и И. Аавик, диалекты исследовал А. Сааресте. Продолжался сбор фольклорного и этнографического материала; его научная интерпретация зачастую была тенденциозной. Развитие общественных наук в Э. с 1940. Работа по созданию трудов по общественным наукам, начавшаяся в 1940 и прерванная Великой Отечественной войной 1941—45, была возобновлена в послевоенные годы. Философия. Восстановление Советской власти в Э. открыло дорогу широкой пропаганде и разработке марксистско-ленинской философии. Видным пропагандистом и государственным деятелем стал А. Уйбо, на позиции марксизма перешёл А. Ю. Коорт. Были созданы кафедры философии в вузах республики; в 60—70-х гг. — сектор философии и сектор социологии в АН Эст. ССР. Выросли новые философские кадры. Работы Г. И. Наана послужили началом плодотворной дискуссии по философским вопросам теории относительности. Разрабатывается теория познания (Я. К. Ребане), методология естествознания (Л. О. Вальт, П. Г. Кард и др.), теория социальной революции (Р. Н. Блюм-Русак), эстетики (Л. Н. Столович). Ведутся исследования в области педагогической психологии (Х. Лийметс), прикладной психологии; изучаются социально-профессиональная ориентация молодёжи (М. Х. Титма), социальная структура и интернационализация культуры развитого социалистического общества (Ю. Ю. Кахк), проблемы массовой коммуникации. Л. О. Вальт. Историческая наука. Работа по истории Э. проводилась в институте истории АН Эстонской ССР, институте истории партии при ЦК КП Э. (основан в 1946), на кафедрах истории Тартуского государственного университета и др. вузов. Большое значение для развития эстонской исторической науки имело опубликование на эстонском языке 4-го издания сочинений В. И. Ленина и важнейших работ К. Маркса, Ф. Энгельса. Обобщающим итогом марксистского исследования различных периодов истории Э. является коллективный 3-томный труд «История Эстонской ССР» (эст. изд. 1955—71, рус. 1961—74, под ред. Г. Наана, А. К. Вассара, И. М. Саата и В. А. Маамяги). Исторический опыт КПЭ анализируется в «Очерках истории Коммунистической партии Эстонии» (3 книги, эст. изд. 1961—72, рус. 1961—70 под ред. А. Б. Либмана, А. К. Панксеева и М. А. Пести). Комплексное исследование этнической истории эстонского народа и др. народов Прибалтики выполнили Х. А. Моора и ряд научных сотрудников. Древняя история Э. освещена в работах М. Х. Шмидехольма, Л. Ю. Янитса, Ю. Я. Селиранда и др. Исследования по истории периода феодализма посвящены развитию барщинного хозяйства (Х. М. Лиги), проблемам феодального землепользования (Э. В. Тарвель), исторической демографии (С. Х. Вахтре, Х. Э. Палли). Проблемы, связанные с разложением феодально-крепостнического строя, историю классовой борьбы крестьянства анализирует в своих монографиях Ю. Ю. Кахк. Историю национального движения во 2-й половине 19 в. рассматривали Х. Х. Круус, Э. А. Яксен и др. Переселенческое движение эстонских крестьян с 1830 по 1863 осветил А. К. Вассар, в последующий период — В. А. Маамяги. Особое внимание эстонских историков обращено на изучение революционного опыта пролетариата Э., социалистического и коммунистического строительства в республике. Исследован процесс распространения ленинских идей и борьбы за единство рабочего движения в Э. в 1902—17. Революцию 1905—07 изучал Г. И. Мосберг. История Октябрьской революции 1917 в Э. обобщена в коллективных трудах и монографиях (И. М. Саат, К. К. Сийливаск и др.). Исследовалась классовая борьба в Э. в годы Гражданской войны (Ю. Я. Тайгро) и буржуазной диктатуры (А. А. Леббин, О. Х. Куули). Отношения СССР и Э. в 20-х гг. осветил А. В. Кооп. Издана коллективная монография «Эстонский народ в Великой Отечественной войне Советского Союза» (главный редактор Л. Ленцман, т. 1—2, 1971—77; на рус. яз. — т. 1, 1973). Р. Н. Пуллат и др. изучали историю городов, опубликовали историю Таллина в 2 книгах (1969—76). Под редакцией И. П. Соломыковой опубликована в 2 томах «История эстонского искусства» (1970—76). В республике ведутся археологические работы; в 1969 на территории Э. обнаружены первые в лесной полосе Восточной Европы остатки первобытных полей. Этнографы института истории АН Эстонской ССР участвуют в составлении «Этнографического атласа СССР». Краеведческую работу в республике с 1958 координирует Комиссия краеведения при АН Эстонской ССР. Исторические материалы публикуются в «Известиях Академии наук Эстонской ССР. Серия общественных наук», «Учёных записках Тартуского государственного университета». Пропагандой исторических знаний и разработкой вопросов истории занимаются Государственный исторический музей в Таллине (основан в 1940), Государственный этнографический музей в Тарту (основан в 1909), этнографический Парк-музей Эстонской ССР в Таллине (открыт в 1964). В. А. Маамяги. Экономическая наука. С 1940 в республике началась теоретическая и практическая разработка проблем социалистического строительства; в вузах введено преподавание политической экономии. С 1948 при АН Эстонской ССР и в вузах республики была создана аспирантура для подготовки кадров ученых-экономистов. Большую помощь в подготовке теоретических кадров оказала Академия общественных наук при ЦК КПСС. Экономистами республики разрабатывались проблемы социалистической индустриализации (А. Т. Веймер), коллективизации сельского хозяйства и развития новых аграрных отношений (Р. И. Антоне, Н. С. Бузулуков). Была показана реакционная сущность экономической политики эстонской буржуазии (О. А. Сепре). Исследуются экономические методы повышения качества промышленной продукции (А. А. Кеэрна, Х. А. Метса), проблемы региональной экономики и территориальной организации производства (В. Ю. Тармисто). Большое внимание уделяется экономическим аспектам рационального землепользования (М. Л. Бронштейн) и охраны окружающей среды. Проводятся исследования в области применения экономико-математических методов в оптимальном отраслевом планировании (И. 3. Каганович), декомпозиционного анализа (Ю. А. Эннусте), применения индексного метода в экономическом анализе (У. И. Мересте), исследуются проблемы планирования народного хозяйства (Э. В. Кулль), теории управления (Р. К. Юксвярав), экономической эффективности сельского хозяйства (Э. Т. Винт). Центры экономической науки: Институт экономики АН Эстонской ССР (основан в 1946), Эстонское отделение Центрального экономико-математического института АН СССР (основан в 1965), Эстонский научно-исследовательский институт научно-технической информации и технико-экономических исследований (основан в 1968), экономические факультеты и кафедры вузов. Юридическая наука. Советская правовая наука развивается на юридическом факультете Тартуского университета и учеными АН Эстонской ССР (с 1956 сектор права входит в институт экономики). Специалистом по финансовому праву был Ю. Ваабель. В работах П. Вихалема дана критика политики и правовых отношений буржуазной Э. К области международного права относятся исследования А. Уусталя по правовому режиму территориальных вод. Уголовное право разрабатывают И. Ребане, Ю. М. Лившиц и др. Государственное право, история государства и права исследовались в трудах В. И. Левина. Колхозное право исследовала В. Кельдер. Ведутся исследования по трудовому и гражданскому праву, правовым аспектам технического прогресса и охраны окружающей среды, а также по криминологии и по проблеме хранения и обработки юридической информации на ЭВМ. При деятельном участии ученых-юристов были созданы кодексы республики и их комментированные издания, а также проект новой Конституции Э. В области языкознания на марксистско-ленинской методологической основе расширились и углубились традиционные для Э. исследовательские направления (школа финно-угроведения во главе с П. Аристэ, который является и главным редактором выходящего в Э. с 1965 журнала «Советское финно-угроведение»; работы А. Каска в области истории и диалектологии эстонского языка и др.). Возникли новые подходы к изучению общественных наук (работы Ю. М. Лотмана по структуральной поэтике и семиотике культуры и др.). Эстонская Советская Социалистическая Республика, Эстония (Ээсти НСВ). Флаг государственный. Эстонская ССР. Герб государственный. Эстонская ССР. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк Э. в эпоху социализма VI. Коммунистическая партия Эстонии VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Эстонии VIII. Профессиональные союзы IX. Народное хозяйство X. Медико-географическая характеристика XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения XII. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XIII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Литература XV. Архитектура и изобразительное искусство XVI. Музыка XVII. Танец. Балет XVIII. Драматический театр XIX. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|