Эстонская Советская Социалистическая Республика XV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЭА ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЕ ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭУ ЭФ ЭХ ЭЦ ЭЧ ЭШ ЭЭ ЭЯ
ЭСА
ЭСБ
ЭСЕ
ЭСК
ЭСЛ
ЭСМ
ЭСН
ЭСП
ЭСС
ЭСТ
ЭСХ
ЭСЭ

XV. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура. Древнейшие сооружения («püstkoda»)на территории Э. относятся к 3-му и 2-му тыс. до н. э. В 1-м тыс. до н. э. появились укрепленные поселения — городища (Асва, Иру, Ридала) и наземные захоронения («каменные ящики»), а в начале 1-го тыс. н. э. деревни (в качестве жилища служил сруб). Во 2-й половине 1-го тыс. сложилась густая сеть городищ, обнесенных рвом, валом и деревянной бревенчатой изгородью. В 11—12 вв. построены обширные городища (Вальяла, Варбола) и первые поселения городского типа (Таллин, Тарту, Отеля). Из «каменных ящиков» развились могильники с каменными ограждениями.

  В 1-й четверти 13 в. вторжение немцев и датчан, создавших мощную сеть крепостей, привело к резкому перелому в развитии архитектуры. Строительные мастера — выходцы из Германии и Скандинавии принесли с собой новые стройматериалы (кирпич, известь, стекло) и методы конструкции, присущие романскому стилю (арка, свод, кладка на известковом растворе). Главным типом здания стали церкви, использовавшиеся и в оборонных целях. Позднероманские мотивы проявились в церкви в Вальяла (13 в.). С середины 13 в. они сочетались с раннеготическими формами (стрельчатая арка, кубкообразная капитель). В 13—14 вв. сложились самостоятельные архитектурные школы. В Западной Э. и на островах преобладали однонефные церкви без башни, с высокими нервюрными сводами, узкими окнами, пластически акцентированными порталами и скульптурным убранством (Вальяла, Муху, Каарма на о. Сааремаа, Хаапсалу и др.). В Центр. Э. господствовал тип трехнефной зальной церкви с башней, безнервюрными «купольными» сводами, круглыми столбами с резными капителями (в Амбла, 3-я четверть 13 в.; в Коэру, Тюри и др. — конец 13 — 1-я половина 14 вв.). В Южной Э. преобладали кирпичные трехнефные зальные церкви без башни, с ложными нишами щипцов, крестообразными в плане столбами, нервюрными сводами (в Ныо, конец 13 в., в Пылве, конец 15 в., и др.). Крупнейшая готическая постройка в Э. — базиликальный собор Петра и Павла в Тарту (13—15 вв.) с хором зального типа и двухбашенным фасадом. В 14 в. была возведена базиликальная церковь Яана в Тарту. Образцом позднеготического зодчества Северной Э. стала архитектура Таллина. В 13—16 вв. в Таллине сооружались церкви: Домская, Пюхавайму, Олевисте, Нигулисте; готические гражданские здания: ратуша (1404), гильдия Олевисте (15 в.) и Большая гильдия (15 в.), ансамбли монастырей: Катарийна (доминиканский монастырь св. Екатерины, 13—16 вв.), Михкли (св. Михаила, 13—16 вв.) и Пирита (св. Бригитты, 15—16 вв.), дома горожан с жилой комнатой высотой в 2 этажа («diele») и главным фасадом, украшенным резным порталом с предпорожьем. В 14 в. таллинские мастера строили на всей территории Северной Э. (церкви Кейла и Козе в у. Харью, Люганузе и Йыхви в у. Виру). В 15 в. в Северо-Западной Э. преобладали одно-двухнефные церкви, на С.-В. — трехнефные зальные церкви с башней (Хальяла, Виру-Яагупи, Вяйке-Маарья и др.). В период готики в Э. было построено более 50 каменных замков различных типов: нерегулярные, связанные с рельефом (Отепя, Лихула), жилые донжоны (Пайде, Пейде, Вастселийна), регулярные кастеллы (Таллин, Хаапсалу, Пылтсамаа). С последней четверти 13 в. строились характерные для нем. ордена конвентские дома (в 13— 14 вв. в Вильянди, Пярну, во 2-й половине 14 в. в Таллине, Раквере, Нарве, Курессааре, в 15 в. в Пылтсамаа). С развитием огнестрельного оружия часть замков была превращена в обширные лагерные кастеллы (Пайде, Вастселийна, Хаапсалу). В сел. местности монастыри (Кяркна, Падизе), а также часть церквей (Вальяла, Кихельконна, Ныо, Лайузе, Йыхви, Марьямаа, Пюха и др.) имели крепостной характер. 6 городов были защищены каменными стенами и укрепленными воротами (Таллин, Тарту, Нарва, Пярну, Вильянди, Хаапсалу).

Архитектура 13 — начала 20 вв. Замок в Тоольсе. 15 в. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитектура 13 — начала 20 вв. Замок в Тоольсе. 15 в.

  В 1-й четверти 16 в. наряду с готикой появились ренессансные тенденции (главным образом в орнаментике и архитектурном декоре): важня (1554), дом братства Черноголовых, шпиль ратуши (архитектор А. Графф, 1627) — в Таллине, жилые дома в Нарве.

  Около 1640 в Э. проникает барокко; ратуша, 1668—71, архитектор Г. Тейфель, в Нарве, Таллинские ворота в Пярну, 1690, и др. В облике городов важными композиционными акцентами стали бастионы (Таллин, Нарва, Тарту, Пярну). После присоединения к России в 18 в. архитектура Э. развивается в тесной взаимосвязи с русской. В Таллине были построены дворец и парк Кадриорг (1718—25, архитектор Н. Микетти), здание губернского управления (1767—73, архитектор И. Шульц); помещичьи усадебные дома (Палмсе, Сагади, Хийу-Сууремыйза), перестроен в дворцовом духе замок Пылтсамаа (1772—74, интерьеры — И. М. Графф). В церковном зодчестве распространились зальный и крестово-купольный типы (церковь Елизаветы, 1744—47, а архитектор И. X. Гютербок, и православная церковь Екатерины, 1764— 1768, архитектор П. Егоров, в Пярну).

Архитектура 13 — начала 20 вв. Н. Микетти, М. Г. Земцов. Дворец в Кадриорге. 1718—25. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитектура 13 — начала 20 вв. Н. Микетти, М. Г. Земцов. Дворец в Кадриорге. 1718—25.

  В конце 18 в. утвердился ранний классицизм, сохранивший отдельные черты барокко: ратуша в Тарту, 1782—89, архитектор Ю. Г. Б. Вальтер. В 19 в. под воздействием петербургского зодчества распространились «образцовые» проекты фасадов, в особенности для жилых и общественных зданий в Тарту (гостиный двор, 1816—21, разрушен). Здесь же было построено здание университета (архитектор И. В. Краузе). В Северной Э. в начале 19 в. строились усадебные дома дворцового типа (Хыреда, Колга, Рийзипере) с пейзажными парками.

  Во 2-й половине 19 в. и в начале 20 в. в городах сложились крупные промышленные комплексы с рабочими поселками (Кренгольмская мануфактура в Нарве и др.), в архитектуре жилых и общественных зданий распространился эклектизм (церковь Каарли в Таллине, 1862—70, архитекторы Р. Бернхардт, О. Хиппиус, и др.).

  С развитием стиля «модерн» связано национально-романтическое направление в архитектуре Э.: строительство театральных зданий, клубов (Эстонское студенческое общество в Тарту, 1902, архитектор Г. Хеллат), школ, доходных домов и особняков (жилой дом в Таллине на ул. Виру, 1913, архитекторы К. Бурман, А. Перна). В 1920—30-е гг. архитектура во многом определяется чертами функционализмастроительстве общественных и жилых зданий — Э. Хаберманн, X. Йохансон, А. Маттеус, Э. Куузик, О. Сийнмаа, А. Соанс; в строительстве сельских школ и хуторов — А. Вольберг, Э. Ныва).

Эстонская ССР. Архитектура 13 — начала 20 вв. Э. Куузик. Жилой дом в Нымме. 1935. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Эстонская ССР. Архитектура 13 — начала 20 вв. Э. Куузик. Жилой дом в Нымме. 1935.

  В крестьянских хуторах сохранялся сложившийся в 11—12 вв. своеобразный тип дома «жилая рига» — сруб, объединявший жилую комнату («rehetuba») и гумно («rehealune»); приземистый монументальный удлиненный объем венчала высокая соломенная или камышовая крыша.

  После восстановления Советской власти в 1940 и изгнания фашистских оккупантов в 1944 начались разработка генеральных планов, восстановление и дальнейшая быстро растущая застройка городов; крупные реставрационные работы проводились в Таллине, Нарве, Кингисеппе, началась целостная застройка г. Кохтла-Ярве.

  С середины 1950-х гг. утверждаются современные принципы градостроительства (генеральный план Таллина), ведется массовое строительство общественных и жилых домов по типовым проектам с применением сборных конструкций, создаются крупные жилые комплексы с развитой сетью культурно-бытового обслуживания, в которых сочетаются свободная и регулярная планировка (Мустамяэ, с 1961, архитекторы В. Типпель, Т. Каллас и др., Вяйке-Ыйсмяэ, с 1972, архитекторы М. Порт, М. Меэлак, Ласнамяэ, с 1977, архитекторы М. Порт, М. Меэлак, В. Херкель и др. в Таллине, Анне в Тарту, Паала в Вильянди и др.). В 1970-е гг. формируется новый облик села, который определяется рациональной планировкой жилой застройки из благоустроенных домов, сооружением обществ., а также крупных производственных зданий (поселки Винни, Саку, Куртна, архитекторы В. Херкель, Б. Миров, В. Пормейстер и др.). Начало новаторским принципам проектирования положил ансамбль Певческого поля в Таллине (1960, архитекторы А. Котли, X. Сепманн, X. Сепп, У. Тэльпус, инженер Э. Паальманн, акустик X. Орувеэ). В 1960—70-х гг. построен ряд общественных зданий, отличающихся оригинальностью архитектурных решений и отделки (Таллинский политехнический институт, 1962—69, архитекторы X. Сепманн, У. Тэльпус и др., со спортивным залом, 1975, Р. Карп; гостиница «Виру» в Таллине, 1972, архитекторы М. Порт, X. Сепманн, интерьеры В. Ази, В. Тамм и др.; театр «Ванемуйне» в Тарту, 1967, архитекторы А. Вольберг, П. Тарвас и др.; дом культуры в Хаапсалу, 1975, архитектор А. Эйги; строится центр парусного спорта для Олимпийских игр 1980 в Пирите под Таллином, архитекторы X. и К. Лоовеэр, X. Сепманн, П. Янес и др.). Общественные здания на селе отличаются богатой пластикой объемно-пространственной композиции, сочетающейся с природным окружением (административное здание птицеводческой станции в Куртна, 1966, здание совхоза-техникума в Янеда, 1974, оба — архитектор В. Пормейстер; межколхозные строительные конторы в Пярну, 1974, архитектор Ю. Яама, инженер А. Ринго, и в Рапле, 1976, архитектор Т. Рейн; административное здание колхоза «Линда» Выруского района, 1972, архитектор Т. Рейн; административное здание рыболовецкого колхоза им. С. М. Кирова, 1974, архитектор Р. Хансберг и др.).

Архитектура Советской Эстонии. Архитектор Ю. Яама, инженер А. Ринго. Административное здание комплекса межрайонной строительной конторы в Пярну. 1974. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитектура Советской Эстонии. Архитектор Ю. Яама, инженер А. Ринго. Административное здание комплекса межрайонной строительной конторы в Пярну. 1974.

Архитектура Советской Эстонии. М. Порт, В. Типпель, Т. Каллас, Л. Шеттай и др. Улица Вильде в жилом районе Мустамяэ. Застраивается с 1961. Таллин. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитектура Советской Эстонии. М. Порт, В. Типпель, Т. Каллас, Л. Шеттай и др. Улица Вильде в жилом районе Мустамяэ. Застраивается с 1961. Таллин.

Архитектура Советской Эстонии. Административное здание птицеводческого совхоза «Куртна». 1966. Архитектор В. Пормейстер. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитектура Советской Эстонии. Административное здание птицеводческого совхоза «Куртна». 1966. Архитектор В. Пормейстер.

Архитектура Советской Эстонии. Т. Рейн. Жилой дом в Пярну. 1976. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитектура Советской Эстонии. Т. Рейн. Жилой дом в Пярну. 1976.

Архитектура Советской Эстонии. Павильон цветов. 1960. Архитектор В. Пормейстер. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитектура Советской Эстонии. Павильон цветов. 1960. Архитектор В. Пормейстер.

Архитекторуа Совесткой Эстонии. У. Тэльпус, П. Мадалик. Библиотека Академии наук Эстонской ССР. 1963. Таллин. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитекторуа Совесткой Эстонии. У. Тэльпус, П. Мадалик. Библиотека Академии наук Эстонской ССР. 1963. Таллин.

Архитектура Советской Эстонии. Архитекторы А. Котли, Х. Сепманн, инженер Э. Паальманн. Певческая эстрада. 1960. Таллин. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитектура Советской Эстонии. Архитекторы А. Котли, Х. Сепманн, инженер Э. Паальманн. Певческая эстрада. 1960. Таллин.

Архитектура Советской Эстонии. Учебный корпус совхозного техникума в Янеда. 1974. Архитектор В. Пормейстер. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитектура Советской Эстонии. Учебный корпус совхозного техникума в Янеда. 1974. Архитектор В. Пормейстер.

Архитектура Советской Эстонии. Т. Рейн. Административное здание колхоза «Линда». 1972. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитектура Советской Эстонии. Т. Рейн. Административное здание колхоза «Линда». 1972.

Изобразительное искусство. Древнейшие памятники искусства на территории Э. относятся к 3—2-му тыс. до н. э. (небольшие фигурки, глиняная посуда, украшенная орнаментом гребенчатая керамика, изделия из кости). В 1-м тыс. до н. э. широко распространились металлические украшения: в качестве элементов орнамента встречаются круг, треугольник, крест, полумесяц и др., новыми типами украшений были подковообразные фибулы, нагрудные цепи.

  К 1-й половине 13 в. относится позднероманский растительный декор капителей в церкви замка Хаапсалу, купели в Вальяле, к середине 13 в. — готические мотивы декора в орденском замке Вильянди, хоре Домской церкви в Таллине, церквах Карья и Пейде. Особое место в готической скульптуре Э. занимает богатый декор церкви Яана (14 в.) в Тарту (крупные терракотовые фигуры псевдотрифория, западные стены интерьера, триумфальной арки, фризы с изображением человеческих голов), связанный с архитектурной композицией церкви и созданный под отдаленным влиянием французской высокой готики.

Терракотовый фриз в церкви Яана в Тарту. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Терракотовый фриз в церкви Яана в Тарту.

  Позднеготическая каменная резьба характерна в основном для Таллина (рельефы портала церкви монастыря Катарийна, конец 14 в., капители дома Большой гильдии, 1410). Деревянная скульптура связана в основном с работами мастеров из Любека и Нидерландов: Мадонна из Каармы (около 1280), главный алтарь церкви Нигулисте (скульптура И. Стенрат, живопись X. Роде, 1481), главный алтарь церкви Пюхавайму (Б. Нотке, 1483), боковые стенки скамьи магистрата в Таллинской ратуше (около 1370) и др. Развивается ювелирное искусство (X. Риссенберг Старший, 15 в.), литейное дело.

Деревянная пивная кружка. 19 в. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Деревянная пивная кружка. 19 в.

  В скульптуре 16—17 вв. преобладала мемориальная пластика: надгробие Понтуса де ла Гарди в Домской церкви в Таллине (1589—95, скульптор А. Пассер). В 16—18 вв. резьба по дереву и деревянная скульптура (в основном создававшаяся местными мастерами) нашли применение в мебели, алтарях, кафедрах (мастера — Кр. Аккерман, Б. Гейстман, И. Зарудный, Э. Тиле, Л. Хейссман, Т. Хейнце в Таллине и Б. Рашки на о. Сааремаа); важнейшие анонимные произведения: кафедры церкви Ранну (сер. 16 в.), кафедра церкви Пюхавайму в Таллине (1597), эпитафии Буксхевденов в церкви Кярла (1591). Широкое распространение получила художественная обработка металла, развилось производство художественного стекла, а также фаянса.

Архитектура 13 — начала 20 вв. Руины церкви монастыря св. Бригитты (Пирита). 15 в. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитектура 13 — начала 20 вв. Руины церкви монастыря св. Бригитты (Пирита). 15 в.

  Ранними образцами живописи являются фрагменты настенных росписей в церквах Вальяла, Муху, Каарма, Ридала и Карья (13—14 вв.). Наиболее выдающиеся произведения 15 в. — живопись створок алтарей церкви Нигулисте и церкви Пюхавайму, большой фрагмент «Пляски смерти» Б. Нотке (конец 15 в., Художественный музей Эстонской ССР, Таллин). В 1-й четверти 16 в. в Таллине работал Михель Зиттов (около 1469—1525), в 1561 была создана живописная эпитафия Черноголовых Л. Гландорфом. Широкое развитие изобразительного искусства относится к началу 19 в., когда была основана под руководством графика К. А. Зенфа рисовальная школа при Тартуском университете (1803), давшая толчок развитию пейзажа и портрета преимущественно в духе классицизма, который в 1820—30-е гг. приобретает романтическую окраску (серии городских видов Г. Ф. Шлатера, сцены из народной жизни Т. Гельхаара, жанровые портреты крестьян А. Пецольда, пейзажи К. Кюгельгена). По проекту В. И. Демут-Малиновского в 1823 было создано надгробие М. Б. Барклая-де-Толли в Йыгевесте.

Рельеф южного портала церкви (Карья). Камень. 14 в Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Рельеф южного портала церкви (Карья). Камень. 14 в

  Зачинателями национальной художественной реалистической школы во 2-й половине 19 в. были И. Келер, профессор петербургской АХ, П. Рауд (в живописи), А. Вейценберг, А. Адамсонскульптуре). Дальнейшее развитие реалистическая традиция получила в начале 20 в. в творчестве художников А. Лайкмаа, К. Мяги, Н. Трийка, скульптора Я. Коорта, графика К. Рауда.

<a target=<a target=Адамсон-Эрик. Декоративное блюдо. Оксидированная, частично посеребренная медь, чеканка. 1959. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин. Эстонская Советская Социалистическая Республика." alt="Адамсон-Эрик. Декоративное блюдо. Оксидированная, частично посеребренная медь, чеканка. 1959. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин."> Эстонская Советская Социалистическая Республика." alt="А. Адамсон. «Последний вздох корабля». Мрамор. 1926. (авторское повторение по оригиналу 1899). Художественный музей Эстонской ССР. Таллин.">

Адамсон-Эрик. Декоративное блюдо. Оксидированная, частично посеребренная медь, чеканка. 1959. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Адамсон-Эрик. Декоративное блюдо. Оксидированная, частично посеребренная медь, чеканка. 1959. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин.

Э. Пыльдроос. «Слово». 1969. Министерство культуры Эстонской ССР. Таллин. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Э. Пыльдроос. «Слово». 1969. Министерство культуры Эстонской ССР. Таллин.

А. Адамсон. «Последний вздох корабля». Мрамор. 1926. (авторское повторение по оригиналу 1899). Художественный музей Эстонской ССР. Таллин.

Н. Трийк. Портрет А. Лайкмаа. 1913. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Н. Трийк. Портрет А. Лайкмаа. 1913. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин.

  В первые десятилетия 20 в. художественная жизнь Э., складывавшаяся под влиянием России и Западной Европы, была отмечена стремлением к созданию самостоятельной системы художественного образования, к организации национальных художественных объединений и выставок, интересом к народному искусству. Во время Революции 1905—07 развивалась политическая сатирическая графика. Большую роль в развитии искусства Э. в 1920-е гг. сыграла художественная школа «Паллас» в Тарту, творчество многих художников перекликалось с западноевропейскими течениями: футуризмом (А. Ваббе), экспрессионизмом (П. Арен, К. Мяги в живописи, Э. Вийральт в графике, А. Старкопф в скульптуре) и конструктивизмом (А. Акберг, Я. Вахтра, М. Лаарман). В 1930-е гг. ведущая роль принадлежала реалистическому направлению, раскрывшемуся в живописи А. Йохани, Н. Куммитса, К. Лийманда, Э. Хаамера, скульптуре Я. Коорта, графике А. Бах-Лийманд, X. Мугасто. В живописи Адамсон-Эрика, П. Бурмана, А. Варди проявляется близость импрессионизму. С восстановлением в Э. Сов. власти в 1940 начался новый этап развития искусства на основе принципов социалистического реализма. В период Великой Отечественной войны 1941—45 группа эстонских мастеров изобразительного искусства основала в Ярославле Союз эстонских художников (1943); в их творчестве отразился патриотический подъем военных лет. После освобождения Э. от фашистской оккупации (1944) происходит объединение творческих сил и перестройка художественной жизни. В живописи 2-й половины 1940 — начале 1950-х гг. — в тематических работах В. Карруса, И. Кимма, В. Лойка, Э. Окаса, в произведениях И. Выэрахансу, Р. Сагритса, Р. Уутмаа, А. Янзена и др.— утверждается метод социалистического реализма. Больших успехов достигла графика; на рубеже 1940—50-х гг. были развиты преимущественно портретный (Э. Эйнманн), жанровый (Э. Окас, А. Хойдре) и пейзажный (Г. Рейндорф) рисунок; в 1960—70-е гг. выдвигается целый ряд художников, работающих в различных видах и жанрах графики, среди которых первое место занимает эстамп (А. Бах-Лийманд, Р. Кальо, А. Кеэренд, А. Кютт, X. Ларетей, В. Толли, П. Улас, X. Ээльма, И. Торн и др.), в области книжного оформления (X. Керсна, П. Лухтейн, В. Тоотс), сатирические графики (X. Валк, Э. Вальтер, Я. Ензен).

М. Лаарман. «Корабли». Цветная гравюра на дереве. 1962. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

М. Лаарман. «Корабли». Цветная гравюра на дереве. 1962.

Э. Вийральт. «Пейзаж окрестностей Вильянди». Сухая игла. 1943. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Э. Вийральт. «Пейзаж окрестностей Вильянди». Сухая игла. 1943.

Эстонская ССР. А. Бах. «Мать с ребенком». Акватинта. 1937. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Эстонская ССР. А. Бах. «Мать с ребенком». Акватинта. 1937.

Э. Окас. «Девушка из Брюсселя». Из «Нидерландской серии». Сухая игла, акватинта. 1958. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Э. Окас. «Девушка из Брюсселя». Из «Нидерландской серии». Сухая игла, акватинта. 1958.

Г. Рейндорф. «Жаркие дни августа». Карандаш. 1955. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Г. Рейндорф. «Жаркие дни августа». Карандаш. 1955. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин.

И. Торн. «Руки рыбака». Из серии «Балтийское море. 1930-е годы». Линогравюра. 1958. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

И. Торн. «Руки рыбака». Из серии «Балтийское море. 1930-е годы». Линогравюра. 1958.

  В станковой и монументальной живописи Э. 1960—70-х гг. раскрывается многообразие творческих манер и жанров (А. Варди, Э. Ките, Н. Кормашов, Л. Микко, В. Охакас, Э. Пыльдроос, О. Субби и др.). В скульптуре создаются портреты, жанрово-исторической композиции, монументальные произведения (Э. Роос, Ф. Саннамеэс, А. Старкопф, Я. Соанс и др.), мемориальные ансамбли (архитектор А. Мурдмаа, скульптор М. Варик).

Архитектура Советской Эстонии. Архитектор А. Мурдмаа, скульпторы М. Варик, Р. Кульд. «Памятник освободителям» в Техумарди (о. Сааремаа). Бетон, доломит. 1967. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитектура Советской Эстонии. Архитектор А. Мурдмаа, скульпторы М. Варик, Р. Кульд. «Памятник освободителям» в Техумарди (о. Сааремаа). Бетон, доломит. 1967.

Л. Микко. «Перед снегом». 1962. Художественный музей Эстонской ССР, Таллин. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Л. Микко. «Перед снегом». 1962. Художественный музей Эстонской ССР, Таллин.

  В декоративно-прикладном искусстве плодотворно развиваются традиции народного творчества: в художественной обработке кожи (Адамсон-Эрик, А. Рейндорф), в художественном текстиле и ковроткачестве (М. Адамсон, Э. Реэметс, Э. Ханзен, Л. Эрм), в изделиях из металла (Э. Куррель, X. Раадик, С. Раунам, М. Ряэк), из стекла (М. Роосма, С. Раудвеэ), в керамике (X. Кума, Э. Пийпуу, С. Сымер, Л. Кормашова и др.). Высокого уровня достигло оформление интерьеров общественных зданий (Б. Томберг, М. Сумматавет, Т. Ганс и др.).

 

  Лит.: Ляти X., Мяги Э., Реалистическое искусство в Эстонии, Таллин, 1956; Бернштейн Б., Гене Л., Изобразительное искусство Эстонской ССР, М., 1957; Вага В., Проблема пространственной формы в средневековой архитектуре Латвии и Эстонии, Тарту, 1960; Кума X., Прикладное искусство Советской Эстонии и его мастера, Л.— М., 1962; Бернштейн Б., Эстонская графика, М., 1970; Раам В., Архитектурные памятники Эстонии, Л., 1974; Karling S., Hoizschnitzerei und Tischirkunst der Renaissance und des Barocks in Estland, Dorpat, 1943; (Kuma H.), Eesti NSV tarbekunst, Tallinn, 1955 (на эст. и рус. яз.); Läti Н., Eesti graafika, Tallinn, 1963 (на эст., рус., нем., англ. яз.); Arman Н., Eesti arhitektuuri ajalugu, Tallinn, 1965: Soonpää L., Eesti skulptuur, Tallinn, 1967; Loodus R., Eesti raamatugraafika, Tallinn, 1968; Solomokova I. (jt.), Eesti kunsti ajalugu, т. 1 (ч. 1—2)—2, Tallinn, 1970—77; Vaga V., Kunst Tartus. XIX sajandil, Tallinn, 1971; Solomõkova 1., Eesti NSV Kunst, Leningrad, 1972 (на эст., рус., англ. яз.); Kirme К., Eesti nahkehistöö, Tallinn, 1973; Loodus R., Nõukogude Eesti raamatugraafika, Tallinn, 1976: Raam V., Gooti puuskulptuur Eestis, Tallinn, 1976 (на эст., рус., англ., нем. яз.); Vaga V., Kunst Tallnnas XIX sajandil, Tallinn, 1976; Nurk Т., Kõrgem Kunstikool «Pallas», 1919—1940, Tallinn, 1977.

  Б. М. Бернштейн, Л. Ю. Генс, В. В. Раам.

Эстонская Советская Социалистическая Республика, Эстония (Ээсти НСВ).

Флаг государственный. Эстонская ССР. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Флаг государственный. Эстонская ССР.

Герб государственный. Эстонская ССР. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Герб государственный. Эстонская ССР.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
Э. в эпоху социализма
VI. Коммунистическая партия Эстонии
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Эстонии
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Фаланги (анатомич.) Фаланги (от греч. phalanx – сустав) (анатомические), небольшие трубчатые кости, образующие скелет пальцев конечностей у позвоночных животных и человека.
«Academia» «Acadmia», советское издательство. Основано в 1922 в Петрограде как частное, затем преобразовано в издательство при Государственном институте истории искусств в Ленинграде.
Ванкувер (город в США) Ванкувер (Vancouver), город на северо-западе США, в штате Вашингтон; северный пригород Портленда.
Дифенил, C6H5—C6H5, бесцветные кристаллы; tпл 171°С, tkип 254—255°С.
Колокольчиковые (Campanulaceae), семейство двудольных растений.
Микрокаротаж (от микро... и каротаж), метод исследования буровых скважин путём измерения электрического сопротивления горных пород вблизи их стенок.
Плесневые грибы, грибы, образующие характерные налёты (плесени) на продуктах питания, фруктах, растительных остатках, обоях, коже и др.
Словацкая Советская Республика 1919, государство диктатуры пролетариата, существовавшее в Словакии в 1919.
Фомин Александр Васильевич [2(14).5.1869, с.
Акарициды (от греческого ákari — клещ и латинского caedo — убиваю), химические средства борьбы с клещами.
Виверры (Viverra), циветты, род хищных млекопитающих семейства виверровых.
Дю Виньо Винсент Дю Виньо (du Vigneaud) Винсент (р. 18.5.1901, Чикаго), американский биохимик.
Корабль (судно) Корабль (от греч. karabos), то же, что судно.